Человек без духовной жизни
не существует. От качества, от содержания,
направленности духовной жизни, по сути своей, должно
зависеть качество самой личности человека. В своей
духовной жизни человек строит миры и разрушает их,
творит добро и зло, страдает и торжествует, возвышается
и падает, находит силы и теряет силы, рождается и
умирает. Духовная жизнь есть личная принадлежность
каждого человека, и она закрыта для других. От самого
человека зависит, насколько он откроется другим, доверит
им сокровенные помыслы, переживания, мечтания, планы и
т.д. Однако, как бы он не открылся другим, всё равно,
это будет только малая часть той многогранности, что
находится в нём.
Действительный
образовательный процесс,
строящийся на началах гуманно-личностного подхода,
есть, в первую очередь, процесс образования души
и сердца ребёнка, развитие и образование в нём
умения духовной жизни. В душе и сердце ребёнка
должны быть поселены:
светлые образы, мысли и
мечтания;
чувство красоты;
стремление к самопознанию
и саморазвитию;
понимание беспредельности;
ответственность за свои
мысли;
устремлённость к благу;
мужество и бесстрашие;
служение планетарной и
космической эволюции;
чувства заботы и
сострадания, радости и восхищения;
сознания жизни, смерти и
бессмертия.
Находясь среди светлых и
возвышенных образов, располагая таким богатством, душа
начинает жить, создаёт свой мир, творит и притягивает
новые образы. В этом духовном мире
высшие знания будут одухотворены, умножены и возвращены
людям в виде результатов познавательного труда,
творчества, общения, созидания нравственных и культурных
ценностей, в виде плодов физического труда, в виде любви
к ближнему, к Родине, в виде смелости и геройства.
Нынешние перемены в
обществе обостряют вопрос о воспитании правильного
отношения детей к вещам и собственности.
Пристрастие к вещам и собственности, поглощенность
заботами о личных материальных благах и приобретениях
обедняют духовный мир человека, суживают сознание,
огрубляют сердце, рождают в нём асоциальные мысли,
мотивы и поступки.
Речь не идёт о создании
вокруг себя комфорта, стимулирующего и умножающего
труд и творчество, о бездумной раздаче богатств,
приобретённых на правовой основе, трудом и талантом, об
их умножении. Речь идёт о духовных опорах пользования
собственностью, о том, чтобы человек освободился от
ядовитого дыхания собственности. Можно иметь вещи,
богатство и не унижать себя чувством собственника, можно
владеть богатством без страсти к владению. Чувство
собственности измеряется не самими вещами, но мыслями.
Чувство превосходства над
другими, вызванное собственностью и материальными
благами, унижает не других, а возгордившегося.
В «Школе жизни»
следует ставить и разумно осуществлять образовательную
задачу воспитания у учащихся
понимания унизительного значения чувства собственности.
Пусть кто-нибудь отдаст больше, он больше и получит.
В «Школе жизни»
уроки духовной жизни создают в ребёнке условия для
рождения личности, семена которой в нём были заложены
изначально.
Содержание «Уроков
духовной жизни» должно быть соразмерно возможностям
и опыту детей.
Ниже даётся примерный
перечень вопросов и тем, на основе которых можно
строить программу этого образовательного курса.
Что такое Духовная жизнь
человека?
Дух. Душа. Духовность.
Сердце. Сердечность.
Что такое ж
и з
н ь
и как она могла возникнуть?
Качества духа - воля,
свобода, творчество, познание.
Человек - кто он? Зачем и
для чего рождается? Что значит человек?
Миссия каждого отдельного
человека в земной жизни.
Миссия общества.
Служение своей Миссии.
Человек среди людей; люди
вокруг человека.
Высшие и низшие качества
человека.
Отрицательное отношение к
грубостям и хамству,
сквернословию, курению, алкоголизму, пристрастию к
вещам.
Размышления над притчей:
«Однажды ученики спросили
Благословенного: «Как понять исполнение заповеди
отказа от собственности?» Один ученик покинул все вещи,
но Учитель продолжал его упрекать в собственности.
Другой - оставался в окружении вещей, но не заслужил
упрёка». Как понять: «Чувство собственности измеряется
не вещами, но мыслями?»
Самопознание и
саморазвитие, самоутверждение и самовоспитание.
Развитие и
совершенствование духовных сил.
Стремление к
возвышенному.
Красота Блага и
возвышающая сила творения Блага.
Сила Духа, смелость Духа,
бесстрашие.
Сердце - дом Духа.
Вся жизнь протекает через
сердце.
Ничто иное не может так
утончить сердце, как беспредельное духовное даяние;
пусть каждое сердце источает потоки даров духа.
Какие бывают сердца у
людей?
Как воспитывать своё
сердце?
Переживания Сердца.
Предчувствия сердца. Сердечность.
«Что сердце подскажет»,
«Как велит сердце», «Чувствую сердцем», «Вижу сердцем»
- что означают эти высказывания?
Мудрость. Сердце -
хранитель чаши мудрости.
Следовать мудрым советам.
Любовь. Как
любить.
Духовная жизнь и
внешняя Жизнь - их взаимосвязь.
Творчество, труд,
созидание, науки, искусства, общение - проявления
духовной жизни людей. Человеческая культура -
материализованная форма духовной жизни людей.
Стремление
совершенствовать и обогащать жизнь в окружающей среде
для себя и для других; забота и мысли об улучшении жизни
на Земле.
Природа - её красота,
многообразие, её бесконечное движение.
Целесообразность в
природе. Горы, долины, камни, реки,
моря, леса, цветы, животные, люди, небо, Солнце, Луна,
звёзды, - их единство.
Космос творит нашу планету. Забота о природе на планете
Земля, о здоровье самой Планеты.
Космос, Вселенная, дальние
миры.
Вечность и Беспредельность
в Космосе. Тяга к дальним мирам. Мысленные полёты к
дальним мирам. Созерцание звёздного неба.
Легенды о Высших
существах, помогающих людям в эволюционном движении.
Жизнь и Смерть - приход
человека в земную жизнь и уход из жизни.
Что такое воплощение?
Бессмертие?
Человек стремиться к
совершенствованию, чтобы стать Богочеловеком.
Какие существуют религии?
К чему они призывают людей? Верить в Бога, верующий, -
что это значит?
Мыслить, думать - суть
духовной жизни. Мышление рождает мысли,
мыслеформы,
мыслеобразы. Они бывают
светлые и тёмные, добрые и злые, радостные и грустные,
высшего духовного плана и низшего духовного плана.
Постоянное, неугасимое, непрерывное мышление людей -
поколения за поколениями - населяет пространство
огромным количеством мыслеформ
и мыслеобразов разного
качества и рода, создаёт Ноосферу планеты.
Важно уберечь Ноосферу от
загрязнения тёмными, злыми
мыслеформами и мыслеобразами,
обогатить её светлыми и добрыми детищами человеческого
мышления. Человек ответственен за свои мысли.
Умение управлять
мышлением, думанием, знать,
о чём и как думать.
Этот перечень вопросов и
тем не является строго последовательным и полным.
Основные способы
проведения уроков Духовной жизни это:
– беседы, рассказы
учителя;
– свободные обсуждения,
высказывания,
– аналитические суждения с
привлечением собственного опыта;
– чтение легенд;
– анализ литературных
произведений,
– мечтания о полетах в
дальние миры, о строительстве своих городов, государств;
– молчание и
думание (уроки молчания) о
разных проблемах:
о самом себе,
о близких и родных,
о добре и зле в жизни
человека,
об улучшении в жизни
людей;
– обращение к своему
сердцу;
– занятия по саморазвитию
умения видеть сердцем, болеть душой;
– повседневная практика
посылки добрых и благих мыслей близким и родным,
людям планеты, детям Земли;
– запись сновидений;
– ведение дневниковых
записей о своих переживаниях;
– письменно-речевые
размышления о духовных вопросах;
– философствование.
В «Школе жизни» в
третьем и четвертом классе рекомендуется посвятить часть
уроков чтению таких произведений как «Маленький принц»,
«Чайка по имени Джонатан Ливингстон».
На уроках духовной жизни
предлагается возвращаться к этим произведениям для более
глубокого их понимания и извлечения красоты мудрости,
философии духовной жизни.
Ш.А. Амонашвили. «Школа
Жизни» –
М.:
Издат. Дом Шалвы
Амонашвили, 1998, 80 с.