Rambler's Top100

Лучшие творческие работы  

участников городского конкурса сочинений 2010 года,

проходившего в школах Санкт-Петербурга в рамках ежегодного Дня Культуры

под девизом: «Человек будущего – человек нравственный»


Чужого горя не бывает

Завилович Екатерина

7-А кл. лицея № 179, Санкт-Петербург

Рук. Аксенина И.А.

Хочется начать свое сочинение с вопроса, что самое главное в этом мире? Жизнь. А чья жизнь важнее, чем твоя? Чужая. Ведь мы не задумываемся о том, что заболеем, когда идем гулять, а на других натягиваем шапки, шарфы, лишь бы только не простудились.

Практика показывает, что чужая жизнь намного интереснее и красочнее, чем своя собственная, но почему, когда дело доходит до помощи, проявления сочувствия, сострадания, люди чаще всего отворачиваются, забывая обо всем, что когда-то их связывало?

Ответ на этот вопрос, приходящий сразу, – все дело в недоверии. В самом начале становления человеческое общество представляло собой одну большую семью – клан. В последующие века с ростом количества населения, с образованием множества поселений началась разобщенность людей. На протяжении многих-многих лет формировались государства и, как следствие, образовывались границы между ними. Люди перестали жить одной семьей, между ними начались распри и войны и, как следствие росло недоверие друг к другу. Последующие поколения забывали о доверии, теряя его по частям. Ведь почти никто не может похвастаться тем, что помог незнакомому, поверив в то, что ему просто нужна помощь. Услышав крик, подумаем о том, что балуются. И все дело в том, что может быть и так, а может, что в данный момент кому-то надо оказать помощь, а, постояв и «хорошенько» подумав, мы в один миг разрушим жизнь человека.

Можно представить другую ситуацию: к тебе привязалась бездомная собака, которая нуждается, как и все, в доме, тепле, заботе и заслужила хоть чуть-чуть любви, но что не дает нам взять ее к себе домой или хотя бы отвести в питомник? Недоверие к существу, которое меньше тебя раз так в пять – глупо. Так что тогда? Как мне кажется, это боязнь перед ответственностью. Она возникает каждый раз, когда мама строго спрашивает, кто разбил вазу, и каждый раз хочется ответить: «Брат». Все из-за того, что мама скажет тебе убирать – ответственность. Почему-то, никто не задумывается о том, что свалить уборку на человека, который ничего не делал – тоже ответственность, а потерять доверие в будущем – мука. Осознав это на бытовой ситуации, ты понимаешь, что оставить собаку на улице –ответственность, а идти домой, к себе домой с мыслью, что у кого-то его нет, и без твоей помощи не появится – мука. У Леонида Николаевича Андреева в рассказе «Кусака» показана история взаимоотношений бездомной беспородной собаки и девочки. В этом произведении описана ситуация, когда собака доверилась человеку, а ее променяли на обещание завести новую породистую, и беспородное животное снова оказалось на улице. И это еще страшнее, потому что Кусаке сначала дали надежду на хорошую жизнь, тепло и питание, а потом все это отняли просто так и снова выкинули. Как после этого несчастное животное может кому-либо доверять?

Что может остановить человека, желающего помочь? Что может вообще остановить человека? Еще один фактор того, что он останавливается или обходит неприятности, кроется в самом нраве или характере. Можно сколько хочешь искать в себе достоинства и говорить, насколько ты хорош, но истинное лицо не скрыть, недостатки проявятся со временем. Да, люди не идеальны. Но зачем тогда прыгать выше своей головы, придумывать новые подвиги и лукавить? Неуверенность и зависимость от чужих слов, взглядов и мнения – это то, что мы приобрели. Это есть в каждом, просто у некоторых хватает сил сдерживать при себе эмоции. Почему раньше этого не было? Почему у Жанны Д'Арк, у декабристов: Александра и Никиты Муравьевых, Ивана Якушкина, Кондратия Рылеева – и их жен, у Ломоносова и Аристотеля хватало сил искренне верить в то, что они делали, в свое государство? Некоторые сочтут их людьми прошлого, не поймут поступков, которые они совершали, но я считаю, что у них было больше, чем у нас, живущих в 21 веке и пользующихся его ресурсами. Они не боялись говорить, заявлять всему миру о том, что по – настоящему ценно, а мы боимся помочь, заступиться за малыша просто потому, что нас не поймут, осмеют, отвернутся. А ведь тогда мы не будем думать, что чья-то неуверенность помешает кому-то помочь тебе. И что делать? Бороться с собой? Бежать от себя? Нет, надо только поверить, искренне.

Можно сколько хочешь прикрываться тем, что ты слаб, неуверен, несчастен, отчасти глуп, но не всели дело в людском безразличии ко всему вокруг происходящему? Человеком, сколько не скрывай, двигают животные потребности, направленные на собственную защиту, на пропитание и на поддержание своего комфорта в общем. И от этого никуда не деться. Чтобы помочь кому-то, надо впустить его в свой мир, сделать своим, а сделать постороннего человека своим – сложно. «Заботы о личном благе вполне естественны, и нельзя их скидывать со счетов. Но если заботиться только об этом, пренебрегая общественным благом и защитой всего человеческого общества, жизнь станет постыдной, мелкой – прямо скажем, гнусной» – изречение Ромена Роллана, 19 век. Этот человек – писатель, драматург – раньше всех, как и многие люди его сословия, начал понимать ту истину, что без взаимопомощи жизнь будет пресной и несчастной.

Мне, как и любому человеку, всегда было интересно, откуда берут свои истоки безразличие, слепота, беспомощность и, даже в небольшой мере, глупость? На этот вопрос ответил социал-демократ Август Бебель: «Поселите хорошо одаренное дитя образованных родителей среди диких, и из него выйдет дикарь. Таким образом, тем, чем становится отдельный человек, он обязан обществу». Все дело в обществе? Мне кажется, что да. Ребенок станет таким, каким его сделают родители, характер человека будет зависеть от того, насколько жесток наш мир. Общество делает человек, значит, все дело в нем? И опять пошло по кругу: недоверие, безразличие, зависимость от чужого мнения и общества.

Я долго думала над темой сочинения, изучила проблему и пришла к выводу, что на самом деле чужого горя не бывает. Нельзя жить хорошо, когда кому-то плохо. Нельзя спокойно себя чувствовать, зная, что где-то плачут дети, которых бросили родители, что где-то рядом живут одинокие и больные старики, у которых нет сил сходить за хлебом и лекарствами. Зная, что рядом есть люди, нуждающиеся в твоей помощи необходимо остановиться и подумать над тем, что на месте этих людей всегда можешь оказаться ты или кто-нибудь из твоих близких. Взаимовыручка, взаимопомощь – не это ли основа «нормального», здорового, прогрессивного и счастливого общества? В современном мире часто люди думают, что есть моя проблема и проблема других, и бытует такое мнение, что если человек попал в беду, то он виноват в этом сам (из-за того, что бездельник, слабак и глупый). Но на множестве примеров можно показать, что бывают разные обстоятельства, по-разному складывается жизнь и, в общем-то, не возможно предугадать, как повернется жизнь. Часто бывает так, что сегодня тебе улыбается удача, у тебя много друзей, ты богат и здоров, а завтра ты одинок, болен и тебе неоткуда ждать помощи.

Невозможно помочь всем и сразу, но можно посмотреть вокруг и помогать окружающим по мере своих сил и возможности. Нужно помогать старикам, живущим по соседству, ты не сможешь увеличить им пенсию, но в твоих силах сходить в магазин, помочь убрать в квартире, вызвать врача. Нельзя решить проблему детей без родителей или попавших в трудную жизненную ситуацию, но можно отдать им книги, одежду, игрушки. Нельзя устроить всех бездомных собак и кошек в приют или в семьи, но в наших силах подкормить их по мере возможностей и не прогонять из теплого места.

Я верю в то, что начинать улучшать окружающий мир надо с себя. Если каждый человек перестанет делить горе на свое и чужое, то на самом деле горя на Земле станет меньше.

 

 

 Rambler's Top100

   
 

 

Hosted by uCoz