Опубликовано:

Ребенок в современном мире. Детство и социокультурная прогностика/ Материалы ХVI Международной конференции, РГПУ им. А.И.Герцена, 22-24 апр. 2009 г./ Гл.ред. проф. К.В.Султанов, отв. за вып. проф. А.П.Валицкая. Ред.колл.: проф. А.А. Грякалов, проф. А.А. Корольков, проф. В.З. Кантор и др. – СПб.: Изд-во СПб Государственного Политехнического Университета, 2009. – С.459-465

 

ДЕНЬ КУЛЬТУРЫ КАК МЕТОД ПРИОБЩЕНИЯ ЮНОГО ПОКОЛЕНИЯ

К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ   Rambler's Top100

 

 Спасение общества от кризисов, от деградации, как сегодня многим становится понятно,– в культуре, в ее этической и эстетической основе, в осознании каждым членом общества духовных ценностей, которыми жило и живет человечество, – всего священного, познавательного и прекрасного, что составляет культуру, что лежит в основании творческого, мирного созидания. Культура, как известно, выполняет важнейшую корректирующую функцию в развитии общества, выступая посредником в разрешении достаточно острых противоречий между материальным и духовным; она в состоянии урегулировать возникшие противоречия между человеком и техникой, т.к. разработка новых технологий давно перешагнула чисто технические границы и превратилась в серьезную нравственную проблему.

В наше время объективно возникает необходимость выработки системы мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов содержания образования и, таким образом, на формирование личностной зрелости обучаемых, поскольку, в целом, от образования, системы его организации в направлении культурного формирования личности, зависит успех развития общества.

Цели образования, – по определению выдающегося ученого, философа и педагога С.И. Гессена, – культурные ценности, к которым в процессе образования должен быть приобщен человек[1]. Эти цели в качестве задач образования отражены в законодательных актах Российской Федерации, в частности, в Законе об Образовании.

В современном обществе культурная политика становится решающим моментом в развитии общества, определяющим фактором любой политики, в том числе и экономической. Стабильность политической системы, экологическая, демографическая ситуация в значительной мере обусловливаются культурными факторами. Под культурой в данном случае понимается весь комплекс духовных достижений общества, как в материальной, так и в духовной, интеллектуально-нравственной, сфере деятельности людей. Культура есть исторически накопленный духовный опыт человечества, используемый как инструмент беспрерывных преобразований, как человека, так и окружающей среды, обеспечивающий человеку и человечеству перспективы социального и духовного развития в его наиболее благоприятных и наименее кризисных направлениях.

Социокультурный подход к решению проблем общественного развития отражает наметившуюся смену самой парадигмы цивилизационного развития: переход от свойственного индустриальному обществу технократизма к культуроцентризму, на котором будет основываться грядущая цивилизация постматериальных ценностей.

Становление личности, обучение и освоение индивидом ценностей, и установок, присущих данному обществу, происходит в процессе социализации, в том числе в системе образования, когда индивид усваивает систему знаний и норм, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Фактор уровня развития личности, ее культуры и образованности зависит от успешности процесса социализации. В связи с этим, весьма актуальным является аспект, связанный с «эффектом социализации» – преодолением негативных явлений, приводящих к девиантному поведению. Здесь решающая роль принадлежит как средней, так и высшей школе, в концепциях которых должно быть уделено значительное место вопросам культуры.

Согласно идеям, составляющим концепцию воспитания Человека Культуры[2], а также в соответствии с Петербургской концепцией воспитания[3], которой свойственен комплексный, общепланетарный взгляд на человека в масштабе социума и Вселенной, образование представляет собой основу духовности, но чтобы стать таковым, оно должно иметь соответствующее содержание, ориентированное на мировую и национальную культуру: философию, этику, эстетику, человековедение и др. ее компоненты. Определение и понимание ценностей имеет решающее значение при понимании и определении культуры. Именно от понимания культуры, – как пишут ученые-социологи, – зависит направленность социальных действий, сохранение жизненных сил социальных субъектов, политика и идеология; «понимание культуры становится задачей и обязанностью общества» [4].

Всему миру предстоит испытание восприятием культуры, и это испытание труднее средневековых – огнем, водой и железом, – писал в свое время, опережая события, выдающийся деятель мировой культуры Н.К. Рерих, который не только мыслил дальновидно, но и умел решительно действовать, организовав международное движение в защиту культурных ценностей.

Воспринять культуру – значит, перейти от созерцания к ее осознанию и пониманию.

Осмысление культуры требует индивидуального творческого ее восприятия, обуславливает становление целостной личности, - пишут по этому поводу ученые А.С. Ахиезер и М.А Шуровский: «Без интерпретации нет освоения культуры как содержания личностного сознания, деятельности, нет культуры как механизма воспроизводства» [5].  

Известно, что ядро культуры составляют общечеловеческие цели и ценности[6]. Дети, юное поколение, с малых лет должны знать, что существуют общечеловеческие ценности, которые связаны с простейшими формами взаимоотношений людей, с человеколюбием, что всегда, во все времена считалось нормой – не воровать, не убивать, помогать людям в трудностях, говорить правду, выполнять обещания; что у всех народов всегда поощрялись – честность, смелость, великодушие, скромность, а осуждались – жестокость, лицемерие, зависть, трусость и т.п. Если эти нравственные устои, нормы жизни, окажутся в забвении, и произойдет их замена на фальшивые ценности, если искусство и истинные знания подвергнутся девальвации, как и все высокие понятия – Любовь, Родина, Учитель, Материнство, если будут осмеиваться такие чувства, как долг, честь, совесть, достоинство – становится ясно, что само здание жизни окажется без опоры, фундамента, и человеческое общество при построении своего будущего окажется в весьма сложном и крайне опасном положении. Начало этого процесса, отчасти, мы уже наблюдаем по нарастанию того общего кризиса и проблем, которые носят глобальный характер.

Для утверждения в жизни духовных начал, для претворения и реализации идей Международного договора по охране культурных ценностей – Пакта Мира – в 30-е годы прошлого столетия был провозглашен Всемирный День Культуры, идея которого заключается в том, чтобы путем охраны человеческого творчества в сознание масс и подрастающего поколения закладывать уважение к духовным, культурным ценностям, которыми жило и живет человечество. Так было положено начало новой традиции – проведения Праздника возвышенной и утонченной Культуры, особенно необходимой в трудные времена. «Там, где Культура, там и правильное решение труднейших социальных проблем», – писал инициатор этой идеи выдающийся художник и мыслитель Н.К. Рерих. «Вводя в школах день Культуры, мы, также внушая задачи мирного строительства, будем возвышать и утончать сознание молодых поколений, утверждая его высокими примерами человеческого творчества»[7]

Традиция проведения Дня Культуры получила свое развитие в 90-е годы ХХ столетия, и сегодня можно отметить, что идея организации этого торжественного школьного праздника широко распространилась среди педагогов России, а также за рубежом. Собран большой материал о том, как многообразно проявляют свое творчество и самоотверженно трудятся педагоги и организаторы везде, где подхвачена эта идея, и как вместе со школьниками и общественностью они утверждают (на фоне немалых трудностей и все более углубляющихся социальных проблем) идеи гуманизма непосредственно в самой жизни. Известен, например, замечательный опыт самоотверженной работы по продвижению идей культуры в Екатеринбурге, Волгограде, Уфе, регионах Сибири, в городах и сельской местности.

В Санкт-Петербурге этот праздник имеет уже десятилетнюю историю и обладает своими организационными особенностями, о которых подробнее речь пойдет ниже.

В специальных выпусках литературы для педагогов, а также в материалах Интернет-ресурсов[8], посвященных Дню Культуры, имеется описание некоторой части опыта большой и ответственной работы, осуществляемой совместными усилиями многих педагогических коллективов, организаций и отдельных творческих личностей – тех, кто, трудясь на общее благо, действенно проявляет свое неравнодушие к проблемам юного поколения, к его будущему.

Проблемы эти в последнее время всё более усиливаются, и это можно объяснить тем, что в настоящий период общественных преобразований Культура, – то, на чем основывается образование и воспитание, развитие личности и, в целом, прогресс общества, – именно Культура подвергается сегодня большой опасности: ее бесцеремонно теснит, занимая передовые позиции в средствах массовой информации, так называемая «массовая культура», или, как ее определяют ученые, эрзац-культура – подделка, суррогат.

«Массовая культура», пользуясь невзыскательностью интеллектуальных и эстетических запросов потребителя, непросвещенностью многих и многих людей в вопросах культуры, незаметно подменяет истинные, духовные ценности – ценности культуры – на фальшивые, пользуясь мишурой. Ловко манипулируя этой подменой и являясь, действительно, массовой, поскольку имеет выход на самую широкую аудиторию через СМИ, хорошо технически оснащенная, она становится чрезвычайно опасной для общества, особенно, для подрастающего поколения, вселяя в сознание молодых людей сомнения в нравственных, этических Основах жизни. Именно в подмене ценностей Искусства, Науки, Религии, в подмене моральных норм, принципов, идеалов, понятия добра, справедливости, счастья и т.п., которые человек может усвоить в ходе социализации, приобщаясь к Всемирной Культуре, и которые являются Основами бытия – в этой замене натурального питания, поступающего из культурной сокровищницы, на «искусственное вскармливание» и заключается пагубное влияние «массовой культуры»[9].

Ежегодный школьный праздник День Культуры в Санкт-Петербурге, как было отмечено выше, проводится уже в течение нескольких лет и приурочен к 15 апреля – дате подписания в 1935 году Международного Договора по охране и защите культурных ценностей человечества, который в дальнейшем лег в основу Гаагской конвенции. Опыт работы по проведению школьного Дня Культуры позволяет выделить некоторые организационные моменты, которые начинаются, как это принято, с определения цели и задач.

Целью школьного Дня Культуры является установление традиции единения людей – творческих личностей и организаций – в деле воспитания подрастающего поколения на основе Культуры как синтеза Знания и Красоты, осознания и защиты лучших достижений человеческого творчества.

В соответствии с целью Дня Культуры определяются задачи и пути их реализации, которые связаны с тем, чтобы способствовать:

• пониманию обществом истинного значения Культуры – как почитания Света (духовного начала), как единства Искусства, Науки и Религии, всего священного, познавательного и прекрасного;

• осознанию значения корректирующей функции Культуры в развитии общества;

• признанию приоритетной роли духовно-нравственного и эстетического воспитания в социально-экономической политике государства и жизни общества;

• воспитанию и развитию у подрастающего поколения чувства прекрасного, утонченного, расширенного сознания, что может осуществляться путём:

ознакомления с лучшими творениями человечества, выраженными в произведениях как национального творчества, так и в мировом искусстве, литературе, в достижениях науки, а также в различных этических, философских, религиозных учениях;

– создания условий для широкого проявления детского и юношеского творчества;

– воспитания ответственности за сохранность и защиту культурных творений человечества.

Кроме этого, важнейшая задача Дня Культуры – способствовать объединению людей в их духовном устремлении к совершенствованию, к творческому, деловому сотрудничеству.

День Культуры как метод приобщения подрастающего поколения к Прекрасному, к Культуре является особой формой объединения творческих сил различных социальных групп населения – в первую очередь, педагогов, школьников и их родителей – в борьбе за сохранение культурного достояния. Такое единение облагораживает и возвышает дух человеческий, несет спасение от воздействия разрушительных тенденций, имеющих место в обществе.

Практика показывает: День Культуры как форма, объединяющая людей в деле культурного созидания, обладает многими ценными свойствами. Среди них: доступность этого средства для всех участников процесса; вместимость по содержанию, разнообразие форм; неограниченность по широте охвата; гибкость применения в меняющейся обстановке и многое другое.

Так, малыми средствами, в каждодневности, можно осуществлять борьбу с воинствующим бескультурьем: с невежеством, противопоставляя ему красоту Знания и знание о Красоте; с пошлостью, являя юному поколению прекрасные примеры духовного творчества и т.п. Многое можно сделать полезного таким путем для мира, для культуры, дать толчок к развитию, к росту, и для этого «не надо ждать всемирного признания», как писал инициатор и вдохновитель этого Праздника, – начало общего блага и красоты творится во всяком размере, сохраняя свой животворный потенциал[10].

Оргкомитет по проведению Дня Культуры в школах Санкт-Петербурга, в который входят работники системы образования, сотрудники Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования, представители общественности, в том числе Международной Лиги защиты Культуры, ежегодно проводит городской праздник, выполняя объединительную функцию, задает тему Дня Культуры, разрабатывает методические пособия, проводит конкурсы творческих работ и т.п. Праздник, как правило, проходит под каким-либо девизом – не только с целью внесения разнообразия, но и для освещения различных граней многосложных явлений культуры, что позволяет по-особому взглянуть на процессы воспитания и культурного строительства в их единстве и взаимодействии. Так, в 2009 году, День Культуры в школах Санкт-Петербурга предложено провести под девизом: «Осознание Красоты преобразит жизнь»; подготовлены методические рекомендации по теме[11].

Надо отметить, что творчество школьников, которое активно проявляется в период подготовки к Празднику, о многом заставляет задуматься взрослых и пересмотреть свои взгляды на воспитание, а кому-то – и в целом на поколение юных. Их способность браться в своих сочинениях за решение сложнейших мировоззренческих вопросов, являя высокие примеры красоты и культуры мышления, говорит о зрелости личности, и эта характеристика вполне соответствует современному школьнику. При этом нельзя обойтись без слов признательности учителям, чей сердечный отклик на зов о Культуре и совершенствовании пробудил прекрасные струны «эоловой арфы» – чистой детской души.

Несмотря на сложные процессы, происходящие в нашей стране, забота о культурном развитии детей – нравственном и эстетическом, об их здоровье, физическом и духовном, является самой главной задачей общества, т.к. они, дети, подростки, все молодое поколение, вместе с взрослыми остро переживают трудный период становления нового общества и готовятся своим трудом творчески преобразовывать этот мир.          

Для каждого очевидно, что на пути осознания Прекрасного, почитания духовности и культуры нет разрушений и пороков общества. Несомненно, что движение культуры, стремление к творческому единению людей доброй воли будет иметь дальнейшее развитие.


 

[1] Гессен С.И. Основы педагогики : Введение в прикладную философию. - М.: Школа-пресс, 1995. - С.36.

[2] Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. (Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях): Научно-методическая разработка. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1995. - 32 с.

[3] Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания: Петербургская концепция. – СПб.: СПб ГУПМ, 1994. – С. 3-6.

[4] Попов Е.А. Культурология и современная социология // СОЦИС, 2006, № 12. – С.65.

[5] Ахиезер А.С., Шуровский М.А. От диалога к диалогизации (в свете концепции В. Библера)//Вопросы философии. -2005. - № 3. - С. 58.

[6] Российская педагогическая энциклопедия. – М.: Большая Росс. Энциклопедия, 1993. – Том 1. – С. 486.

[7] Знамя Мира. – М.: Международный Центр Рерихов, 1995. – С. 71, 83.

[8] Уварова Л.И., Полякова Т.И. День единения в Культуре: Пособие для педагогов по проведению школьного Дня Культуры – СПб.: Изд-во «Левша. Санкт-Петербург», 2002. – 112 с. См. также материалы сайта «День единения в Культуре» www.cultura.spb.ru , а также сайт журнала «Педагогика Культуры» www.pedagogika-cultura.narod.ru. .

[9] К «массовой культуре» относятся такие направления и проявления, как: СМИ, транслирующие населению текущую информацию и интерпретирующие эту информацию в русле и ракурсе, соответствующем интересам ангажирующего данное СМИ «заказчика», также формирующие общественное мнение в интересах данного заказчика; индустрия досуга и имиджа – система организации и стимулирования массового потребительского спроса – реклама, мода, секс-индустрия и другие формы провоцирования потребительского ажиотажа вокруг вещей, услуг и т.д., превращающая процесс безостановочного потребления социальных услуг в самоцель существования – подробнее см. Энциклопедию «Культурология. XX век» (СПб.: Университетская книга – «Алетейя», 1998. - Том 2 – С. 22).

[10] Примечание. Признание со временем все же приходит. Так, Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга, СПб Академия постдипломного педагогического образования не однажды награждали Оргкомитет по проведению школьного Дня Культуры Почетными Грамотами.

[11] Уварова Л.И. Осознание Красоты преобразит жизнь: Пособие для педагогов и организаторов Дня Культуры. -СПб: НП «Невский проект», 2009. – 40 с. - www.cultura.spb.ru

 

Уварова Лариса Ивановна,

ведущий специалист Санкт-Петербургской Академии

постдипломного педагогического образования,

ответственный редактор журнала «Педагогика Культуры».

  *   *   *.

 

 Rambler's Top100

   
 

 

Hosted by uCoz