Культуротворческое мировоззрение
как основа профессионально личностного
самоопределения учителя

Н.Н. Никитина

канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики УлГПУ,

зав. кафедрой педагогики и психологии ИПК ПРО при УлГПУ.

г. Ульяновск

 

Понятие "культуротворческое мировоззрение" впервые введено А. Швейцером. Он рассматривает его как основу Культуры, как важнейшее условие позитивной ориентации человека в окружающем мире. Профессионально-личностное самоопределение учителя как процесс и результат выбора им своих жизненных и профессиональных целей и задач, осознания своего "Я", своих возможностей и предназначения, своего отношения к миру, к своей профессиональной деятельности и к личности ученика, во многом зависит от развития культуротворческого мировоззрения.

По мнению А. Швейцера, культуротворческим является такое мировоззрение, которое отвечает следующим требованиям:

1. Оно должно быть мыслящим, то есть выработано личностью в процессе осмысления бытия и своей сущности, своего жизненного предназначения.

2. Оно должно быть оптимистичным и этичным, жизнеутверждающим.

3. Оно должно формироваться не путем внушения, а в результате личностного выбора тех идей и ценностей, которые придают смысл своей и окружающей жизни.

4. Оно одновременно должно быть направлено на совершенствование себя и окружающего мира. Активность человека, направленная вовне, и активность, направленная вовнутрь себя, должны