Rambler's Top100

«Осознание Красоты преобразит жизнь»

Пособие для  педагогов и организаторов Дня Культуры

Приложения

1. Платон о Прекрасном

2. Красота. Словарь эпитетов

3. Амонашвили Ш.А.  Уроки постижения Красоты

4. Брюсов В.   Работа 

5. Гореликова М.В.  Легенда

6. Впечатления. Молодые о красоте

7.  Ключников Ю.М.  Индия   Тадж-Махал

8. Праздник как форма эстетической деятельности

 


             *   *   *
Кто-то может спросить, неужели именно теперь,
во время общего материального кризиса,
уместно говорить об искусстве и науке?
Вот именно уместно.
Расцвет искусства и науки является разрешением житейских кризисов.
Опыт долгого времени указывает нам, что искусство и знание расцветали там, где сверху
они признавались величайшими стимулами жизни.
Там, где главы государства,
где владыки церкви и все руководители жизни
сходились в стремлении к Прекрасному,
там и происходил ренессанс,то возрождение,
о котором теперь пишутся такие восхищенные книги.

*   *   *
Мы вводим всеми средствами искусство во все проявления жизни.
Вы – Учителя искусства; вы – эмиссары красоты;
вы сознаете ответственность перед грядущим поколением,
и в этом выражается ваша радость и ваша непобедимая сила.
Ваши действия – благородные действия.
Вам, моим невидимым друзьям, мы шлем наш зов.
Мы знаем, как трудно для вас начать борьбу за свет и достижения.
Но препятствия –
только новые возможности создать благодетельную энергию.
Без битвы нет победы.
Будущие мученики мудрости и красоты,
мы знаем нашу ответственность перед вами!
С каждым утверждением Красоты и высоты,
мы создаем качество будущей жизни.


                          Н.К.Рерих


 

Приложение 1

Платон о Прекрасном

 

Основные положения концепции Прекрасного, изложенные в сочинениях Платона.

«Я ищу не того, что кажется прекрасным, но то, что оно есть»

(Платон)

Платон полагал, что людям присуще врожденное и неизменное ощущение прекрасного, гармонии, ритма и что только это ощущение и может быть их критерием.

·        Прекрасное не ограничивается одними чувственными предметами.

·        Прекрасное является объективным свойством, а не субъективной реакцией людей на прекрасные вещи.

·        Критерием прекрасного является врожденное чувство прекрасного, а не мимолетное ощущение удовольствия.

·        Не все, что нам нравится, является в действительности прекрасным.

·        Сущность прекрасного, как, впрочем, и всякого блага – в порядке, мере, пропорции, гармонии.

 

“Мера и пропорция потому имеют такое решающее значение для красоты вещей, что они придают им единство”

"Безобразное – это то, у чего не достает меры".

В одних случаях меру следует понимать как число, в других же – как соразмерность и соответствие.

Чувство порядка и меры, пропорции является свидетельством "родства с богами" человека.

 

“Высшая красота достигается путем соединения внешней красоты с внутренней”

“Людям присуще врожденное и неизменное ощущение прекрасного, гармонии, ритма – только это ощущение и может быть их критерием”

“Любовь к Прекрасному есть восхождение”

“Духовная красота есть красота высшая”

Платон понимал Прекрасное не только как одну эстетическую красоту, но и как красоту моральную.

 

«Перед художником стоит только одна задача: открыть и воспроизвести ту единственную форму, которая присуща каждой вещи. Любое отклонение от совершенства этой формы представляет собой ошибку, фальшь, вину».

 

  в начало


Приложение 2

КРАСОТА. Словарь эпитетов

 

 О красивом, прекрасном в жизни, в природе, в поведении человека; об истинной и о ложной красоте. Безмолвная, бесподобная, бессмертная, бесхитростная, благородная, великая, волшебная, выдуманная, вялая, девственная, дивная, душевная, естественная, жуткая (разг.), замечательная, земная, изумительная, изысканная, исключительная, искусственная, истинная, ложная, лучезарная (устар. поэт.), мажорная, могучая, невиданная, негаданная (нар.-поэт.), неземная, неописуемая, неписаная (нар.-поэт.), неповторимая, неподражаемая, непостижимая, неприукрашенная, несказанная (нар.-поэт.), нетленная, нехитрая, ослепительная, первобытная, первозданная, поддельная, подложная, показная, правдивая, природная, приукрашенная, радостная, редкая, редкостная, роскошная, совершенная, трогательная, удивительная, фальшивая, фантастическая, хладная (устар.), холодная, царственная, чистая, чудесная, чудная, ясная. О красивой, привлекательной внешности человека. Бесстрастная, библейская, благородная, броская, властная, влекущая, возвышенная, восточная, вызывающая, гордая, грубая, демоническая, живая, замечательная, земная, изящная, коварная, кричащая, ледяная, манящая, милая, минутная, мягкая, навязчивая, небесная, невиданная, нежная, немая, неотразимая, обаятельная, обольстительная, одухотворенная, опьяняющая, ослепительная, ошеломляющая, писаная (нар.-поэт.), плакатная, пламенная (устар. поэт.), пленительная, покоряющая, поражающая, поразительная, потрясающая, приманчивая, пышная, пьянящая, редкая, резкая, русская, сверкающая, светлая, смягченная, спокойная, строгая, суровая, телесная, теплая, тихая, тонкая, торжествующая, цветущая, чарующая, чувственная, чудесная, эффектная, яркая.

*(а также) Веская, вечерняя, вешняя, военная, задумчивая, мотыльковая, мраморная, мудрая, неукротимая, осенняя, самовластная, снежная, тяжелая, усталая, четкая, ядовитая.

 

 (в данном приложении использованы примеры из «Словаря эпитетов русского литературного языка»

 – СПб: «Норинт», 2002. –224 с. Автор Горбачевич К.С.)

  в начало


 

Приложение 3

 

Амонашвили Ш.А.,

почетный академик Российской Академии Образования,

доктор психологических наук, профессор

 

 Уроки постижения красоты

 

В Школе Жизни это есть интегральный образовательный курс, цель которого – выявить и развить в Ребёнке глобальную способность постижения и переживания красоты в разных её проявлениях и формах. В процессе развития этой способности раздвигаются грани духовной и нравственной жизни Ребёнка, грани его познаний, деятельности и творчества.

В то же время находящаяся в развитии способность направляет Ребёнка на самосовершенствование и утверждение прекрасного в себе и вокруг себя. Формула "Сознание красоты спасёт мир" обретёт для Ребёнка конкретный смысл и станет мотивацией многих его благих побуждений.

Важно проследить самое главное – качество интегральности уроков постижения красоты. Виды искусства рассматриваются как своеобразные науки, которые тоже исследуют действительность, постигают мир. Каждый вид искусства делает это своими средствами и описывает реальность языком красок, звуков, движений. Что является предметом исследования для каждого вида искусств? Таким предметом является сам человек, его мир чувств, его духовный мир, его судьба и жизнь в целом.

Если художник рисует одинокое дерево, это не означает, что ему жаль конкретное дерево, а означает, что в этом образе выражает он свою жизнь, свои познания и отношения, жизнь людей. С помощью своих творений: художественных полотен, симфоний, балетных и драматических спектаклей, романсов и песен их создатели (художники, композиторы, артисты, балетмейстеры, режиссёры и др.) несут людям яркие образы жизни для облагораживания чувств, мыслей, взаимоотношений, жизни; доставляют им радость, волнение, вызывают сострадание, возмущение. Образы искусств украшают жизнь и быт людей.

Такая интегральность образовательного курса "Уроки постижения красоты" обеспечивается тем, что, кроме многих других сфер действительности, он вбирает и синтезирует в себе обычные для начальных школ предметы – музыку и изобразительное искусство, а также балет и театр.

На уроках постижения красоты дети слушают эмоциональные рассказы учителя из жизни выдающихся художников, композиторов и музыкальных исполнителей, режиссёров и артистов театра и кино, танцоров и т.д., рассказы о значении цвета и звуков в жизни, в духовном мире. Детям даётся возможность долго рассматривать качественные репродукции картин, долго слушать музыку, искать чувства, отражённые в музыке, в рисунках, в танце.

В Школе Жизни содержание образовательного курса "Уроки постижения красоты" строится примерно по следующей схеме:

 

Красота во всём; движение к порядку и красоте в проявленной Вселенной.

Красота как высшее состояние, высший закон гармонии, порядка, целесообразности. Космос – значит "Порядок", "Устройство", "Красота". Движение Вселенной к преобразованию хаоса и безобразия в гармонию в облике красоты.

Красота в Природе: формы, цвета, убранство, целостность, взаимообусловленность, перемещения, движения, голоса, образ жизни, горы, равнины, реки, водопады, моря, растения, их плоды, семена, леса, животные, насекомые, птицы, смена времён года, погода, облака, ветры, стихии, огонь... Принцип стремления к целесообразности и гармонии в творческом восхождении Природы. Способность видеть красоту во всех проявлениях Природы (красоту внешних форм и сочетания цветов, красоту движений, красоту закономерностей и целесообразности) и восхищаться ею, беречь всю нерукотворную красоту Природы.

Красота Космоса: Солнечная система, восход и заход Солнца, день и ночь, Луна, звёздное небо, расположение звёзд, закон целостности и притяжения, свет, тьма, движение Земли вокруг своей оси, вокруг Солнца, порядок движения, стремление к совершенствованию. Способность видеть и чувствовать явную и скрытую красоту Космоса.

Красота жизни людей – устремлённость к совершенствованию, восхождению.

Человек – микрокосмос, носитель всей гармонии и красоты Мироздания. Красота и совершенство тела человека, красота речи, человеческого общения, красота труда; рукотворная красота, плоды человеческого труда, творчества, гения – красота архитектуры, живописи, музыки, танца, обрядов; красота созидания, преобразования; красота научных теорий и открытий.

 

Способность восхищаться и наслаждаться высшими образцами рукотворной красоты, высшими духовными ценностями.

 

Красота духовной жизни, красота и возвышенность мысли;

красота чувств;

высшая красота и гармония – любовь;

красота истины;

красивая душа;

красота сердца;

внутреннее обаяние человека;

красота человеческих взаимоотношений;

стремление к самосовершенствованию и гармонии;

умение создавать красивые мысленные образы, радоваться воображаемой красоте;

способность чувствовать и воспринимать незримую красоту, радоваться красоте во всех человеческих проявлениях и возмущаться из-за бездуховности, пошлости и безвкусицы, бессердечности и жестокости.

 

Преобразующая, возвышающая сила сознания красоты, способности построения и переживания красоты умом и сердцем.

Стремление к упорядочению жизни по принципам красоты, к утверждению гармонии и порядка.

 

В образовательный курс "Уроки постижения красоты" включаются такие формы деятельности детей, которые помогут им накапливать в себе опыт понимания красоты:

обсуждения, сравнения и оценки;

слушание высших образцов классической и современной музыки,

сочинение музыки и песен,

пение,

посещение выставок картин, оценка образцов живописи,

рисование с заданием изображать чувства, стремления, настроения;

посещение спектаклей;

постановка спектаклей и т.д.

 

Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. –

М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998.

 

 в начало  


Приложение 4

Валерий Брюсов 

 

Работа

 
Единое счастье – работа, 
В полях, за станком, за столом,–
Работа до жаркого пота, 
Работа без лишнего счета,– 
Часы за упорным трудом!
 
Иль – согнут над белой страницей, 
Что сердце диктует, пиши; 
Пусть небо зажжется денницей,– 
Всю ночь выводи вереницей 
Заветные мысли души!
 
Посеянный хлеб разойдется 
По миру; с гудящих станков
Поток животворный польется; 
Печатная мысль отзовется 
Во глуби бессчетных умов.
 
Работай! Незримо, чудесно 
Работа, как сев, прорастет: 
Что станет с плодами,– безвестно, 
Но благостно, влагой небесной, 
Труд всякий падет на народ.
 
Великая радость – работа, 
В полях, за станком, за столом! 
Работай до жаркого пота, 
Работай без лишнего счета,– 
Все счастье земли – за трудом!
 

  в начало


 

Приложение 5

Легенда

 

Давно это было. Радость и счастье царили на Земле. Люди жили как братья. И вся их жизнь была Музыкой. Инструментов музыкальных не было тогда. Но звучания прекрасные наполняли Землю. Люди пели. Голоса у всех были благозвучны, речь полна гармонии, и прекрасный ритм был во всех их действиях. По утрам люди настраивали себя, вслушивались в Гимн Восходящего Солнца. А ночью внимали музыке Далеких Светил. И умели они слышать звучание мысли. И каждый человек слышал песню сердца другого человека.

И правила на земле Светлая Царица. Красота ее была лучезарна, как Солнце, как Звезды. Тот, кто хоть раз взглянул на нее, сам становился красивее. Но еще более чудесным был ее голос. Невозможно описать всей его красоты и волшебных свойств. Голос Царицы нес в себе пение Звезд. Люди настраивали свои сердца в тон этой небесной музыке. А ветры и водопады на Земле стремились петь, подражая голосу Царицы. Имя ее было – Музыка.

 

Но однажды все изменилось на Земле. Черный Волшебник – повелитель подземного царства – всегда стремился захватить власть над людьми. И однажды, во время затмения Солнца, наслал он на них чары. И когда Солнце вновь засияло над Землей, люди уже были другими.

Глаза их не стали слепыми, и уши продолжали различать звуки, но сердца стали бесчувственны к Красоте. Люди перестали понимать песни ветров и водопадов. Ушло пение из жизни. Речь стала грубой. Люди стали не чуткими друг к другу. И Прекрасная Лучезарная Царица стала казаться им такой же обычной, как и все. Красота утратила свое влияние на жизнь людей.

И только один человек оказался не подвластен злым чарам. Это верный Хранитель Царицы – Серебряный Рыцарь. Его любовь и преданность ей были так велики, сердце так пламенно, что чары не смогли подействовать.

Одинокие среди околдованных людей, взывали они к их сердцам. Но тщетно. Люди не понимали, о какой Красоте и какой Музыке им говорят. Они красивы, красиво одеты, у них много хороших вещей. Ну и что ж, что не слышат они Пения Звезд. У них много важных дел на Земле. И только некоторые, более чуткие, иногда ощущали странную тоску в сердце. Словно когда-то они были очень-очень счастливы. Но все забыли.

 

Высоко, у самого неба жил Великий и мудрый Волшебник Белой Горы. К нему за помощью и советом отправились Царица и Рыцарь.

– Знаю о том, какая беда постигла Землю. Я буду помогать людям. Но изгнать зло из своей жизни они должны сами. Сейчас время Черного Волшебника. Долго оно продлится. Но не вечно. Открою вам тайну. Твой голос, Царица, посеял в сердце каждого человека искру – частицу небесного огня. Сейчас сердца людей покрыты земной пылью. Но придет время, огни разгорятся, и их сила наполнит Землю. А пока стань невидимой. И невидимо помогай людям. Будь везде. В тихом шелесте листьев, в ласковом дуновении ветра; невидимой взывай к чувству прекрасного в сердцах человеческих. Я же дам людям музыкальные инструменты, и каждый из них будет напоминанием о Прекрасной Музыке. И всякий раз, когда инструмент будет брать в руки человек с возвышенной душой, сокрытая в инструменте сила жизни будет освобождаться и наполнять Землю.

И дам я людям один инструмент особенный. Даже внешне он будет напоминать Царицу. Струны его будут заставлять вибрировать лучшие струны души человеческой, а голос будет проникать в самое сердце. И никогда этот инструмент не сможет петь без своего верного и чуткого спутника. Вечно неразлучны, в руках вдохновенного исполнителя, они будут взывать к голосу Красоты в человеке. И всякий раз, когда вдохновение будет касаться души, хоть одно сердце на Земле будет освобождаться от чар. И больше будет становиться силы жизни на Земле. (Так родилась скрипка…)

 

Волшебник Горы исполнил свое обещание помогать людям в это мрачное время. Много стало разнообразных инструментов. И много стало звучать музыки на Земле. И стал Волшебник посылать на Землю своих людей. Рождаясь на Земле, они отличались от всех людей тем, что их сердца были открыты небесной музыке. Они слышали и , обладая талантом, могли создавать для людей музыку, хранящую в себе небесный огонь. И когда люди слушали, напрягая лучшие силы своей души, сила освобождалась. Огонь в сердцах загорался, силы жизни на Земле становилось все больше. И пришел на Землю человек, который принес людям музыку, в которой была сила Солнца. Она могла бы пробудить любовь и искренность в людях.

 

Музыка неба напоминала о счастье и радости, которые придут на Землю, когда люди самоотверженно устремятся к Красоте. Но людей, пробудившихся от чар, по-прежнему было мало на Земле, а все дело в том, что большинство людей стало считать музыку развлечением. И в тех, кто слушал и в тех, кто исполнял, уже поселилась вместо любви к Музыке любовь к себе. Люди слушали произведения, хранящие силу неба, и восклицали: «Это гениально! Это божественно!» Но сердца их молчали. И волшебная сила оставалась сокрытой.

 

А злой волшебник стремился отвлечь внимание людей и послал на Землю свою музыку. И землю стали наполнять громкие и резкие звучания, диссонансы, грубые ритмы. Музыка эта стала звучать везде. Злой волшебник заботился, чтобы люди меньше оставались в тишине. В тишине можно услышать тихий голос своего сердца. И можно услышать прекрасный голос невидимой Царицы, наполняющий пространство.

И тогда Серебряный Рыцарь собрал детей:

– Вы умеете беседовать со звездами, играть с ветрами и ручьями. Вы летаете во сне. Вы видите и слышите много такого, что не могут слышать взрослые.

И поведал им о тайне невидимой музыки. И стал учить их слушать свое сердце. И слушать в тишине. И стали они слышать звуки голоса прекрасной Царицы и стали видеть цветные огни – отблеск ее сияющей красоты. Так зажглись их сердца…

 

Прошло время. Дети выросли. И бережно сохранили то, чему научил их Рыцарь. Больше стало людей, освободившихся от чар, но по-прежнему мало, чтобы вернуть царицу Музыку людям.

И вот настало время. Из бескрайних просторов Вселенной приблизилась к Земле чудесная Звезда. Такая же величественная, как наше Солнце, но еще больше и прекраснее. И когда ее лучи коснулись Земли, огонь в сердцах пробудившихся людей стал мощным, сила их увеличилась. И много стало силы жизни на Земле.

И тогда сияние наполнило все вокруг, и ночь стала как день. Пришло время появления Музыки на Земле, и люди стали преображаться. И стали они слышать то, что не слышит ухо обычного человека: звучание каждого человеческого существа.

Одни люди издавали звук чистый и звонкий, другие тусклый, а третьи резкий и грубый.

И прозрели люди, и вновь стали настраивать струны души и сердца и выстраивать все голоса и звуки земли в одну стройную и гармоничную симфонию. И тогда видима всем стала Царица Музыка. И все, что ранее казалось людям красивым, померкло в звучании ее Красоты надземной. А рядом – Серебряный Рыцарь – в лучах подвига и славы. Как пример вечной преданности и вечной верности на земле. А Черный Волшебник навсегда покинул Землю. Потому что зло не может существовать в атмосфере Красоты и Гармонии.

 М.В. Гореликова,

 учитель музыки.

 

  в начало


Приложение 6

Впечатления.

Молодые о красоте

Сорвавшись с клавиш, бурный Шуман

Раздвинул стены, горы, ночь…

Убрал деревья с легким шумом,

Отбросив темноту их прочь…

 

Как быть? Бежать на берег, плача,

Сказать кому-нибудь о том,

Что надо жить совсем иначе,

Что нужно помнить об одном –

Об этой красоте тревожной,

Об этой вспыхнувшей мечте…

Забыть, забыть, забыть о ложной,

Пустопорожней суете!..

 

Иль просто верить этой жгучей,

Великой правде Красоты

И знать, что этот миг – не случай,

А Зов бессмертной Правоты.

           Н.А.

 в начало

*   *   *

Я многое хочу сказать

О жизни, смерти и судьбе,

Но как могу описать

Все, что теперь известно мне?

 

Я знаю больше, чем хочу,

Я вижу больше, чем могу,

От жизни старой ухожу

И всем¸ кто хочет, помогу.

 

Свобода духа – цель моя.

От всех пороков бытия

Желаю чище стать теперь.

 

Ты хочешь, верь или не верь –

Постыли радости порока,

Я в них теперь не вижу прока,

Я в очищеньи вижу смысл.

 

А. Маслова


Приложение 7

Навстречу году Индии в России

Юрий Ключников

 

     ИНДИЯ

Не в чудесах твоих для нас магниты,
Но в мудрости пылающих сердец,
О, Индия, страна “Бхагавад Гиты”!
Да утвердится дух твой, наконец!

По серпантину знанья поднимаясь,
Сердцами рвем рассудочный туман.
И разум на санскрите – значит “манас”,
Ведь сохранила же Европа “ман”.

Восток и Запад – братья, хоть и мессу
Единству их поет толпа невежд.
О, Индия! Навстречу Бенаресу
Идут София, Суздаль, Будапешт.

Что ненависти жалкие лохмотья
Перед шелками братства и любви?!
О, Индия! Как дороги сегодня
Пророчества великие твои!

Но чтобы плоть и мужество, и силу
Они в сраженьях долгих обрели,
Союз бхаратов и сынов России
Дарован на спасение Земли.

 

 

ТАДЖ-МАХАЛ

В предвечернем прокопченном небе,
Навевая радость и покой,
Он парит, парит прекрасный лебедь,
Мраморное чудо над рекой.

Рядом с ним среди газонов стриженных,
Телеобъективами блестя,
Черные, блондинистые, рыжие
Махарани шелком шелестят.

Где еще им снять видеокамерой,
Где увидеть в жизни иль в мечте
Вот такой, как этот, белокаменный
Гимн любви и женской красоте.

Мавзолею в честь подруги верной
Отдал автор двадцать лет труда.
Был за то с престола сыном свергнут,
Заключен в темницу навсегда.

Получив единственную милость
Видеть в щель до смертного конца
Ту, что навсегда ему приснилась
В белом оперении дворца.

На весы судьбы эпохой брошенные,
Проходя последний Судный час,
Мы глядим с немым восторгом в прошлое,
А оно с надеждою – на нас.

Сдержат ли огонь земные трещины?
Выдержим ли пошлости вулкан?
Потерять сегодня ради женщины
Трон и жизнь готов ли шах Джахан?

Обещает чудо генных опытов
Заменить любовных чувств накал.
Господи! Спаси от биороботов
Нежность, простоту и Тадж-Махал!

 

 в начало


 

Приложение 8

Праздник как форма эстетической и художественной деятельности

Эстетическое содержание изначально и всегда присуще празднику.

Оно заключено в самом феномене праздника,

его особой жизнедеятельности, которая всегда:

– коллективна и возникает там, где уже имеются духовные связи между людьми, ею еще более укрепляемые;

– так или иначе организована и предстает в виде обряда, игры, состязания или какого-то более сложного церемониала;

– развертывается в свободное от работы время, являющееся пространством для развития творческих способностей человека;

– требует особого, ценностно значимого и красочно оформляемого места;

– объединена с идеальными устремлениями, с социальными чаяниями людей, их надеждами на лучшую и счастливую жизнь, каковые и стремится сделать, пусть кратковременной, реальностью;

– связана с целым комплексом жизненных, культурных и эстетических реалий, не имеющих места вне праздника (особые обычаи, традиции, поступки, вещи, знаки, символы, нормы общения, словесные формулы и др.).

Будучи средоточием такой жизнедеятельности, праздник эстетически организует и переоформляет время индивидуальной и коллективно-групповой жизни. Соизмеряя ее с ритмом социально-исторической жизни и с ритмом природы (космоса), он вносит в нее элементы полноты, целостности, гармонии и красоты.

Праздник – а по сути, сама жизнь – эстетически преображенная, проявляющаяся во всем блеске и переизбытке сил, выступает в свою очередь, мощным импульсом для развития художественного творчества.

 

 Rambler's Top100

   
 

 

Hosted by uCoz