к оглавлению

Почему нужно защищать культурные ценности?

 

Гончарова Наталья

ученица 10  класса школы № 262,

Санкт-Петербург.

Рук. Пасечник З.Н.

 

Жизнь – прежде всего творчество, искусство, памятники культуры, но это совсем не значит, что каждый человек, для того чтобы жить, должен родиться архитектором или художником. Можно просто творить вокруг себя добрую ауру.

Добро не может быть бессмысленно и нелепо. Добрый поступок никогда не глуп, никогда не преследует выгоду. Ценность доброты – это самая большая ценность, которой награждает человека искусство. Но не все люди могут понять этот дар, а награжденный становится душевно обогащенным, значит счастливее. Кроме этого, награжденный даром доброго понимания мира, окружающих его людей, прошлого и далекого, человек легче дружит с другими людьми, культурами, национальностями, ему легче жить.

Дар, который дан человеку понимать произведения искусства, невозможно отнять, а он всюду, необходимо только увидеть.

Зло в человеке связано с ужасным чувством зависти, недоброжелательности, непониманием общества, разочарованием в жизни. Злой человек казнит себя своей злобою.

Искусство помогает и освещает дорогу жизни. Но научиться понимать произведения искусства и памятники архитектуры нелегко. И на эти учения уходит иногда вся жизнь. Для этих уроков необходима честность, искренность, открытость к восприятию искусства.

Вкус искусства не передается по наследству. Но если приглядеться к людям, обладающим вкусом, то можно заметить, что они честны и искренни в своей восприимчивости.

К памятникам архитектуры не стоит относиться предвзято, следуя    мнениям других людей и моде. Если нравится – так и говорите. Умейте не только выражать собственные мнения, но и прислушиваться к другим.

Человек, который хочет учиться пониманию искусства, должен знать следующее: нельзя понять сразу сложное, не поняв ранее более простое. Допустим, вы не сможете понять классическую музыку без знаний об основах музыкального искусства. Если вы знаете, что памятник создан в Древней Греции, это создает к нему историческое отношение, помогает его восприятию. А для более полного восприятия древнегреческого искусства потребуется знание еще того, в какую эпоху истории Древней Греции создано то или иное произведение искусства. Особенно хочется уделить внимание деталям. Иногда мелочь позволяет нам проникнуть в главное. Ведь очень важно, для чего рисовалась или создавалась та или иная вещь! Оружие знания – мирное оружие.

Все заботятся о своем здоровье и здоровье близких, следят за правильным питанием, за тем, чтобы окружающая нас среда оставалась чистой и незагрязненной. Ведь загрязнение среды угрожает жизни человека, его здоровью. Всем известно, какие гигантские усилия предпринимаются нашим государством, учеными, общественными деятелями, чтобы спасти леса, реки, животный мир нашей планеты. Всем известна целительная сила природы.

Но человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Охрана культурной среды – не менее важная задача, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологического существования , то культурная среда не менее необходима для его нравственной , духовной жизни, для его привязанности к родным местам . К сожалению , вопрос о нравственной экологии не поставлен и не обсуждается . Изучаются лишь отдельные виды культуры и остатки прошлого, вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изучается нравственное влияние на человека всей культурной среды в целом, ее воздействующая сила. А ведь в этом нет ни малейшего сомнения!

Человек воспитывается в его окружающей среде незаметно для себя. Его воспитывает история, прошлое. Ведь жить в Санкт-Петербурге, в городе, где жили поэты великой русской литературы, великие критики и философы, ежедневно впитывать впечатления и эмоции, которые получили отражение в произведениях русской литературы, посещать квартиры-музеи – значит, постепенно обогащаться духовно.

Каналы, площади, улицы, дома, парки напоминают об истории. Человек с открытой душой входит в прошлое. Он учится уважению к предкам. Прошлое и будущее становится привычными для человека. Если человек не любит смотреть на старые фотографии своих родителей, значит , он не любит своих родителей; если человек не любит старые дома и улицы, памятники архитектуры, значит, у него нет любви к своему городу.

Утраты в природе восстановимы. Можно восстановить леса; можно очистить загрязненные реки и моря. Естественно, если не перейдена грань.

Сложнее дело обстоит с памятниками культуры. Их утраты не восстановимы, так как   памятники культуры индивидуальны и всегда связаны с определенной эпохой в прошлом и с архитекторами. Каждый памятник разрушается навечно.

Можно создать макеты разрушенных зданий. Но заново отстроенный памятник старины будет лишен документальности.

Количество памятников культуры и культурной среды крайне ограниченно в мире, и оно истощается. На земле становится тесно для памятников архитектуры, не потому , что мало земли , а потому , что строителей притягивают к себе старые места, обжитые , а следовательно заманчивые и красивые для строителей городов.

Мы не должны возлагать ответственность охраны памятников на других или надеяться, что сохранением культуры будут заниматься специальные государственные органы. Мы сами должны быть культурны, воспитаньг, понимать красоту и доброту. Каждый обязан принимать активное участие в сохранении культуры. Мы ответственны за все, а не кто-то другой, и в наших силах не быть безразличными к нашему прошлому. Необходимо, чтобы хулиганство и безответственное отношение к памятникам архитектуры неукоснительно обсуждались в судах, строго наказывались.

Не будет корней в родном городе или стране – будет много людей, «похожих на степные растения». Прошлое находится в нашем общем владении!

Защищайте культурные ценности! Они являются нашим прошлым, будущим и настоящим. Стремиться к знаниям – задача каждого человека, а памятники – источник нового и вдохновенного...

 

к оглавлению

 

Hosted by uCoz