участников городского конкурса сочинений 2009 года, проходившего в школах Санкт-Петербурга в рамках ежегодного Дня Культуры под девизом: «Осознание Красоты преобразит жизнь»
Чутким сердцем постигаем красоту мира Барышникова Ксения 11 класс школы № 313, Санкт-Петербург Руководитель: Коновальчук А.А. Научите вашу душу не только воспринимать, но впитывать в себя прекрасное... В.Ф. Комиссаржевская
Что такое красота? На протяжении не одного столетия человек задавался этим вопросом. Еще Сократ сказал: «Каждому свое красиво». Это действительно так. Каждый из нас понимает красоту по-своему: для одних истинная красота – это лицо любимого человека; для других – прелесть раннего летнего утра, где-нибудь в лесу или горах; для третьих – любимая мелодия. Одно остается неоспоримым: красоту нельзя просто увидеть, ее необходимо почувствовать душой, всем своим существом. «...Голос красоты звучит тихо: он проникает только в самые чуткие уши»,- сказал однажды Ф. Ницше. С ним невозможно не согласиться. Только чутким и трепетным сердцем можно постигнуть истинную красоту, понять и увидеть ее. Она невесома, как перышко, так же невидима, но ощутима, как воздух. Увы, не каждый может понять красоту, иначе бы давно не было войн и распрей, все были бы счастливы и довольны жизнью. Наше сердце.... Оно порой видит лучше, чем наши глаза. Сердце чувствует то, чего не может почувствовать ни нос, ни кожа; оно видит скрытое от зрения. Только чуткое, чувствительное сердце может познать красоту. В этом человек убеждался не раз. Искусство – одно из тех явлений, которое раскрывает понятие красоты с разных сторон. Его воспринимают по-разному, совсем неоднозначно. Музыка – это то, что нельзя взять и потрогать. На протяжении всей жизни нас окружают звуки, часто складывающиеся в мелодии. Я часто замечала, что одна и та же мелодия действует на двух людей неодинаково. Учась в музыкальной школе, я поняла: музыку мало услышать. Ее нужно прочувствовать и не просто на уровне слуха. Любая мелодия несет в себе скрытый смысл, свою красоту. Ее не так-то просто обнаружить. Музыку начинаешь понимать, когда образы, представленные автором, начинают появляться в мыслях. Так произошло со мной, когда я впервые услышала «Вокализ» Сергея Рахманинова. Когда это было, не помню.... Зато первое впечатление никогда не забуду. Закрываешь глаза, и возникает длинная лесная дорожка. Весеннее утро с его свежестью и птичьим многоголосьем. Над головой голубое небо. Какое-то мирное спокойствие одолевает тебя. А дорожка из леса выходит к речушке, над которой алеет рассвет.... Но это может увидеть или, вернее сказать, представить не каждый. Всегда замечала разнополярное отношение к классической музыке у современных людей. Многим весьма не нравится, хотя раньше она была не менее популярна, чем у нас песни юных исполнителей. Признаться, настоящей музыки, красоты в большинстве современных мелодий я не нахожу. Как я не понимаю современную музыку, так же и другие не понимают музыку классическую. «Дело вкуса», – скажут многие. Я не совсем согласна. Дело в том, что, на мой взгляд, современный мир со всем его плюсами и достоинствами стал намного жестче и грубее, чем прошлое. Люди стали безразличными ко всему. У каждого своя жизнь со своими вечными проблемами. Настоящих чутких и трепетных людей не так много. А ведь именно такие люди могут понять классику и насладиться ею. Они находят в ней то, что для других скрыто. Как объяснить то, что одни на симфоническом оркестре засыпают, а другие заворожено слушают, даже не глядя на сцену. Посещая по детскому абонементу концерты в филармонии, я многое поняла. Классическая музыка открылась как-то по-новому и навсегда осталась в моем сердце. Разве можно остаться равнодушной, слушая музыку П. И.Чайковского к балету «Лебединое озеро»? А вальсы Шопена, Шуберта и многих других..... Своим чутким сердцем мы постигаем красоту мелодии, начинаем жить в ней, дышать и существовать неотделимо от нее. Не менее интересна, в плане восприятия, и живопись. У каждого из нас свои предпочтения. Лично мне очень нравится импрессионизм. Любимым моим художником стал Клод Оскар Моне. Известно, что импрессионизм – довольно своеобразный стиль. Здесь нет привычных нам четких линий и контуров. Вся композиция – это нанесенные мазки. Часто они нанесены непоследовательно и нелогично. В этом есть некая абстракция. Моим любимым циклом картин Клода Моне стал «Лилии на воде». Картины этого цикла прекрасны. На них изображены лилии, плавающие в прудах и водоемах. Такое впечатление, что автор выхватил из жизни один неуловимый миг и запечатлел его. Смотришь, и кажется, что вот-вот вода двинется, и на ее глади покажутся солнечные блики. Одну из картин Клода Моне я видела в Эрмитаже. Тогда и поняла, что нельзя смотреть на эти произведения искусства, стоя вплотную и ища четкие контуры. Вблизи сами картины превращаются во что-то непонятное, в набор мазков и пятен. А чуть отойдешь – и вот он! Пруд и лилии.... Многие не понимают импрессионизм. Для них загадкой является цикл картин «Руанский собор» того же Моне. На нем художник изобразил собор в разное время суток: утром, днем, вечером. Людям, не вникающим в картину, это кажется «рисованием разными цветами». А вы попробуйте смотреть не только глазами! Попробуйте душой почувствовать, что хотел сказать художник, рисуя один и тот же собор в разное время суток. Только тогда вы поймете, насколько прекрасны его произведения. Только черствые люди вообще никак не реагируют на живопись. Литература всегда пыталась раскрыть понятие прекрасного. Поэты, писатели испокон веков стремились донести до читателя свое понимание этого слова. Красота – понятие относительное, особенно в литературе. Каждый из писателей показывает то, что он считает прекрасным. С прозой все проще. А вот поэзию каждый трактует по-своему. Одни люди видят в стихотворной строчке мятеж или протест, а другие – лишь описание бури. Все зависит от человека. Однако человек, чье сердце молчаливо и грубо, никогда не поймет лирику Пушкина, Лермонтова, Блока, Есенина, Ахматовой и многих других прекрасных поэтов. Только чуткие сердца смогут проникнуть вглубь, извлекая оттуда смысл, который никогда не лежит явно на поверхности.
На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой... Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит — оттого, Что не любить оно не может.
Что люди видят за этими строчками? Что пытался сказать Александр Сергеевич Пушкин? Если не вдумываться, то очень сложно найти правильный ответ. Стихотворение на удивление просто, но в нем скрыто нечто такое, что сразу не разглядишь.... Светлое чувство любви, описанное Пушкиным, может увидеть здесь не каждый. Пожалуй, что только человек, которому не чужда поэзия, способен понять это.... Научите вашу душу не только воспринимать, но впитывать в себя прекрасное... Только истинно чутким сердцем может быть постигнута красота. Она бывает разной. Не обязательно внешней. Видимость, шаблоны и «картинки» – это не та, красота, к которой стремятся люди. То, что мы ищем, находится одновременно близко и далеко. Человек может жить среди прекрасного. Но если его сердце будет глухо к этому, тогда он не почувствует ничего. Красота живет во всем. Осталось только своим чутким сердцем постигать красоту ....
|
||||