Интервью    Rambler's Top100

с директором гимназии № 61 Санкт-Петербурга Казеевой Т.А.

 

В деле духовного развития подрастающего поколения, как и в успешной работе системы образования, очень и очень многое зависит от позиции директора школы, от его мировоззрения, отношения к вопросам Культуры, понимания того значения, которые имеют духовные ценности в жизни общества.

 

Ниже мы публикуем интервью с директором 61-й гимназии Санкт-Петербурга

Казеевой Татьяной Александровной, Почетным работником общего образования Российской Федерации, академиком Академии творческой педагогики.

Педагоги 61-й гимназии, коллеги о ней говорят: умеет принимать решения быстро и правильно. А это, как известно, самый главный показатель в труде любого руководителя.

 

Татьяна Александровна, Ваша гимназия – одна из лучших в Санкт-Петербурге и в нашей стране, об этом говорит и звание «Школа века России»,  и то, что ваш коллектив среди «Победителей приоритетного национального проекта образования». Насколько участие в движении Культуры помогает Вам в достижении высоких результатов?

Безусловно, то, что мы ежегодно уже несколько лет проводим 15 апреля праздник День Культуры,  подготовку к которому начинаем задолго до него, то, что с самого начала века взяли курс на культуротворческое развитие – все это стало основой нашего успеха. Мы считаем культуру ориентиром в своей деятельности и устремляем сознание детей в этом направлении. У нас учатся замечательные дети, и условия жизни, обстановка, в которой они пребывают, для нас вопрос самый важный. Мы стремимся к тому, чтобы естественной средой обитания для них стала Культура.

            В этом году на выпускных экзаменах нельзя было не порадоваться тому, что наши выпускники не только умеют пользоваться материалом, но и владеют культурой речи, высоко несут русское слово. Это тоже культура!

Как Вы думаете, что этому больше всего способствовало?

Этому помогает тяга к знаниям, которая есть у наших учащихся, а ее сумели привить и наши педагоги, и заложили родители в своих детях. Научить учиться, полюбить получать знания – это мы с педагогами нашей гимназии ставим во главу угла. Но прививая знания, мы ориентируем на ценности духовного плана. Большое значение придаем искусству в жизни гимназии. Например, в нашей гимназии уделяется большое внимание основам национальной культуры. Изучением, обобщением и представлением народного творчества занимается школьный фольклорный ансамбль "Родничок", отметивший свое пятнадцатилетие. Но кроме того есть и школьный предмет, который называется "Фольклор".

Некоторое время назад мы стали ассоциированным членом ЮНЕСКО, наш коллектив работает над проблемой "Всемирное культурное наследие" – тесно сотрудничаем со школами Великобритании, Швеции, Германии, Норвегии.

Поездки, которые мы осуществляем в различные страны, помогают ребятам развить кругозор, погружая в культуру других народов, а детям тех стран, куда приезжают наши учащиеся, они показывают опыт приобретения навыков культурного общения, устраивая концертные программы с упором на национальные традиции. И прежде чем исполнить русские фольклорные номера, наши ребята поют песни о Родине, ее красоте и истории, о суровых годах испытания («…/Стояли со взрослыми рядом / Мальчишки у стен Ленинграда/…»).

Надо полагать, делу духовно-нравственного воспитания во многом способствует организация дел, связанных с проведением Дня Культуры. Как в этом году проходил этот праздник?

            Действительно, это нам очень помогает, и даже теперь так сложилось на практике, что мы проводим этот праздник не только 15 апреля – в день подписания Пакта по защите культурных ценностей, – но в течение нескольких дней в апреле, и даже в мае – так, что у нас получается не столько День и Неделя Культуры, но месяц, посвященный осознанию культурных достижений человечества, углубленному постижению искусства, науки. Несмотря на то, что у  нас все дети с 5 по 11 класс  ежемесячно по абонементу посещают Эрмитаж и Русский Музей – без этого мы не были бы лучшей школой! – дополнительно, в период, посвященный Дню Культуры, ребята вместе с педагогами и родителями посещают театры Санкт-Петербурга (особенно стараемся, чтобы они побывали в Мариинском театре оперы и балета), музеи, которых в нашем городе огромное количество, и надо о них тоже знать, быть знакомыми с их экспозициями и  выставками.

            В день Праздника у нас в гостях всегда бывает оркестр народных инструментов, и дети имеют возможность послушать настоящую музыку –  «в живую», что весьма важно в наш электронный век.

            Нашим читателям, наверное,  будет интересно узнать, как вы планируете мероприятия ко Дню Культуры, когда это делаете?

            Обычно, мы по окончании учебного года подводим итоги мероприятий, посвященных Дню Культуры, награждаем наиболее отличившихся, а затем, в начале следующего учебного года, на совещании с учителями определяем, на какой области культуры мы в этом году остановимся, на чем будем заострять внимание. Например, в этом году в естественнонаучном цикле, было решено говорить с ребятами об открытиях ученых и первооткрывателях в различных областях знания, показывая, какой вклад в культуру сделали те или иные открытия. Многие из учащихся, заинтересовавшись, приступили к исследовательской работе; был объявлен конкурс творческих работ, и в мае состоялось награждение победителей.

            Наши учащиеся – двести из пятисот – чуть ли не половина! – стали победителями в самых различных конкурсах, объявленных в этом году в Санкт-Петербурге и в России. Например, группа ребят, работавшая над Проектом экономичного освещения школы, заняла 3-е место на Всероссийском конкурсе по энергосбережению.

Замечательно. Насколько нам известно, Вы придаете большое значение работе школьной библиотеки.  Такой факт не может не радовать. Давно замечено: там, где директор внимателен к нуждам библиотеки, в таком учебном заведении, как правило, успех не замедлит проявиться.

Да,  мы в этом году значительно расширили помещение, предоставив достаточно места и для книжного фонда, и для абонемента, есть теперь просторный читальный зал, тут же, рядом – компьютерный. В комплектовании фонда нам помогают родители – дарят в библиотеку хорошую художественную литературу. Такая помощь для нас очень важна.

            Мы планируем в следующем учебном году заняться и Музеем гимназии. Видим главную его задачу в том, чтобы не дать забыть историю и то лучшее и прекрасное, что было в прежние годы в школе и что достойно поддержки. 

А как у Вас в гимназии с девиациями, как боретесь с этим?

Методом общения. Если что-то случается неприятное, я себе говорю (как в одном известном фильме): «Значит, плохо объясняла!». Беседую, объясняю, снова и снова, пока не поймет. Но ко мне может приходить для беседы любой, кто хочет – и дети, и взрослые – ребята имеют право доступа в кабинет директора на равных со взрослыми. Это мое правило.

Справедливости ради надо сказать, что редко можно встретить руководителя, столь мудро и изящно ведущего корабль среди риф, придерживаясь нужного направления, устремляя коллектив к Культуре и, значит, лучшему будущему. Как Вам это удается? Откуда Вы черпаете оптимизм и находите физические силы для выполнения столь большой работы, сохраняете великолепную спортивную форму?

            Мой оптимизм таков: жизнь нельзя прожить в черновую, значит, надо жить по принципу «Каждый день прекрасен и удивителен!». И я следую этому своему девизу неуклонно. Помогает мне в жизни то, что в свое время я познакомилась с восточной философией. А занятия балетом в детстве и юности заложили хорошую физическую и эстетическую основу, и до сих пор это выручает.

Как Вы организовываете свой рабочий день, свой досуг?

Знаете, я убеждена, что профессионализм в жизни многое решает. Люблю получать знания, много учусь. После окончания Ленинградского Государственного университета по специальности «История» поступила учиться в Российский Государственный педагогический университет им. А. И. Герцена и окончила его по специальности «Управление образованием». Затем три года училась на экономическом факультете СПб Государственного университета и недавно тоже окончила его. И сейчас чувствую, что пора опять учиться – надо усилить свой английский. Я всю жизнь учусь!

А что касается отдыха – люблю читать, но время хватает только на профессиональную литературу, классиков читаю только летом. У меня теперь есть дача, отдыхаю там. Но люблю проводить время за рулем, управлять автомобилем – это тоже хороший отдых. Люблю туризм – езжу, в основном, по России. А зимними вечерами посещаю балет, оперу, филармонию. Драму стала меньше любить – ожидания не дают результатов. Правда, недавно побывала в Москве и посетила Малый драматический театр –  получила истинное наслаждение.

Все это – искусство, природа –  помогает организовать рабочий день так, чтобы все успевать. С моей точки зрения, профессионал – это тот, кто хорошо образован. А цель образования  – если взять широкий подход к этому  – научить учиться, заинтересовать. Это касается нашей профессии, здесь главное незаметно подтолкнуть человека к познанию, исходя из его индивидуальности. Человек должен всегда находиться на пути самосовершенствования.

Мы сознательно не останавливаемся на вопросе, кто из вашего коллектива (педагогического и ученического) отличается особым трудолюбием, успехами –  ясно одно: это работа общая и выделить кого-либо отдельно нельзя. Чтобы школе достичь успехов в культурном развитии, коллективу нужно трудиться только сообща, дружно, согласованно и в полном взаимодействии и сотрудничестве, как у вас. Конечно, заслуга руководства гимназии здесь очевидна.

            Большое спасибо Вам, что рассказали нам о Вашем, таком ценном, педагогическом и управленческом опыте, поделились секретами педагогического мастерства!

Пожалуйста! Мы открыты и готовы поделиться опытом. Приглашаем в следующем учебном году на  семинар по организации Дня Культуры.

 

Беседу провела Л.Уварова,

отв. редактор журнала "Педагогика Культуры"

 

 Rambler's Top100

   
 

 

Hosted by uCoz