Rambler's Top100

Человек будущего – человек нравственный

 

Школьный День Культуры

(краткая информация) 

Принятие мер к мировому школьному Дню Культуры

будет способствовать установлению новой традиции возвышенной

и утонченной Культуры, так нужной во все времена.

В наше время объективно возникает необходимость выработки системы мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов содержания образования, на освоение культурных ценностей. Безотлагательность действий в этом направлении объясняется тем, что обществу грозит гибельностью последствий утвердившееся господство «массовой культуры», которая, пользуясь невзыскательностью интеллектуальных и эстетических запросов потребителя, непросвещенностью большинства людей в вопросах культуры, незаметно подменяет истинные ценности культуры на фальшивые.

«Сознание современного ребенка школьного возраста… пронизано атмосферой, ценностями, образами современной, по преимуществу, массовой, культуры, – отмечают исследователи. – Поэтому задачей школы оказывается, прежде всего, упорядочение, организация этой спутанной мозаики, этого хаоса впечатлений, представлений, знаний… Такое упорядочение совершается при условии актуализации ценностных, нравственно-эстетических, духовно значимых параметров знания»1.

Поиски определения сущности культуры приводят к ответу на самый жизненно важный вопрос: Какова цель развития общества? Эта цель – совершенное человечество, совершенный человек. Иначе говоря, человек культурный – будущее человечества. И если цель развития общества – это человек культурный, то и средства, которыми достигается столь великая цель, должны быть соответствующие – это общечеловеческие культурные ценности, которые должны быть осознаны людьми по достоинству. Как нельзя лучше способствует этому школьный День Культуры.

Еще в 30-е годы прошлого столетия для утверждения в жизни духовных начал, для претворения и реализации идей Международного договора по охране культурных ценностей (Пакта Мира) – был провозглашен Всемирный День Культуры, идея которого принадлежит Н.К. Рериху: «…когда во всех школах и просветительных обществах одновременно будет посвящен день осознанию национальных и мировых культурных сокровищ» («Привет конференции Знамени Мира».)

Традиция проведения Дня Культуры получила свое развитие в 90-е годы, и сегодня отрадно отметить, что идея организации этого торжественного школьного праздника широко распространяется среди педагогов России, а также за рубежом. Выбранная для его проведения дата 15 апреля связана с подписанием в этот день в 1935 году Международного Договора по защите культурных ценностей – Пакта Мира, который был принят за основу при разработке ныне действующей – Гаагской конвенции 1954 г.

Собран большой материал о том, как многообразно проявляют свое творчество и самоотверженно трудятся педагоги везде, где подхвачена эта идея, и как вместе со школьниками и общественностью они утверждают (на фоне немалых трудностей и все более углубляющихся социальных проблем) идеи гуманизма непосредственно в самой жизни. Известен, например, замечательный опыт самоотверженной работы по продвижению идей Культуры в Екатеринбурге, Волгограде, регионах Сибири.

В школах Санкт-Петербурга по инициативе Международной Лиги защиты культуры этот праздник проводится ежегодно вот уже более десяти лет и организовывается совместно с Академией постдипломного педагогического образования. Многолетняя практика проведения Дня Культуры выявила его огромные творческие возможности, он получил высокую оценку в системе образования Санкт-Петербурга. «Опыт проведения Дня Культуры показал их неоспоримый воспитательный потенциал. Методически грамотное проведение Дня Культуры способствует решению воспитательных задач», – делают вывод ученые, руководители городской методической службы школьного образования2. Проведение Дня Культуры в настоящий момент входит в правительственные Программы Санкт-Петербурга.

Целью школьного Дня Культуры является: установление традиции единения людей – творческих личностей и организаций – в деле воспитания подрастающего поколения на основе Культуры как синтеза Знания и Красоты, осознания и защиты культурных ценностей человечества.

В соответствии с целью Дня Культуры определяются задачи и пути их реализации, которые заключаются в том, чтобы способствовать:

  • пониманию обществом истинного значения Культуры – как почитания Света (духовного начала), как единства Искусства, Науки и Религии – всего священного, познавательного и прекрасного;

  • осознанию значения корректирующей функции Культуры в развитии общества;

  • признанию приоритетной роли духовно-нравственного и эстетического воспитания в социально-экономической политике государства и жизни общества;

  • воспитанию и развитию у подрастающего поколения чувства прекрасного, утончённого, расширенного сознания, что может осуществляться путём:

– ознакомления с лучшими творениями человечества, выраженными в произведениях мирового искусства и литературы, в достижениях науки, а также в различных этических, философских, религиозных учениях;

– создания условий для широкого проявления детского и юношеского творчества;

– воспитания ответственности за сохранность и защиту культурных творений человека;

  • а также способствовать объединению людей в устремлении к духовному совершенствованию, к творческому, деловому сотрудничеству.

Годы практики выявили некоторые характерные черты и особенности организации этого Праздника, которые заключаются в следующем.

1. День Культуры как метод приобщения подрастающего поколения к Прекрасному, является особой формой объединения творческих сил различных социальных групп населения и, в первую очередь, педагогов, школьников и их родителей в борьбе за сохранение культурного достояния.

2. Праздник Дня Культуры проводится в один день (в данном случае – 15 апреля), что позволяет лучше объединить усилия в воспитательном процессе, создать атмосферу торжественности и единения людей в мыслях о Культуре, в их действенном устремлении к высшему, светлому началу.

3. День Культуры как сознательное объединение людей в защите культурных ценностей проходит под Знаменем Мира; это Знамя имеет на белом фоне в круге три соединенные амарантовые сферы, как символ Вечности и Единения (единство прошлого, настоящего и будущего в кольце Вечности, или: синтез искусства, науки и религии в круге общечеловеческой Культуры). Еще в 1935 году при подписании «Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» Знамя Мира – Знамя Культуры – было утверждено как отличительный знак защиты культурных ценностей.

4. Праздник Дня Культуры не является очередным мероприятием развлечения и увеселения, но определяет такой день, «когда во всех школах и образовательных обществах одновременно, просвещённо напомнят об истинных сокровищах человечества, о творящем героическом энтузиазме, об улучшении и украшении жизни»3, т.е. этот праздник провозглашает торжество Знания, подвига и Красоты.

5. В основе Дня Культуры заложен принцип добровольности – когда все организаторы будут сами убеждены в том, «насколько нужна и жизненна программа культуры как оздоравливающее начало, как жизнедатель».

6. Организационно День Культуры разделяется на два основных этапа: подготовки и проведения. Этап подготовки может проходить в течение всего учебного года – через организацию и проведение интересных встреч, способствующих воспитанию высоких эстетических чувств, развитию художественного вкуса, углубленного понимания мира. Второй этап – проведение самого Праздника.

Формы подготовки и проведения Дня Культуры могут быть бесконечно разнообразны – в зависимости от традиций и возможностей школы, особенностей классного коллектива, они выявляют широту проявления творчества педагогов и детей.

Хорошо, если в этот день общими усилиями будет создана торжественная атмосфера почитания культуры как основы существования и развития общества. Каждый урок и каждое внеклассное мероприятие могут быть посвящены теме красоты и поиску ее в жизни, единству познавательного и прекрасного. Расширение сознания и утончение чувств детей через ознакомление с лучшими достижениями науки и искусства самым естественным образом вливается в единый воспитательный процесс.


_______________________________________

1 Валицкая А.П. Урок – событие в культуротворческой школе //Валиц-кая А.П., Антонова О.А., Жигалко Е.А. Урок как событие культуры.  – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. – С.3.

2 Чтение  детей  и взрослых: качество чтения / Материалы междунар. науч.-практ. конференции  - СПб : Изд-во СПб АППО, 2009.- С.110.

3 Рерих Н.К. О Культуре и Мире моление//Знамя Мира – М: МЦР, 1995 – С. 106.

  Rambler's Top100

 
Hosted by uCoz