«Осознание Красоты преобразит жизнь» Пособие для педагогов и организаторов Дня Культуры
2. КРАСОТА – ПОНЯТИЕ ЭТИЧЕСКОЕ. О КРАСОТЕ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ
2.1. Красота и Этика Красота есть радость, потому люди к ней так стремятся. Даже внешняя красота вызывает восторг, дает человеку мощный прилив сил. Но если бы все люди знали о значении Красоты внутренней, скрытой, духовной, вся жизнь вокруг могла бы вскоре преобразиться. Понять эту внутреннюю Красоту возможно, лишь осознав свой внутренний провод-струну – со-знание, чувство-знание – связь с Миром Высшим. Такие сведения о взаимосвязях внутреннего и внешнего призвана дать Эстетика – наука о Красоте и Прекрасном, наука о чувственном познании. Сегодня она недостаточно развита, несмотря на то, что термин «эстетика» – от греч. aisthetikos – чувственно-воспринимаемое – введен в научный оборот еще в ХYIII веке. Между тем, эстетические принципы требуют немедленного уяснения по причине того, что, наряду с другими началами Бытия, они лежат в основе всей Жизни, всего мироздания – само слово Космос переводится с греческого как Красота. Также это нужно по причине возникновения новых условий, в которых к началу этого века оказалось наше общество. Подлинная Красота отличается от мнимой, и это выявляется через отношение человека к Добру. Истинно красиво то, что нравственно, этично. Однако, в жизни Этика утерялась, исчезла среди нагромождений формулировок. При том, что этическое как сущность жизни выводилось философами из самой сути мироздания. Поскольку Космос есть Красота, то что красиво или некрасиво определяется этическими законами – законами духа, или Космоса, гуманистическими принципами. Возникающее в наши дни «противоречие между этическим и эстетическим выступает, прежде всего, вследствие несовершенства, уродливости социальных условий», – определяют ученые[1]. Необходимо вернуться с Основам жизни, и восстановить значение Красоты и Этики в их единстве – как в образовательном процессе, так и во всей окружающей жизни. 2.2. Главное – в невидимом Окружающая обстановка имеет огромное значение в эстетическом воспитании. Внешняя красота, красота окружающего нас мира, чрезвычайно нужна людям. Как было отмечено выше, она вдохновляет, умиротворяет, способствует совершенствованию. Ребенок, воспитанный в красивой обстановке, сохранит память о Прекрасном на всю жизнь и всегда будет стремиться к нему. Отметить значение внешнего и внутреннего в теме «Красота» важно, поскольку люди, исходя из внешнего, часто не замечают главного. Когда речь идет о красоте, обычно имеют ввиду красоту физическую, осязательную, красоту форм, манер, обстановки и т.п. У многих это внешнее отношение преобладает и остается на этом уровне понимания явлений Красоты на всю жизнь – так сознание питается иллюзиями. Между тем, главное заключается в том, что неощутимо, не зримо, не видимо. Согласно законам духа, невидимый мир объясняет мир видимый. Известно, например, что качества личности – то, что является внутренней характеристикой человека – со временем начинает отражаться во внешнем его облике, становится хорошо видимым для других. Иначе говоря, те или черты характера откладывают отпечаток на лице. Так или иначе, в любом случае необходимо помнить: мир мыслей и чувств – мир, невидимый глазу, существует и действует на наше сознание гораздо сильнее, чем мы предполагаем. Сказано: невидимые силы сильнее видимых, и надо научиться видеть красоту внутреннюю – чтобы получить законченный образ человека, того или иного явления, иметь о нем правильное представление. С юности надо объяснять: если человек ориентируется только на внешнее, он никогда не достигнет успеха в духовном развитии, и его представления о жизни будут примитивны. О блеске внешней красоты жизни, о ее второстепенности и ненужности точно подмечено А.С.Пушкиным: всё это «мишура» и «ветошь маскарада» («…пышность эта, постылой жизни мишура…что в них?»). «…Отдать я рада Всю эту ветошь маскарада, Весь этот блеск, и шум, и чад За полку книг, за дикий сад…» («Евгений Онегин») Конечно, здесь речь идет о красоте бессодержательной. В наши дни эту мишуру, всякую поддельность под Красоту называют: гламур или глянец – отличительная особенность «массовой культуры». Красивые вещи могут быть, как отрава, для сознания, если не будет соответствующего к ним отношения. «Имейте, но не считайте своим», – гласит мудрость; иначе говоря – не привязывайтесь к вещам, не развивайте чувство собственности. Главное, окружив себя прекрасными вещами, – не впасть от них в зависимость, подобно древнегреческому Пигмалиону. Необходимо также помнить, что духовная сторона всегда страдает, когда у нас слишком много вещей. Надо понимать, что не столько вещи, – хотя и они имеют немалое значение в жизни, – сколько поступки и привычки окружающих как отражение их качеств, свойств личности будут формировать характер и судьбу взрослеющего человека, наблюдающего жизнь и невольно или вольно подражающего своему окружению. В связи с этим, всё, что относится к качеству жизни, требует осмысления. Если бы мы заботились о внутренней красоте так же, как о внешней, то далеко бы продвинулись в своем развитии. Мудрость, содержащаяся в классических произведениях, помогает нам лучше вникать в суть многих проблем, в том числе и самых сложных из них, таких, как красота внутренняя и внешняя. И если человеку известно о существовании законов духа, о тех глубинных, духовных связях, действующих через них, то ему будет доступна и вся глубина следующего сонета Шекспира. Шекспир Сонет 146 Моя душа, ядро земли греховной, Мятежным силам отдаваясь в плен, Ты изнываешь от нужды духовной И тратишься на роспись внешних стен. Недолгий гость, зачем такие средства Расходуешь на свой наемный дом, Чтобы слепым червям отдать в наследство Имущество, добытое трудом? Расти, душа, и насыщайся вволю, Копи свой клад за счет бегущих дней И, лучшую приобретая долю, Живи богаче, внешне победней. Над смертью властвуй в жизни быстротечной, И смерть умрет, а ты пребудешь вечно. Перевод С.Я. Маршака
2.3. Внешний блеск и духовная нищета «массовой культуры» Переставлять акценты с главного на второстепенное, переводить внимание от сущности к внешнему – характерная особенность работы современных средств массовой информации. Это свойство присуще и всей «массовой культуре» – индустрии досуга и развлечений. «Массовая культура» – словосочетание, которое к Культуре не имеет отношения, понятие, далекое от Этики и истинной Красоты, это уродливое явление действительности, пагубно влияющее на духовность. Сложность нашего времени состоит в том, что многие, по невежеству, причисляют явления «массовой культуры» к Культуре, и это вносит большой беспорядок в сознание современных людей[2]. Как отмечают исследователи, «возрастание роли массовой культуры в жизни общества является одной из характерных черт переживаемого Россией периода кардинальных общественных изменений»[3]. Этому сопутствует падение нравственных «табу», мощное влияние западной системы ценностей в кинематографе, на телевидении, в массовой периодической печати и литературе, в различных формах развлекательной индустрии. Это происходит, благодаря «уходу государства из многих сфер культуры и стремительному формированию в ней рыночных отношений, противоречивости законодательной базы, политики в сфере культуры»[4], – поясняют причину ученые. Но «культуру не следует отождествлять с рынком»[5] – отмечают они. То, что называют «массовой культурой» – это «вид потребительских благ и услуг (наряду с материальными), с одной стороны, и особая технология управления людьми – с другой»[6]. Превратившись в товар для рынка, «массовая культура» имеет целый ряд отличительных черт. Это, прежде всего, ее примитивность, часто переходящая в культ посредственности, ибо обращена к людям с недостаточно развитым интеллектуальным началом, она во многом эксплуатирует такие сферы человеческой психики, как подсознание и инстинкты. «Массовая культура» традиционно противопоставляется Культуре, способной создавать уникальные по художественной ценности продукты, требующие для своего восприятия определенных интеллектуальных усилий и исходного культурного, духовного багажа. Критерием оценки событий жизни может служить то, что в явлениях «массовой культуры» вы не найдете этических акцентов и возвышенных мотивов, почтения Высшему началу – то, что всегда присутствует в произведениях творчества, и то, что мы относим к Культуре, которую, однако, не следует делить на элитарную и какую-либо другую – Культура едина и неделима, и в основе ее всегда присутствует духовное начало. Надо понимать, что грань между высоким и низким тонка, и в таком случае мерилом служит развитое чувствознание – прямое постижение действительности не умом, но сердцем. Но сердце для этого нужно воспитывать[7]. Этические моменты отсутствуют в «массовой культуре», и это становится причиной того, что места развлечений – это «рассадники пошлости»; притоны людей, сидящих за кружкой пива – зрелище, далекое от эстетики, не лучший для молодежи пример, как следует отдыхать. «Массовая культура», стремясь привлечь красивостью – блеском и часто роскошным убранством, демонстрирует убожество вкуса: известно, что роскошь не есть красота, но излишество. И если для кого-то красиво это обязательно значит богато, пусть он знает, что это пошло. Пошлость – отсутствие вкуса, это враг красоты; это понятие, характеризующее такой образ жизни и мышления, который вульгаризирует духовные ценности, низводит их до уровня грубого, ограниченно-обывательского понимания. Опошляются не только развлечения, но и высокие, прекрасные понятия, такие как Любовь. Но вечные ценности Культуры могут и должны утверждаться и в быту, и во всей жизни, всегда и везде, в том числе и во время отдыха. Для этого необходимо воспитывать вкус художественный, утончать, развивать сознание до понимания того, что является пошлым, а что достойным. Если в человеке развито восприятие красоты, заложены основы эстетического миропонимания, за него можно быть спокойным – он будет защищен Красотой и не породит безобразий.
2.4. Прежде всего, мы призовем Музу Наукой доказано, что человек, не понимающий связи эстетических явлений с этическими и самой жизнью, рискует потерять нравственные ориентиры в жизни, а это приводит к серьезным болезням нервной системы, психическим заболеваниям, а также другим недугам и отклонениям. Поэтому так важно не только помнить о значении Красоты духовной, ее положительном влиянии на здоровье человека, но и непрерывно пополнять свои знания из области эстетики, поскольку нравственные ориентиры дает человеку именно Прекрасное и знания о нем. «Пусть не гневается на нас Эскулап (как говорили в древности о врачах), но прежде него мы призовем Музу», – давал совет мыслитель древности. Действительно, зачем доводить дело до лечения, до болезни, когда есть истинная психопрофилактика – приближение к искусству, Красоте. «…Прямое дающие распознавание» – так, обращаясь в гимне к Музам, раскрывал их значение легендарный певец Орфей[8]. Из этого можно понять: Музы не только оздоровляют дух и душу человека, но и дают способность распознавать, где Истина, а где ложь, под какими бы личинами она ни скрывалась. Эта способность у них – от связи с Высшим, от соприкосновения с Искусством, к которому Музы имеют прямое отношение. «Прекрасное есть щит от зла», – говорили в древней Греции. «Пусть каждый запасется верным щитом. Он получит его от Муз». Так же мудро говорилось: «Умейте почитать Муз, которые помогают вам сделаться героями». Муза переводится с греческого как мыслящая. Музы – богини поэзии, искусств и наук. Каллиопа, Клио, Мельпомена, Эвтерпа, Эрато, Терпсихора, Талия, Полигимния, Урания – девять сестер (их мать Мнемосина – богиня памяти). Музы связывают прошлое и настоящее, несут упорядоченность и гармонию. Они покровители певцов и музыкантов, передают им свой дар, наставляют и утешают людей, наделяют их убедительным словом (в науке без них тоже нельзя), воспевают законы и славят добрые нравы. Водитель Муз (Мусагет) – Аполлон, бог Искусств[9]. Стоит поразмышлять о значении Муз в сегодняшней жизни, об этих прекрасных образах – оживить их! Такое занятие, несомненно, придется по душе представителям юного поколения, поможет им (и педагогам) взглянуть на многие знакомые вещи и явления другими глазами. Важно понять и значение музеев. В античной Греции функцию научно-образовательных учреждений, наряду с академическими школами, гимназиями и лицеями, выполняли также и Музеи (храмы Муз) – это были научно-просветительские учреждения (в храмах, в святилищах, в богатых домах). Музы просвещали. В наши дни многие музеи, к сожалению, занимаются лишь собирательством и представляют собой неживые хранилища прошлого. Забывая о Музах, «Привратницах Прекрасного», музей теряет свою силу, духовное назначение, и жизнь уходит из него. Но Музей (Музейон – в переводе – Дом всех Муз) – это сфера Искусства, а значит, Красоты и Радости, сфера Знаний. 2.5. Миссия женщины в Новом Мире Кто поможет молодому человеку разобраться в сущности Красоты жизни, если не Женщина? Кто поможет утончению жизни и устремлению к высшему миру, к гармонии? «Миссией женщины и до сих пор было: сеять огонь духа, вдохновлять и возвышать мужчину, зажигать пламя мужества, энтузиазма и геройства, любить и жертвовать собою. Если мужчина часто служит уничтожающей силе, женщина рождает жизнь, она – носящая жизнь, благословляющая жизнь, великая и творящая и очищающая мир… Лишь через прекрасный огонь ее сердца дитя может войти в царство грядущей красоты». «Женщине предоставлена и космическая задача, которую она должна вполне осознать: а именно – трансмутировать низшую, грубую природу человечества в высшую, светозарную»[10]. Утверждающийся Новый Мир приносит великую возможность для женщины, и поэтому на нее возложена забота о красоте и духовности, но также и ответственность за безнравственность нашего века больше, чем на мужчину. Оттого так важно каждой женщине, осознавая это, сохранить чистоту и красоту своей души, уберечься от проявления низшей природы, не уступая соблазнам, и всеми мерами помочь в этом своим близким. Спасти мужчину «от падения в эту бездну может и должна женщина... В трудные времена и в трудных обстоятельствах только женское сердце может подсказать мужчине правильное решение и правильный выход из затруднения»[11]. В классических произведениях можно найти огромное количество советов, как уберечься от соблазнов – прельщений и приманок, которые жизнь во множестве раскидывает вокруг, и надо понимать, что нажива, к которой так устремились многие в последние годы, одного корня со словом «наживка». «Смотри в корень», – советует поэт Эпохи Возрождения С. Брант: «Воистину, мудра лисица:/войти в пещеру побоится,/(какой бы там ни ждал обед),/когда следов оттуда нет». Сама природа женщины, утонченность ее психического аппарата должны помочь ей разобраться в сложностях жизни, стать ведущей в духовном плане. Осмысление и правильное понимание роли женщины в утверждении Красоты в жизни возможно лишь при осознании взаимодействия, равновесия и гармонического сотрудничества мужского и женского Начал как необходимого условия существования. [1] Культурология: Краткий словарь / Под ред. проф.И.Ф. Кефели. – СПб.: Петрополис, 1995. – С. 39. [2] См. дополнительно: www.cultura.spb.ru/mas_kultl.htm [3] Лебедева В.Г. Истоки и становление массовой культуры в России (1860-1940). Автореферат дисс. доктора культурологии. – СПб.: 2008. – С.3. [4] Там же. [5] Межуев В.М. Культура в контексте модернизации и глобализации //Теоретическая культурология. – М.: Акад.Проект; Екатеринбург: Деловая книга; РИК, 2005 – С. 318. [6] Межуев В.М. Философия культуры. Эпоха классики. – М.: 2003. [7] См. пособие: «Путь Культуры лежит через сердце: Формирование культуры чувств и воспитание сердца в семье и школе» www.cultura.spb.ru/private/metodich/kult_cerdce.htm [8] Книга Орфея. – М.: Сфера, 2001. – С.166. [9] Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. Т.2 – М.: Больш. Росс. Энцикл., 1997. – С. 179. [10] Рудзитис Р. Сознание Красоты спасёт. – Новосибирск: Свет, 1999. – С.110. [11] Клизовский А.И. Призыв к женщинам всего мира // Клизовский А.И. Основы миропонимания новой эпохи. – Рига, Виеда, 1991.
|
||||