участников городского конкурса сочинений 2009 года, проходившего в школах Санкт-Петербурга в рамках ежегодного Дня Культуры под девизом: «Осознание Красоты преобразит жизнь»
Глядя на Прекрасное, слушая Прекрасное, человек улучшается. Смирнова Александра 11-А кл. школы № 683, Санкт-Петербург Руководитель: Кравченко А.Е. В сердце того, кто страстно стремится к красоте, она сияет ярче, чем в глазах созерцающего ее. Джебран Халиль Джебран
Духовная жизнь – это основа человеческого существования. Боль, радость, любовь, горе – все эти чувства человек ощущает в душе, в таком неведом для него месте, но таком неотъемлемом для полноты жизни. Человеку свойственен поиск смысла жизни и постоянное совершенствование, в этом случае мы можем "найти себя". А самый верный и доступный способ – это стремление к прекрасному. Стремление к прекрасному – это одно из самых характерных стремлений человека, и неудивительно, что оно породило необходимость в такой социальной отрасли знания, как эстетика. Эстетика – это наука о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное, выражающееся в образах искусства. Как сказал один из "семи мудрецов" Древней Греции – Солон, "прекрасное дается нелегко". Вставая на путь приобщения к прекрасному, человек должен проделать определенную "работу" над собой, чтобы быть готовым принять прекрасное, понять его и "впустить" в себя. Прекрасное как ценность, осваивается через субъективные эстетические оценки, сквозь призму вкусов и идеалов людей. Важнейшей задачей эстетического воспитания является формирование и развитие способности человека воспринимать подлинную ценность Прекрасного. Прекрасное в искусстве, его художественная ценность обусловлено правдивым отражением жизни (красота истины), выражением гуманистических идеалов, а также мастерством, создающим форму, гармонично соответствующую содержанию. К этому же понятию можно отнести прекрасное в литературе, его благотворное влияние не просто улучшает человека и доставляет эстетическое удовольствие, оно делает его чище духовно, ограждая от человеческих пороков. Музыка также является неотъемлемой частью проявления прекрасного в жизни. В древности выделяли три направления влияния музыки на человека: на духовную сущность, на интеллект и на физическое тело. Учёные в наше время чётко определи, что на все формы жизни благотворно влияет именно классическая музыка, способная вызвать положительные эмоции у человека и повышение интеллектуальных способностей. Эти примеры проявления прекрасного в жизни подтверждают то, что человек улучшается как духовно, так и интеллектуально. Мир многогранен, и, к счастью, это не все факторы, которые дают возможность человеку развиваться. Любовь. Любовь – это то, что человек способен познать острее всего. Правда, все мы знаем, что время от времени делаются попытки и для определения любви. Но дать точное определения этому не удается, да и вряд ли удастся. В момент влюбленности, человек способен созидать, творить добро и всячески улучшать мир вокруг себя. Любовь существует, как говорится, вполне объективно, она очень многое значит для человека, и человек достаточно хорошо представляет, что это такое, знает по себе и по своим знакомым все возможные признаки и приметы любви. Уже давно замечено, что только душе, способной к любви, открыто полное наслаждение прекрасным. Как сказал один русский эстетик прошлого века, С. П. Шевырев, «прекрасное мы прежде всего любим – и без любви к нему нет полного, им наслаждения». Очень близкую мысль высказал и Вагнер: «Только любовь позволяет ощутить красоту, только красота создает искусство». У философа Платона есть диалог «Федр», заканчивающийся молитвой, которую придумал для себя Сократ и которую он сам и читает: «Любезный Пан и прочие здешние боги! Дайте мне стать прекрасным в моем внутреннем мире, все же, что я имею извне, да будет дружественно тому, что у меня внутри». Это в своем роде замечательные слова, и их основной темой и содержанием является прекрасное. Прекрасное принадлежит к разряду высших человеческих ценностей. К нему стремится не один Сократ или Платон, но всякий истинный человек, в прекрасном для него самая высокая радость, о нем он мечтает. Категория прекрасного не только одна из главных, но и одна из исходных и определяющих в эстетике. С ее осознания, с вопроса о том, что такое прекрасное, в чем его сила и его тайна началась сама наука эстетика. Нет ни одной эстетической теории, которая в большей или меньшей степени не трактовала бы о прекрасном. Это одинаково относится и к эстетическим учениям прошлого, и к современным учениям. Однако в отдельных трактовках понятия прекрасного не так уж часто встречается согласие. История эстетических учений наглядно свидетельствует об этом. Аристотель, например, писал в «Антириторике», что прекрасно все справедливое. Немецкий историк искусства Винкельман видел прекрасное в «многообразии единого». Шиллер предлагал заменить слово «прекрасное» словом «истина» «в ее совершеннейшем смысле». Но, может быть, такое строгое законченное определение совсем и не обязательно для прекрасного? Ведь на свете есть немало вещей, которые реально существуют и играют важную роль в жизни человека, но при этом не поддаются определению с помощью однозначных логических понятий. Таким образом, можно сказать, что, как и у любви, так и у прекрасного определения слишком субъективны. Я уверена, что эмоции, которые вызывает прекрасное, всегда носят положительный характер. Прекрасное чаще всего приятно, оно вызывает светлые чувства. Например, мы видим пейзаж, на душе у нас умиротворение и радость. Мы испытываем приподнятость, возвышенность тогда, когда видим прекрасное произведение живописи или скульптуры, кинофильм, спектакль или слушаем музыку. Все эти чувства не однозначны, но все они несут положительный характер. Я считаю, что прекрасное существует одинаково и в искусстве и в жизни. И там, и здесь оно выполняет по существу одинаковую и важную социальную функцию. При этом, однако, имеются и известные отличия прекрасного в жизни и прекрасного в искусстве. В жизни прекрасное может относиться только к самим вещам и явлениям, каковы они есть и какими нам представляются. Красота цветущей степи неразрывно связана с самой степью, она является нам как собственное ее качество, форма и содержание здесь едины, степь воспринимается нами и как прекрасная форма и одновременно как прекрасное содержание. То же относится и к другим прекрасным предметам в жизни: к прекрасному человеку, к прекрасному деянию человеческому или же к прекрасному явлению природы. Поэтому стать духовно богаче, лучше – это значит обратиться вглубь себя, найти недостатки, мешающие духовному развитию, и устранить их. Тогда, может, не только в Петербурге, но и во всем мире что-то существенно изменится. И изменится к лучшему.
|
||||