«Осознание Красоты преобразит жизнь» Пособие для педагогов и организаторов Дня Культуры
4. Об эстетическом и художественном воспитании
Если бы правители государств поняли в полной мере высокое воспитательное значение искусства, они приложили бы все усилия и все средства, чтобы пробудить огонь творчества в народе и напитать его звуком, цветом и прекрасными формами. Никакие революции, никакие захватнические войны не могли бы найти отклик в утонченном сознании. Е.И.Рерих. 4.1. О значении и сущности эстетического воспитания Как писал Платон, у человека есть врожденное чувство красоты, чувство Прекрасного, но мы должны понимать, что эстетическое чувство должно быть развиваемо. Термин «Эстетика» впервые ввел в научный оборот немецкий философ А.Г.Баумгартен, (1735 г.), обозначив словом «айстетикос» (от греческого aisthetikos – чувственно-воспринимаемое) науку о чувственном познании, высшей целью которого, по убеждению ученого, является Прекрасное. В наше время чувственному восприятию и познанию в педагогике и в образовании придается мало значения – почти всецело уделяется внимание интеллектуальному развитию, что значительно суживает восприятие мира и, естественно, не может способствовать расширению сознания. Еще в XYII веке основоположник европейской педагогики Ян Амос Коменский, рассматривая вопросы воспитания и обучения в неразрывном единстве, указывал на три источника познания – чувства, разум и веру, главное значение из них придавая чувственному восприятию, которое должно подкрепляться разъяснением. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности. Один из универсальных аспектов культуры личности, обеспечивающий её рост в соответствии с социальным и психофизическим становлением человека под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности. Эстетическое воспитание реализуется в системах образования различного уровня, приобретая полноценность лишь при самообразовании, саморазвитии личности. В более узком смысле, эстетическое воспитание – в отличие от художественного воспитания – направление, содержание, формы воспитательной и методической работы, ориентированные на эстетические объекты реальности и их свойства, вызывающие эстетические эмоции и оценки. Цели эстетического воспитания и образования: развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве или действительности; совершенствование эстетического сознания; включение в гармоничное саморазвитие; формирование творческих способностей в области художественной, духовной, физической культуры[1].
Со школьниками в процессе обучения должны быть обсуждаемы категории эстетические, которые одновременно являются и этическими понятиями. Каждый старшеклассник должен знать, что означают такие понятия, как: возвышенное, гармония, героическое, изящное, красивое, красота, прекрасное, совершенство, фантастическое, чудесное, эстетическое. Наряду с ними должны быть осмыслены такие понятия, как: безобразное, низменное, ужасное. Возвышенное – высшая мера проявления Прекрасного. Возвышенны явления природы, поступки и мысли человека, вызывающие чувство восторга, благоговения, преклонения перед тем, что идет от Общего блага. Возвышенному противостоит низменное – мера проявления безобразного. Низменное – мера проявления безобразного. Низменное характеризует социальные явления, имеющие отрицательную общественную значимость. Как низменное воспринимаются и характеризуются беспринципные, антигуманные, безнравственные человеческие поступки и характер тех, кто способен их совершить Безобразное (противоположное Прекрасному) – явления мертвенные, патологичные, неодухотворенные, лишенные целостности, внутреннего света и богатства. Различные меры проявления безобразного определяют, как низменное, уродливое, ужасное. Уродливое – мера проявления безобразного. Уродливый – некрасивый, безобразный; нелепый до безобразия; уродство – нечто отрицательное, ненормальное; уродовать – искажать, извращать. Ужасное – крайняя мера проявления безобразного. Ужасный – очень плохой, вызывающий ужас, чувство сильного страха, доходящее до подавленности, оцепенения; трагичность, безвыходность; ужасное – явления действительности, которые несут несчастья и гибель; ужасное не содержит в себе ничего просветляющего, не оставляет никакой надежды на освобождение от несчастий, в отличие от трагического, которое всегда имеет разрешение в будущем. В ужасном человек – раб обстоятельств, он не владеет миром; ужасное сопутствует пессимистическому мироощущению. Совершенствованию эстетического сознания способствуют: МЫШЛЕНИЕ художественное (включающее в себя высокую эстетическую избирательность, ассоциативность), ЧУВСТВО эстетическое («чувство наслаждения жизнью», отражающее богатство духовного мира человека), ВКУС эстетический (способность получать наслаждение от подлинно прекрасного и эмоционально отвергать безобразное; потребность воспринимать, переживать и создавать красоту в труде, в поведении, в быту, в творчестве), ВООБРАЖЕНИЕ художественное (способность сознания создавать образы и модели бытия в соответствии с принципами художественности), ИДЕАЛ эстетический (высший критерий эстетической оценки), ОЦЕНКА эстетическая (способ установления эстетической ценности какого-либо объекта, осознаваемый результат эстетического восприятия). Важно учитывать, что все эти факторы взаимосвязаны и взаимозависимы. 4.2. О роли школы в воспитании через Красоту В наши дни особую значимость приобретают вопросы художественного воспитания детей. «Школе надо отвести особое место воспитанию через искусство и Прекрасное, понимая красоту в самом всеобъемлющем смысле этого слова, – говорится в книге Р.Рудзитиса «Сознание Красоты спасет». – Наше школьное воспитание обращает слишком большое внимание на развитие интеллекта и отвлеченного мышления, но слишком мало развивает духовные функции: возвышенность и светородность мысли, воображение, наблюдательность, чувство соизмеримости, чуткость и находчивость, наконец, – духопонимание, человеколюбие и т.п., все то, что в богатой мере дается и искусством и красотой»[2]. О том, что возвышению сознания, его утончению служит Искусство – об этом нужно всегда помнить, решая насущные задачи образования и воспитания. В связи с этим, особое значение имеют следующие вопросы. Как показывает жизнь, без музыкальной грамотности не может быть эстетического развития – начальные знания из области музыки должен освоить каждый школьник. Невежественность в этой сфере порождает многочисленные конфликты, которые незримо присутствуют в основе многих проблем. Это должно стать предметом обсуждения и заботы в системе образования в самом ближайшем будущем. В известной степени, решению данного вопроса способствует изучение такой дисциплины, как «музыкальная литература», которая входит пока в программы лишь музыкальных школ. Нетрудно представить, сколько пользы обществу и каждому молодому человеку могло бы принести элементарное музыкальное образование и просветительство в области музыки – мира, основанного на законах гармонии. Незнание этих законов приводит к большим осложнениям, в том числе нарушению психики. Необходимо всеми мерами направлять сознание детей и юношества к музыкальной культуре. Воспитание через освоение знаний в области народного творчества, привитие художественного вкуса через мастерство и рукоделие, что развивает наблюдательность, заостряет внимание, учит терпению – это также задача, безотлагательная для образования. Не меньшую значимость имеет просветительство в области цветоведения и ароматологии, что также помогает утончению и обогащению сознания. Все это вместе взятое способствует самому важному – правильному развитию воображения. 4.3. Развитие воображения Эстетическое развитие требует воспитания такого качества, как воображение. Без воображения нет творчества. Без правильного воображения невозможно познание мира. В этом его главная особенность и его значение. Поскольку под воображением понимают всякий процесс, протекаемый в образах[3], то необходимо различать воображение репродуктивное и творческое. Если репродуктивное воображение мало отличается от того, что мы называем памятью, то воображение творческое превосходит содержание сознания, полученное в прошлом опыте, именно оно обеспечивает развитие сознанию. Необходимо помнить, что образы имеют свойство воплощаться в реальной жизни, поэтому так важно научиться прекрасно воображать[4], красиво мыслить, поскольку безобразные порождения приносят неисчислимый вред. Примеры отличных образов дает нам, прежде всего, природа. Наблюдение за природой рождает прекрасные мысли, так же как и созерцание, изучение художественных произведений, творений человеческого гения. Не зря отмечено: сила воображения – это энергия Культуры. В основе Культуры и развития жизни лежит творчество, но неразвитое воображение порождает мертвенность, стандарт. Школьный учитель, являясь носителем духовных ценностей, общаясь с детьми, постоянно излучает высшие духовно-нравственные и познавательные образы, – пишет Ш.А. Амонашвили в книге «Школа Жизни». – «Трудно перечислить все возможные источники, которые рождают одухотворённые образы, тем более невозможно перечислить сами образы. Образование потому и есть процесс образования, что он полностью пропитан возвышенными и утончёнными образами, питающими душу и сердце Ребёнка» (главу «Уроки красоты» см. в прилож. 3). 4.4. О работе над привычками Эстетическое воспитание и самовоспитание без осознания понятия Культура и того, что понимается под культурностью невозможно – альтернативой этому могут быть только дикость, варварство, деградация. Может ли человек невежественный быть культурным? И могут ли иметь отношение к Красоте и Культуре такие свойства характера и привычки, как нетерпимость, невоздержанность в словах и поступках, лживость, лицемерие, высокомерие и т.п.? И можно ли считать частным делом то, что связано с понятием «характер человека»? О красивом и некрасивом в привычках, в характере необходимо говорить со школьниками как можно чаще[5]. Темой обсуждения могут стать, к примеру, и такие свойства, далекие от красоты, как многословие и пустословие, но особенно недопустимо в общении сквернословие, – от него обществу надо самым решительным образом избавляться. При этом должно быть доведено до сознания, какой вред приносит употребление дурных слов и человеку, и пространству. Также склонность к штампам, стандартным фразам, неживому языку – всё это убивает красоту. Прекрасное необходимо утверждать непосредственно в быту, в отношениях с людьми, помня о том, что Красота сочетается с простотою. Будем помнить, что простота в отношениях с людьми, так же, как искренность – основы сотрудничества, и эти качества следует развивать прежде всего. Также благородство – одно из самых красивых человеческих качеств, почти забытое в употреблении слово – о нем, как и о доброте, надо вести беседы, диспуты, специально посвященные этим темам, обсуждению этих и других лучших качеств, которые заключает в себе Красота: бескорыстие, великодушие, доброжелательность, добросовестность, милосердие, мужество, ответственность, отзывчивость, порядочность, принципиальность, самоотверженность, смелость, сострадание, терпимость, трудолюбие, человеколюбие, честность, чистосердечность – все это качества ЧЕЛОВЕКА КУЛЬТУРЫ. Разъясняя значение личностных качеств, необходимо подчеркнуть, что простота не есть грубость. Грубое поведение не соотносимо с понятиями утонченность и красота. О недопустимости проявления грубого поведения особенно нужно говорить, когда речь идет о предназначении женщины (см. раздел 2.5). Подражание мужчине в курении и сквернословии, участие в грубых видах спорта – совместимо ли это с женственностью? Закладывая основы духовности, пусть педагог, преподаватель, воспитатель начнет с самого себя, со своего образования в области эстетики. Красу не оценить Неискушенным глазом. Алмазы огранить Возможно лишь алмазом. (Мирза Шафи)
Любовь, Красота и Действие – в этом мудром единстве заключается путь преображения. О Красоте сказано немало. Люди преображают жизнь и сами преображаются, но без понимания красоты Любви – основы педагогики – не подойти к пониманию красоты Действенности. Чтобы утвердить Красоту в самой жизни, необходимо действовать.
Осознанная Красота должна стать ведущим началом жизни. [1] Российская педагогическая энциклопедия. В 2-т. Т.2 – М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. – С. 625. [2] Рудзитис Р. Сознание Красоты спасет. – Новосибирск, Свет, 1999. – С.64. [3] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. – С. 295. [4] В качестве примера прекрасного воображения см.материал «Идея Города Мира» на сайте журнала «Педагогика Культуры» (№ 7 за 2008 г.), http://www.pedagogika-cultura.narod.ru/private/Articles/N_7/Gorod_Mira.htm [5] См. Уварова Л.И. Оковы привычек // Педагогика культуры. – 2005. –№ 2. – С. 64-66, а также на сайте журнала «Педагогика культуры» http://www.pedagogika-cultura.narod.ru/private/Articles/N_2/Uvarova_2.htm
|
||||