Совместный проект "Литературной газеты" и Комитета Государственной Думы РФ по культуре

Выпуск 2 , 28 июня – 4 июля 2006 г.

Культура – ключ к реформам в России   Rambler's Top100

 

«Культура составляет то вечное и неразрушимое прибежище, где дух человеческий находит пути ко всему просветлённому и прекрасному».

«Полагая культуру в основание политики, государство делает политику действенной эволюционной силой, справедливой и целесообразной» 

«Сегодня самое время открыть новую страницу духовной летописи человечества»

 

 

"Президентское Послание Федеральному собранию Российской Федерации 2006 года впечатляет,

но не даёт ответа на самый жгучий вопрос современности: о месте культуры в диктуемых жизнью преобразованиях"

 

Иосиф КОБЗОН – председатель Комитета Государственной Думы Российской Федерации по культуре

Юрий АГЕШИН – координатор общественного экспертного совета при Комитете Государственной Думы Российской Федерации по культуре

 

В мае прозвучало Послание Президента Федеральному собранию Российской Федерации. Несомненно, оно стало переломным в политической истории страны. Грядёт смена курса! Основные усилия государства будут теперь направлены на те сферы, которые прямо определяют качество жизни граждан.

Вызывает удовлетворение, что во всей совокупности стоящих перед страной проблем выбраны действительно важные направления диктуемых жизнью преобразований. Сформулированы неотложные меры, которые необходимо принять России как социальному государству. Найдены убедительные слова, обосновывающие поставленные задачи…

Всё сказанное Президентом, несомненно, необходимо, весомо, значимо… Это правда наших дней. Правда наших бед. Однако с точки зрения практической реализации всего намеченного создаётся впечатление какой-то незавершённости. С нашей точки зрения, упущено нечто главное. И это главное – Культура!

Предлагаем несколько тезисов в обоснование нашей позиции.

1. Конечно, крайне важно, чтобы каждый шаг по реальному сбережению народа, перелому негативных тенденций в демографическом развитии обеспечивался необходимыми и достаточными материальными ресурсами. Однако можно ли одними лишь денежными вливаниями решить такие проблемы? Ведь далеко не хлебом единым жив человек. Есть высшая и низшая природа человека. Низшая природа – это его плоть, телесные потребности и чувственные интересы. Высшая же природа человека – это его дух, божественная сущность, духовно-нравственный стержень его личности, способность человека к творчеству, постоянному самосовершенствованию, углублению и расширению своего сознания. Всё это объединяется ёмким словом «культура».

Низшая природа по отношению к высшей должна носить подчинённый, подсобный, производный характер. Она призвана обслуживать высшую природу человека, его дух, быть фундаментом становления личности.

2. То, что Президент проявляет заботу о материальной стороне жизни людей, несомненно заслуживает всяческой поддержки. Но духовное развитие требует не меньшего, а значительно большего внимания государства. Пустить его на самотёк, отдать на откуп стихии? Такой подход по большому счёту из той же серии: «Рынок всё расставит по своим местам, рынок всё отрегулирует». Чудовищные последствия такого обывательски-невежественного подхода мы продолжаем пожинать и сегодня. Итогом такого подхода стали: пущенная под откос экономика, существенно подорванные государственные устои, разрушенные социально-нравственные основы жизни народа. Будет крайне неразумно, если то же самое произойдёт с культурой.

Мы не подвергаем ни малейшему сомнению намерения Президента. Они, несомненно, чисты и благородны. Но в интересах достойного будущего России важно плотно сомкнуть всё намеченное с Культурой. Вряд ли можно эффективно восстанавливать материальные устои жизни общества, не проявляя должной, соразмерной, во многом даже опережающей заботы об упрочении его духовных основ. Равно как невозможно построить эффективную экономику в преступном обществе, пронизанном сверху донизу коррупцией. Весьма сомнительно, что и демографическую проблему можно успешно решить только материальными вливаниями, не принимая необходимых мер по восстановлению духовно-нравственных основ народной жизни. Ведь там, где смертность превышает рождаемость, главной причиной служат не условия, хотя и они чрезвычайно существенны, а отсутствие Культуры духа.

Поэтому задачу сбережения народа надо рассматривать прежде всего как духовно-нравственную задачу, связанную с исцелением общества, его духовно-нравственным оздоровлением, восстановлением духовной оси народной жизни, возрождением социального оптимизма, человеческого достоинства, смягчения внутреннего ожесточения, непримиримости внутренних сил между собой, утверждением социальной справедливости, реального снижения, а не нарастания вопиющего разрыва между богатством и бедностью. Не может происходить реального динамичного развития там, где продолжают культивировать богатство и бедность. Сохраняя эти два противоположных лагеря, государство тем самым будет вновь и вновь воспроизводить между ними высокое напряжение, прерывающее всякое развитие.

А главным инструментом умиротворения общества, его этического обновления, снижения накала внутреннего ожесточения является Культура. Основная, решающая функция культуры – человекотворческая. Она вытекает из её высшего предназначения: созидать, творить человека, его духовный мир. И именно государство должно проявлять неусыпную заботу о состоянии духовной культуры и поддержании её на должном уровне, памятуя наказ Платона, что «одной из задач искусства справедливости будет создание честных людей».

3. Полагая культуру в основание политики, государство делает политику действенной эволюционной силой, справедливой и целесообразной. Политика вне культуры имеет деструктивный характер и оказывает разрушительное воздействие на культуру. Равно и культура без конкретного сотрудничества с политикой есть изоляция и потому обречена на бессилие. В синтезе этих двух сфер – ключ к решению проблемы будущего человечества. Это будущее видится не как техническая или научная проблема, а в первую очередь этическая. Если политика и/или экономика во всём мире будет агрессивно навязывать экономическую «глобализацию» без предварительного создания необходимого этического фундамента, это приведёт к возникновению ещё большего противодействия, конфликтам и очередным войнам. Более того, следствием такой политики могут быть восстания и революции всемирного масштаба. Сегодня особенно важно осознать, что именно этическая мотивация мышления высоких носителей культуры: писателей, учёных, художников, музыкантов, педагогов, журналистов, артистов, политиков, других деятелей культуры нашей планеты, являющихся примером для человечества, – должна во всё большей степени определять качество мировых событий и, таким образом, судьбу всех!

4. Возрождение России связывают прежде всего с экономикой. В основном это правильно. Но фетишизация экономики как главной цели, генерального направления государственной политики опасна и весьма ущербна. Не принижая и не умаляя значения экономики – необходимого и, несомненно, важного элемента общественной жизни, – следует решительно снять экономику с пьедестала высшей ценности общества. Назначение экономики производно от высших духовных целей и ценностей, подчинено им. Суть этого назначения в том, чтобы создать нормальные условия для всестороннего духовного и физического развития человека, для его самореализации. Справедливо выражение: человек ест, чтобы жить, а не живёт для того, чтобы есть. В высоконравственном обществе, где люди понимают, во имя чего они живут, в массе своей строго выполняют свои обязанности, экономика во многом будет обустраиваться сама собой.

Сегодня глубинная связь между духовно-нравственным состоянием общества и положением дел в той же экономике как никогда очевидна. Поэтому убеждены: основные резервы дальнейшего подъёма экономики лежат не в самой экономике, а именно в духовно-нравственном оздоровлении общества, в его мобилизационном сплочении во имя великого будущего России, в формировании личности гражданина-творца. И главное средство достижения этой высокой цели, конечно же, Великая Культура России. Именно Культура способна, прежде всего, преодолеть синдром безучастности, неверия, равнодушия людей к макро- или микроэкономическим «играм» либералов-реформаторов, сделать необходимые стране преобразования уделом и ответственностью не одиночек, как сейчас, а собственным делом всего народа.

Есть ли понимание в президентской команде места и роли культуры в диктуемых жизнью преобразованиях? Закрадываются некоторые сомнения. Настораживает, что в Послании Президента ни разу не упомянуто слово «культура». Выходит, что в стратегии восхождения страны к новым высотам культура сознательно выводится из системы высших приоритетов государства? Если это так, то налицо не очередной просчёт, а серьёзнейшая стратегическая ошибка.

Очень важно всем нам как можно скорее осознать, что на новом витке развития фундаментальной основой предстоящего преображения мира должен стать не всесокрушающий (и тем опасный для созидательных цивилизационных и культурных усилий) революционный меч справедливости, а прежде всего всепроникающая, высокоразвитая созидающая культурность и духовность всего человечества. Именно Культура представляет собой вечную ценность и служит базисом для построения будущего. Без культуры нет и не может быть должной динамики действий. Только она одна способна утверждать духовную линию Света – основу перспективной современной политики, двигатель насущных реформ. Очень важно осознать, что не может какое-либо лицо государственности (каким бы достойным оно ни было) служить гарантом будущего. Все люди – временные, тогда как Культура – Вечное. Государство, не думающее о Культуре духа народа, обречено на самовырождение. Сегодня мир только-только стал «продираться» сквозь антиэволюционные завалы потребительской цивилизации к осознанию этой истины. И именно в России понятие «культура» получает наконец воскрешение и наполнение новым содержанием как ключевое понятие, единственно которое может быть положено в основание очищения и преображения жизни на земле.

Только в полной мере постигнув, раскрыв огромный созидательный потенциал культуры, обладающей властью преображения действительности, т.е. овладев новым знанием, утвердив новый образ жизни и новые нравственные ценности, можно реально строить здоровое и счастливое общество.

5. Культура составляет то вечное и неразрушимое прибежище, где дух человеческий находит пути ко всему просветлённому и прекрасному. Она же даёт ясный и чёткий ответ на самые жгучие вопросы современности: что есть красота, совершенство, культурность, а что, напротив, есть уродство, дикость, грубость, невежество. Как с позиций Культуры оценивать, к примеру, детскую беспризорность или существующий чудовищный разрыв между богатством и бедностью? Конечно же, откровенно и прямо надо признавать всё это как социальное уродство, как проявление крайнего бескультурья. Соответствующим должно быть и отношение людей к проявлениям этого бескультурья. Обществом должны отторгаться такого рода явления. Однако сохраняющиеся в общественном мнении безразличие к подобным фактам и даже определённая к ним терпимость есть свидетельство недостаточного, невысокого уровня культурности нашего общества. Вот где гигантский фронт работы для властителей дум – учёных, писателей, художников, музыкантов, других деятелей культуры, педагогов, воспитателей молодёжи, всех культурных людей страны по выправлению духовной оси народной жизни, формированию общественного мнения по отношению ко всем деструктивным явлениям нашей жизни.

6. В настоящее время в Комитете Государственной Думы РФ по культуре началась работа над осмыслением основных параметров проекта федеральной программы «К миру через культуру». Это должна быть всеохватывающая программа, предусматривающая исцеление культурой практически всех без исключения сфер жизни государства и общества. Такого масштаба, такого класса задач не только наша страна, человечество ещё не решало. И именно Россия в наибольшей степени готова приступить к её реализации.

С помощью этой программы, последовательно решая задачи возвышения подлинной культуры, расширения её возможностей воздействия на все сферы жизни общества, государство будет овладевать «искусством справедливости» и поэтапно утверждать мир духовного единства, мир гражданского согласия, мир экономического сотрудничества, мир межэтнического добрососедства, мир межконфессионального вероуважения. Тем самым будет формироваться новое мирокультурное пространство России, где не останется места для экстремистских, сепаратистских, эгоистических и прочих антиобщественных проявлений.

 Конечно, сегодня далеко не всё ясно, какими должны быть основные блоки, элементы, механизмы этой программы. Но если будет достигнуто понимание в неотложной необходимости разработки такой программы и власть проявит политическую волю и окажет всемерную поддержку этой идее, то, несомненно, в России найдутся силы и возможности для творческого прорыва в данном направлении.

Сегодня самое время открыть новую страницу духовной летописи человечества. Культура, вооружённая новейшими достижениями научно-технического прогресса, осознавшая потребности общественной жизни, связанные с необходимостью усиления духовно-нравственного воздействия на все слои населения, стоит на пороге невиданного рывка в освоении качественно нового инструментария воздействия на сердца и умы людей, приведения разрозненных, стихийных масс к общему знаменателю, единому пониманию неотвратимой неотложности находить пути к духовному согласию, социальному равновесию, взаимовыгодному сотрудничеству, творческому взаимодействию в разрешении всех глобальных и региональных проблем, стоящих перед человечеством.

Очень надеемся, что глас Культуры будет услышан, и тогда восхождение России к новым высотам экономического, социального, культурного прогресса станет ещё более динамичным и эффективным.

 

 

 Rambler's Top100

   
 

 

Hosted by uCoz