Лишь духовными ценностями
живо человечество
Богут Елена
Ученица
10 класса школы № 20,
Санкт-Петербург.
Рук.
Кудрявцева И.М.
Два мира есть у человека –
Один, который нас творил,
Другой, который мы от
века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий
Зачем люди
приходят в этот мир? Каково их предназначение? Зачем в этом мире существую я? В
чем смысл жизни? Точного ответа на эти вопросы не знает никто, каждый отвечает
на них по-своему. Но многие, я думаю, согласятся с тем, что лишь духовными
ценностями живо человечество. И их надо охранять. Но не все понимают это. И
иногда, не осознавая последствий своих поступков, люди уничтожают то
прекрасное, чем жили предыдущие поколения. Искусство, наука, религиозные,
философские и этические учения разных народов – это духовная сокровищница
человечества. И если это исчезнет, то человечество погибнет. Нет, я не
преувеличиваю. Человек – это не только плоть, в человеке есть душа, которая
требует сохранить то, что так нам необходимо. Без духовных ценностей нет
развития как духовного, так и материального, ведь человек с психологией
животного, стремящийся только «поесть», «поспать», «развлечься», не способен к
созиданию.
Сила духовных
ценностей в отрицании лжи, зла жизни, в поисках истины и добра. Ценя прекрасное, мы, тем самым, как бы следуем совету Д.С.
Лихачева. «Жизнь – это драгоценный дар,
он дается не зря: не мелочей, не для собирания мебели и устройства своей
квартиры, не для покупки машин. Он дается для какой-то огромной, великой цели.
Вы подумайте, природа создавала человека миллионы лет. И человек обязан
отблагодарить природу за это и своей творческой работой продолжить
созидательную деятельность. Она может быть продолжена в
маленьких областях и в больших областях, в очень престижных и в не очень
престижных. Но нужно продолжать накапливать в жизни добро, накапливать
все то, что способствует созиданию. И тогда человек будет счастлив. И тогда он
будет сознавать, что он живет не зря».
В этом
высказывании Д.С. Лихачева заложен глубокий философский смысл, основанный на
христианстве, которое учит людей сохранению и приумножению духовного богатства.
Восприятие окружающего как мира, полного
духовной гармонии, всегда было свойственно русским писателям. В том, что этот
мир гармоничен, русский писатель никогда не сомневался, и даже если этот мир
был ему непонятен, то это не заставило его усомниться в общечеловеческих
ценностях. Русская литература смысл своего существования видела в поддержании
духовного огня в сердцах человеческих. В русской литературе не было героя,
замыкающего ценности мира на себе. Онегин, Печорин, Базаров – как жадно ищут
они... что? Разве денег, чинов, званий? Нет, они без конца мучают себя, чтобы
понять свое предназначение, свое место в жизни, свой путь в этом мире Божьем.
Положительный герой русской литературы не
способен жить по принципу: «...двуногих тварей миллионы для нас орудие одно».
Едва главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» приходит
к этой идее, как начинается страшное... Его жизненная теория разбивается идеей
Лужина, «двойника» Родиона Раскольникова. Для Лужина главную ценность
представляет богатство, которое может быть добыто «всякими средствами», так как
благодаря деньгам он может сравняться с людьми, занимающими более высокое
положение в обществе. Он даже создал теорию «целого кафтана», согласно которой
человек, исполняя заповедь о любви к ближнему, рвет
свой кафтан – и в результате оба остаются «наполовину голы». Позиция Лужина
состоит в том, что возлюбить надо прежде всего себя,
«ибо все на свете на личном интересе основано». Все поступки Лужина – прямое
следствие его теории. Лужин – это тот человек, который не имеет совести,
главной его целью является нажива.
С моральной точки зрения, такие люди
портят наше общество. Они разрушают многовековые устои нравственности,
порядочности, совести. Такие качества, как сострадание, человеколюбие,
сердечность, доброта, и отличают нас от животных. Но как же соблазнительно
признать правоту Лужина с материальной точки зрения! Да, пусть будет один целый
кафтан, чем несколько кусочков. Действительно, богатое государство лучше позаботится о слабых
и обездоленных. Только доживут ли эти слабые и обездоленные до тех времен, пока
в государстве большинство станет владельцами целых кафтанов...
Но что же важнее для человека: духовная
или материальная сторона? В Нагорной проповеди сказано: «Не собирайте сокровища
на земле, где моль и ржа истребляют. И где воры подкапывают и крадут, но собирайте
себе сокровища на небе...» В этой заповеди суть русского человека, ставящего на
первое место духовный поиск, стремление к высшим, вечным ценностям.
И я тоже считаю, что для человека важно
лишь его духовное богатство. А когда начинаешь держаться за материальные блага,
душа потихоньку умирает. И иногда, в последнюю минуту, люди понимают это, но
ничего уже изменить нельзя. Они раскаиваются, страдают от душевной боли, им тяжело
осознавать, что единственное, оставшееся у них, – это лишь материальные блага,
а душа пуста.
Человек приходит в этот мир, чтобы внести
свой, пусть небольшой, вклад в развитие тех духовных ценностей, которые
накопило человечество. Я считаю, что каждый из нас должен отдать частицу своей
души для того, чтобы этот мир наполнился добром, человеколюбием. Каждый человек
должен жить по законам совести – и
тогда он станет духовно богатым.
☼