Выборгского района Санкт-Петербурга
Сценарий классного часа в рамках проведения Дня Культуры 6 класс
Учитель Ерышова Наталья Сергеевна, классный руководитель.
«Слова, идущие от сердца».
Цели: – дать представление об общечеловеческих ценностях; – продолжить формирование толерантности сознания детей; – развивать коммуникативные умения учащихся. Оборудование: – тема занятия на доске; – текст стихотворения В.Шефнера, толкование слов «Верность, Слава, Родина, Свобода, Честь», подборка пословиц и поговорок. ( у каждого ребенка); – плакаты из серии «Этнокалендарь Санкт-Петербурга – 2008г.» Опережающее задание: – подобрать пословицы, поговорки, вырезки из журналов и газет по теме занятия.
Ход проведения классного часа. I. Оргмомент. II. Слово учителя. 2.1.Прошедший 2007 год прошел в России как год русского языка. Русский язык – самобытный, богатый, обладающий многими достоинствами. Это бесценное культурное наследие, объединяющее не только русских. В современном мире огромное количество людей, говорящих на русском языке, знающих и изучающих его. Есть в русском языке слова, которые мы произносим с особым трепетом, большой любовью, с особым смыслом. О них мы сегодня и поговорим. Тема нашей встречи – «Слова, идущие от сердца».
2.2 «Слова» В.Шефнер. Много слов на земле. Есть дневные слова – В них весеннего неба сквозит синева. Есть ночные слова, о которых мы днем Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом. Есть слова – словно раны, слова – словно – суд, – С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать и купить, Слово можно в разящий свинец перелить. Но слова всем словам в языке нашем есть: Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь. Повторять их не смею на каждом шагу, – Как знамена в чехле, их в душе берегу. Кто их часто твердит – я не верю тому, Позабудет о них он в огне и дыму. Он не вспомнит о них на горящем мосту, Их забудет иной на высоком посту. Тот, кто хочет нажиться на гордых словах, Оскорбляет героев бесчисленных прах, Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых, Не твердя этих слов, умирали за них. Пусть разменной монетой не служат они, – Золотым эталоном их в сердце храни! И не делай их слугами в мелком быту – Береги изначальную их чистоту, Когда радость – как буря, иль горе – как ночь, Только эти слова тебе могут помочь! 2.3. – Что говорит поэт о значении слов? – Как вы понимаете выражение «Словом можно убить, словом можно спасти»? – Какие слова автор считает самыми важными, главными? – Что они обозначают? (ответы учащихся)
2.4. Толкование слов (Толковый словарь обществоведческих терминов). Родина – страна, в которой человек родился, и гражданином которой является. Честь – совокупность высших морально-этических принципов личности; то, что дает право на почет, уважение, признание, является почетным. Слава – почетная известность как свидетельство всеобщего признания заслуг, таланта, всеобщего уважения. Свобода – независимость, отсутствие стеснений и ограничений. Верность – неизменная приверженность делу; Постоянство в отношениях с другими людьми. – Какие слова вы считаете главными в жизни? Почему? (записать на листочке, ответы учащихся)
2.5. Пословицы и поговорки. Человек без родины, что земля без семени. Родимая сторона – мать, чужая – мачеха. На чужой стороне родина милей вдвойне. Родина – мать, умей за нее постоять. За совесть да за честь – хоть голову снесть. Глаза – мера, душа – вера, совесть – порука. Жизнь дана на добрые дела. За добро плати добром. В русской истории много примеров, связанных с защитой чести и свободы своей Родины, верностью своему делу. Какие вы можете привести примеры?
(выступления учащихся)
2.6.Составление и защита коллажа из заготовленных ранее иллюстраций, высказываний по теме занятия.
III. И в конце нашей встречи, мне хочется пожелать, чтобы ваши сердца рождали только добрые слова и поступки. Когда-то, великий Конфуций сказал: « Чего себе не пожелаешь, того не делай другим».
|
||||