Почему
нужно защищать культурные ценности?
Пучина Алена
Ученица 10 класса школы № 354,
Санкт-Петербург.
Рук. Маркова Е.В.
Как
относиться к материальному и духовному наследию своей страны? Думаю, раньше
большинство бы ответило, что его нужно беречь. А вот как дела обстоят сейчас?..
Но пусть это будет риторический вопрос – без ответа. Нам же нужно разобраться в
природе материальных и духовных ценностей. А для этого понадобится хорошо
разобраться в определениях этих двух явлений.
Что же
такое материальные и духовные ценности? Существуют два
довольно примитивных, но, на мой взгляд, наиболее точных определения:
материальные ценности – это то, что можно потрогать, что-то осязаемое,
реальное, а духовные ценности – это то, что можно ощутить внутри себя, в своей
душе. Однако рассматривать материальные и духовные ценности по
отдельности ни в коем случае нельзя. Они дополняют друг друга... В пример можно
привести Памятник и Книгу.
Памятник –
творение рук человеческих, но он дорог и духовно, ведь он хранит в душах людей
память о каком-то событии или личности. С другой стороны, книга – истинная
духовная ценность, развивающая в людях моральные и нравственные нормы. Но ведь
мы осязаем книгу, держим её в руках. Следовательно, она материальна, а значит,
является материальной ценностью. Это доказательство, лишённое всякого
украшения. Насчёт вопроса о книге, а значит, о литературе, позвольте мне
сделать небольшое отступление.
Современная
литература кардинально отличается от прежней. Классики
и гении литературы уходят в глубь веков, а на их место заступают писатели
дешёвых детективов и грязной «литературы», призванной развлекать дикую
развратную толпу. Да можно ли сравнивать настоящие детективы, таких мэтров, как Агата Кристи и Артур Конан
Дойль с подделками Дарьи Донцовой
и Александры Марининой? А теперь ответьте на вопрос: чей рейтинг сегодня выше –
Донцовой или Конан Дойля? Думаю, ответ очевиден.
Что касается дикой «литературы» (если её
вообще можно так назвать), в пример можно привести небезызвестного, а очень
даже популярного ныне Владимира Сорокина, в чьих произведениях процветают
каннибализм, жестокость, насилие, убийства. Не каждый сможет дочитать его «произведения»
до конца (у меня так и не получилось). Но в этом и есть вся психология автора,
всё его, хоть и больное, но воображение. Быть может, писатель отнюдь не
ненормальный садист, а
вполне уравновешенный человек, пытающийся, посредством описания и
«смакования» различных ужасов, показать их отвратительную и мерзкую сущность.
Что ж... хотелось бы верить. Ведь как говорили древние римляне: «Intentio tua grata et accepta est Creatori sed opera tua non sund accepta» –«Создателю дороги твои намерения, но не
дела твои».
Как хочется иногда, взяв случайно в руки
такую гадкую книгу и через несколько секунд с ужасом её
отбросив, воскликнуть: «Человек, будь
человечнее!!! Не пиши ТАКОГО, не читай ТАКОГО, не учи ТАКОМУ!!!» Вот только
боишься, что ответом тебе будет лишь звенящая тишина...
Но это лишь то, что касается литературы.
Нам ещё предстоит подытожить мысль о материальных и духовных ценностях.
Как я уже говорила, духовные и
материальные ценности не только не разделимы, но и являются взаимным
дополнением друг к другу. Естественно, и те, и другие нужно защищать,
ведь ценности – это «лицо» страны, её статус, уровень развития её культуры.
Но защищать следует не только традиции, но и культурные новшества (новые
памятники, здания и т.д.), если эти новшества, конечно, стоят того. «Культура,
как растение – у неё не только ветви, но
и корни», – сказал когда-то Д.С. Лихачёв. Корни находятся глубоко под землёй,
до них тяжело достать, а вот тоненькие, хрупкие веточки надо беречь как зеницу
ока, холить и лелеять. Именно тогда в душах людей появятся Любовь, Уважение,
Знание и Память. Ведь, как мудро заметил академик Д.С. Лихачёв, память – это не только сохранение прошлого,
это забота о будущем.
☼