Почему нужно защищать культурные ценности?
Заикин А.
ученик 10
класса школы № 252;
Санкт-Петербург.
Рук. Худобородова А.Г.
В современном понимании культура – совокупность
достижений человечества в производственном, общественном и умственном
отношении. Если рассматривать культуру как достижения человека в науке,
технике, то любому из нас понятно, что эти достижения важны не только своей
новизной, но и значением в дальнейшем прогрессе. Но что общество понимает под
понятием «культурные ценности»? В моем понимании, культурными ценностями можно
назвать созданные человеком незыблемые памятники архитектуры, поэзии и
искусства. Напрашивается вопрос: что дают эти ценности обществу, для чего они
нужны и можем ли мы обойтись без них? Для ответа на этот вопрос стоит
обратиться к истории.
За основу рассмотрения культуры, как
чего-то высшего, можно взять историю о Троянском коне, который был создан
воинами Спарты, чтобы захватить Трою. В жизнеописаниях того времени это
сооружение называлось «великим и ужасным» одновременно. Что же делало
троянского коня великим? Я склонен ответить, что разум людей сделал его
таковым, а если общество считает, что что-то созданное им можно назвать
великим, значит, это можно назвать ценностью. Но как можно объяснить, что
Троянского коня называли ужасным? На этот вопрос я готов дать тот же ответ –
разум людей делал его ужасным. Любое созданное человеком творение, если оно
рождает у общества противоречивые мысли, можно охарактеризовать величественным
и ценным, а рамки этой характеристики определяет именно культура. Иными
словами, человек сам определяет вещи культурно-ценными и сам оказывает влияние
на них.
С древних времен человек создавал
величественные сооружения. Примером таких сооружений могут называться семь
чудес света. Остановимся на единственно сохранившихся из них – Египетских
пирамидах. Данные
пирамиды дают человечеству насытиться знаниями о культуре древних египтян, они
вызывают интерес и одновременно пугают нас своей неизвестностью и
загадочностью. Это означает, что опять-таки у человечества возникают
противоречивые чувства и ощущения.
Общество нашего времени не отличается
достаточным интересом к культурным ценностям. На это оказывают влияние
множество факторов: занятость, отсутствие интереса, презрение и т.д. Но нельзя
сказать, что будущее культуры как совокупности ценностей обществу совершенно
безразлично. Ведь существует же множество музеев, которые доносят до человека
через свои экспонаты историю развития и эволюции представлений о разуме людей.
Тот факт, что эти музеи дают нам перечень огромных знаний, заставляют нас
задуматься о прошлом, даёт право называть их культурными ценностями.
Могут ли эти ценности влиять на
сегодняшнюю молодежь? Я как представитель этой молодежи могу
сказать, что каждый воспринимает их по-разному: у кого-то они вызывают интерес,
у кого-то презрение, а кто-то к ним совершенно равнодушен. На
формирование отношения, прежде всего, оказывает влияние воспитание человека:
если он рос с чувством гордости за то, что может насладиться плодом творений
многих тысячелетий, то он может считаться культурно одаренным, а если он рос, не осознавая значимости этих плодов,
то они будут ему безразличны.
Культура дает нам знания о прошлом, помогает существовать в настоящем и продвигает в будущее. Она является в некоторой
степени нашим учебником жизни, определяя пристрастия и увлечения, направляя нас
постигать новые аспекты истории. Для каждого человека культура определяется
по-разному, потому что для кого-то она является отдушиной в мире вечных забот и
проблем, для кого-то – тем, что интересна и влечет своей неизведанностью. Иными
словами, каждый воспринимает понятие «культура» по-своему. Но для всех нас
слово «ценность» означает то незыблемое, то дорогое сердцу и разуму, что
необходимо беречь и охранять.
В понимании людей нашего времени сочетание
таких понятий, как культура и ценность в одном
определяющем термине, означает запечатленные в архитектуре, в картинах, в
стихах и романах достояния людей прошлого. Они оставили для нашего поколения
истории своих мировоззрений, своих эпох, которые постепенно преобразовывались в
доподлинные истины, поражающие нас своей утонченностью и уникальностью по
сравнению с остальными.
Как было сказано ранее, восприятие
человеком тех или иных культурных ценностей зависит от его воспитания. Но не
только воспитание оказывает существенную роль. Также на это восприятие влияет
разум человека, его духовные взгляды, его идеи и увлечения. Они определяют
человека как личность, как индивида в обществе, у которого имеются свои
собственные взгляды и мнения. Эти мнения и взгляды, в свою очередь, определяют
отношение человека к культурным ценностям.
Отношение будущего поколения к этим
ценностям зависит от нас: как мы воспитаем своих детей, такое и отношение к
культуре у них сложится.
До наших дней сохранилось огромное
множество культурных ценностей: памятников архитектуры, живописных полотен
известных художников, предметов быта людей прошлого. Но, изучая культуру
всецело, мы не можем не думать о том, что на фоне того прекрасного и ценного,
что человек может увидеть в музее, на улицах города, на книжной полке,
прослеживается тонкая грань, которая отделила от нас навсегда многие предметы и
вещи, представляющие культурную ценность для общества. О некоторых из них нам
что-то известно, большинство остается и по сей день
неразгаданной тайной, и это ставит перед нами не только проблему их изучения,
но и сохранения для потомков.
Каждый человек стремится познать не только
себя, но и окружающий мир, но если в этом мире не будет вещей, которые
рассказывали бы о его прошлом, о настоящем и будущем, то такое познание будет
безрезультатно. Познание любого государства, любого народа идёт через познание
его культуры, которая может рассказать обо всех тонкостях истории и эволюции
данного государства или народа. Культура даёт возможность обществу осознать
свою важность и незыблемость, некоторые из нас используют эту возможность, а другие
проходят мимо, что и приводит к тому, что многие памятники истории нам не
известны.
Осознавая
ответственность за то, что можно разрушить или построить, мы должны помнить,
что будущее поколение, воспитанное с чувством гордости, основанной на
возможности познавать окружающий мир через изучение его культуры, будет благодарно
нам, а то поколение, что вырастет с незнанием своего прошлого, своей культуры,
возненавидит нас за бездеятельность и безответственность, приведшую к
исчезновению тех ценностей, что делают человека духовно богатым и одаренным.
Для каждого человека культура является
чем-то индивидуальным – поэтому она и важна. Любой из нас должен понять для
себя сам, зачем ему нужно беречь те ценности, что даёт культура. Отвечая на
данный вопрос, важно понимать, что культура даёт человеку многое, но при этом
он должен испытывать желание познавать эту культуру, а без желания не будет
смысла её беречь, потому что она потеряет всю свою ценность. Иными словами,
человек сам должен понять, почему культура важна, зачем её стоит охранять и
дополнять.
И тогда не нужно будет ставить охрану у
каждого ценного экспоната.
Я понял это, написав данное сочинение, и надеюсь, что это поймёт каждый. Я готов
убедить и других в этом понимании. И тогда не будет вставать вопрос о том,
почему же нужно защищать культурные ценности, да и защищать их тоже не нужно
будет.
☼