Rambler's Top100

Лучшие творческие работы  

участников городского конкурса сочинений 2010 года,

проходившего в школах Санкт-Петербурга в рамках ежегодного Дня Культуры

под девизом: «Человек будущего – человек нравственный»


Познай себя – познаешь мир, изменишь себя – изменится мир

Васильева Марина

10-А кл. школы № 619, Санкт-Петербург

Рук. Гехтман А.Л.

Основным принципом своей философии Сократ избрал призыв дельфийского оракула «Познай себя!» (Nosce te ipsam). Эта надпись была начертана на храме Аполлона в Дельфах спартанцем Хилоном. В юности Сократ, посетив Дельфы и увидев эту надпись, избрал этот призыв своим жизненным принципом, дополнив концовкой: «...и ты познаешь мир». Такова история этого высказывания, которому вот уже больше двух тысяч лет.

Как-то исследователь античной культуры С.Аверинцев заметил, что древние обладали мудростью, а мы обладаем знаниями. Так знаменитый ученый диагностировал беду человека нового времени – знания интеллектуальные превалируют над пониманием законов жизни, ценности материальные превалируют над ценностями духовными. В высказывании Сократа две части, одна касается отношения к человеку (к самому себе), а другая – к миру. Как же отнесся к человеку и к миру 20-й век, наследниками которого мы являемся?

Когда Ницше на рубеже 19 и 20 веков сообщил миру о кризисе гуманизма («Бог умер»), человечество погрузилось в абсурдные мечтания о всеобщем коммунистическом счастье, или о безудержном техническом прогрессе, или о национальном превосходстве. Человек стал рассматриваться не как воплощение души, а как рабочая сила, источник дохода или, что особенно чудовищно, как набор запчастей для других более удачливых «особей». Таким образом, человек отступил от истины древних «Познай себя – познаешь мир», направив свои силы в ложном направлении, а не на осознание самого себя. Эту ситуацию человечества середины 20 века диагностировали писатели французского экзистенциализма, утверждая ценность человеческой личности, несмотря на царящий вокруг абсурд. Так Камю в романе «Чума» интерпретирует указанную в названии болезнь в духе древних: это наказание богов людям за страшные грехи. По экзистенциализму, степень абсурдности человеческого общества столь высока, что изменить в мире уже ничего не возможно, но возможно изменить самого себя, осознать себя в абсурде, как утверждал П.Сартр. В трагедии Ж.Ануя «Антигона» Креон спрашивает героиню, зачем она совершает бессмысленный подвиг. На этот вопрос Атигона отвечает, что делает это для себя. Итак, история и культура 20 века демонстрируют ошибочность отказа от древних истин, в частности, от истины «Познай себя – познаешь мир». Следствием этого отказа становится глубокий духовный кризис, в котором оказалось так называемое цивилизованное общество.

Но об этом можно рассуждать бесконечно. Не поступить ли мне по примеру экзистенциалистов, перестав размышлять обо всем человечестве, подумать о конкретном человеке, а именно, о себе. Я часто замечала, что воспитывать щенка или младшего брата значительно легче, чем саму себя. Я легко делаю замечание по поводу разбросанной одежды, обращаясь к брату, но свой вывернутый наизнанку свитер я вижу не сразу, а когда нахожу, то легко оправдываю себя. А ведь это мелкий недостаток, а насколько труднее признать в себе более серьезные душевные изъяны! Что значит познать себя? Значит, увидеть в себе качества не только хорошие, но и плохие, постараться изменить что-то в себе в лучшую сторону.

Психологи утверждают, что человек живет так, как ему нравится, несмотря на многочисленные жалобы, неудовольствия и т.д. Но ведь если человек ничего не меняет в себе, то он обязательно получает вчерашний безрадостный результат. Действительно, изменишь себя – изменится мир. Но как трудно это сделать!

Особенно, если забудешь последовательность и начнешь менять сначала мир, а потом себя. Об опасности такой ошибки предупреждают лучшие русские философы, представители христианской антропологической школы, Н.Лосский и Н.Бердяев. Гордыня, по их мнению, является тем качеством, с которым человек должен бороться, поскольку «гордое существо убеждено в том, что всё в мире должно происходить по его соизволению». Грех себялюбия предполагает «требование полноты жизни только для самого себя... при этом себялюбец вместо полноты жизни получает скудость ее». Увидеть в себе, в своей душе эти черты невозможно, если не познавать человека, читая серьезную литературу, в том числе и духовную. Таким образом, самопознание немыслимо для человека невежественного. Познавая себя, человек невольно постигает мир, познавая себя, человек изменяет себя, изменяя себя, человек изменяет мир, частью которого является.

 

 

 Rambler's Top100

   
 

 

Hosted by uCoz