участников городского конкурса сочинений 2009 года, проходившего в школах Санкт-Петербурга в рамках ежегодного Дня Культуры под девизом: «Осознание Красоты преобразит жизнь»
Высшая красота – красота подвига Мухин Борис 9-А кл. Лицея №344, Санкт-Петербург Руководитель: Иванова Л.В. Подвиг есть и в сраженьи, Подвиг есть и в борьбе. Высший подвиг – в терпеньи, Любви и мольбе... Есть у подвига крылья, И взлетишь ты на них, Без труда, без усилья, Выше мраков земных... АС. Хомяков
Существует разная красота, но отдельно можно выделить красоту подвига. Стоит ли называть такую красоту высшей? Чтобы разобраться в этом, нужно понять, что такое подвиг. Нельзя назвать настоящим подвигом поступок, зависящий от случайности, удальства, честолюбия или возбуждения вином. Истинный подвиг исходит из глубокого содержания человеческого духа. Всем известны подвиги Геракла, но мало кто задумывается о том, что все его свершения были возможны только благодаря силе, данной ему богами. Он делал то, что обычный человек не может повторить. Кроме того, Геракл совершал подвиги для искупления греха детоубийства. Другое дело, подвиг Давида: юный пастух, положившись на волю Божью, принял вызов и вышел на битву с великаном Голиафом, могучим и непобедимым воином. Благодаря тому, что Давид убил Голиафа, была одержана победа над вражеским войском. Настоящий подвиг бескорыстен, совершить его может только человек, обладающий мужеством, способный на самопожертвование. Иван Сусанин знал, что, уведя поляков в лесную чащу, сам оттуда не вернётся, но пожертвовал жизнью ради Родины. Русский герой 19-го века Архип Осипов, участник Кавказской войны, отдал свою жизнь в марте 1840 года во славу и величие России, взорвав пороховой погреб и уничтожив тем самым несколько сотен врагов. Александр Матвеевич Матросов и многие другие советские солдаты, закрывая своими телами амбразуры вражеских пулемётов, помогали другим выстоять и победить в Великой Отечественной войне. Но подвиг – это не только самопожертвование. Иногда принятие какого-либо решения и достижение цели – тоже подвиг. Надежда Андреевна Дурова назвалась мужским именем, участвовала во многих сражениях, была награждена за мужество солдатским Георгиевским крестом, прошла войну 1812 года и стала первой в истории русской армии женщиной-офицером, кавалерист-девицей. Лётчик Алексей Петрович Маресьев после ампутации ног прошел многочисленные комиссии и продолжил службу в авиации, доказав, что может не только пилотировать боевой истребитель, но и выходить победителем в схватках с фашистскими асами. Подвиг не всегда индивидуален. Мы знаем много примеров коллективного подвига, когда история не называет всех имён, но само событие становится символом мужества, героизма, силы человеческого духа. Одной из самых славных страниц в истории России стал ратный подвиг народа в Отечественной войне 1812 года. Все слышали о героической обороне Севастополя во время Крымской войны. Русско-японская война 1904-1905 годов хоть и не принесла безоговорочной победы России, но весь мир услышал о подвигах российских моряков. Орудия «Стерегущего» вели огонь до тех пор, пока в живых не осталось почти никого из членов экипажа миноносца. Мужество экипажа настолько потрясло противника, что в Японии команде «Стерегущего» был воздвигнут памятник –стела из черного гранита, на которой выведены слова: «Тем, кто больше жизни чтил Родину». Восхитил японцев и подвиг «Варяга»: то, что российские моряки поступили по канонам самурайской чести, было использовано в пропагандистских целях – как пример для подражания. Кроме того, после русско-японской войны японское правительство создало в Сеуле музей памяти героев «Варяга». Защитники Брестской крепости бились до конца, несмотря на численное превосходство врага. Жители блокадного Ленинграда пережили голод, холодные зимы, постоянные бомбёжки и артиллерийские обстрелы, изоляцию от «большой земли». Подвиг человека на войне бессмертен. Память о павших должна вечно жить в наших сердцах. Но подвиг – это не всегда борьба По словам архиепископа Сан-францисского Иоанна (Шаховского), «физические войны и всякая в мире борьба есть лишь отражение в физическом плане реальности духовной борьбы, предлежащей каждому человеку в этом мире». Подвиг духовный не так заметен, как подвиг боевой. Значение его проявляется не сразу. Иисус принёс себя в жертву – и уже не одно тысячелетие человечество пытается осознать смысл этого подвига. Недаром людей, избравших духовный путь служения человечеству, называли и называют подвижниками. Один старец поучал подвигу такими словами: «Братья, что вы делаете, чего бы не делал злой демон? Вы скромно едите. Он совсем не ест! Вы мало спите, он совсем не спит. Вы отказались от лишних одежд, но у него совсем их нет... Во всем том, от чего вы отказались, вы еще не возвысились над ним. Но, братья, есть одно, от чего он не может отказаться, это от злобы. Есть одно, чего он не может достичь, это – любви. Здесь начало и совершение истинного подвига». Может показаться, что подвиг – удел людей, избравших особенный путь. Но героизм сердца проявляется в любом человеке. Подвиг благородства, бескорыстия и великодушия в мирное время еще нужнее, чем во время войны. И в человеке всю его жизнь, до последней его земной минуты идет главная борьба – духовная. Борьба добра против зла и зла против добра. Борьба чистоты с грязью и грязи против чистоты. Истина противостоит лжи, а ложь – истине. Наконец, идёт борьба любви против злобы и злобы против любви. Ф. М. Достоевский выразил это так: "В мире диавол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей". Каждый человек совершает выбор в своей жизни, и этот выбор можно приравнять к подвигу. Особенно в наши дни, когда зло зачастую маскируется под добро. Мы все живем благодаря другим людям и подвигам других людей. Настоящий подвиг себя не осознает. Это и есть подвиг сердца, он совершается не ради славы, не ради земных отличий. И в этом его высшая красота. «Великие дела совершаются без шума, они скромно творятся на пользу человечества. Подвиг создает и накопляет добро, делает жизнь лучше, развивает гуманность. Человек подвига берет на себя тяжкую ношу и несет ее добровольно. В этой готовности нет и тени эгоизма, есть только любовь к своему ближнему, ради которого герой сражается на всех тернистых путях» (Н.К. Рерих).
|
||||