Лучшие творческие работы участников городского конкурса сочинений 2010 года, проходившего в школах Санкт-Петербурга в рамках ежегодного Дня Культуры под девизом: «Человек будущего – человек нравственный»
Человек Будущего – человек нравственный Архипова Ангелина 5-А кл. лицея № 226, Санкт-Петербург Рук. Злобина В.С.
Прежде чем взяться за это сочинение, я попыталась расспросить своих друзей о том, каким они видят человека будущего. Одни считают, что это должен быть супергерой, другие наделили его чуть ли не компьютерными способностями, третьи – умением всегда верно и быстро решать поставленные задачи, четвёртые были уверены, что человек будущего – это честный и добрый, готовый на самопожертвование. И все они были по-своему правы. Решив для себя, что будущее – за человеком нравственным, я попыталась разобраться: что такое нравственность и так ли уж она важна? Мы живём в непростое время и являемся творцами своей жизни, своей судьбы. Каждый человек в ответе за жизни миллионов людей, за всё живое, что нас окружает, ведь Земля – наш общий дом, который надо беречь и охранять. И главная задача человека – творить жизнь! Я не предложу ничего нового, сказав, что надо жить не только для себя, но и для других. Рано или поздно перед человеком встаёт вопрос о смысле жизни. И если в этот момент видишь людей высочайшей культуры, то ответ может быть легко найден. «Старомодные» ценности: ум, совесть, честь особенно важны в наше время, когда мир полон конфликтов и противоречий между людьми, нациями, религиями. Когда далеко не все достижения человеческого разума идут на пользу человечеству. Только нравственный закон внутри человека может служить основанием ответственного выбора между добром и злом. А кто же научит человека быть нравственным? Конечно, семья и школа, как я считаю, являются колыбелью нравственного отношения к жизни. Ребёнок с раннего детства учится отделять хорошее от плохого. В семье, в школе нам прививают честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, любовь к своей Родине. И если мы видим старших, поступающих справедливо, нам не придёт в голову, что можно обмануть или предать. Проблемы нравственности волновали человека с древнейших времён. Ещё древнегреческий мыслитель Аристотель 2300 лет назад ввёл в обиход близкое по смыслу слово «этика». Такие добродетели, как мужество, благоразумие, честность он назвал этическими. А латинское слово «мораль», придуманное Цицероном, означало нрав, обычай. Само же слово «нравственность» – русского происхождения. Таким образом, главные нравственные ценности – это благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость, честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм, вера в Бога. Но ведь человек не только должен знать, что эти качества очень хорошие. Надо ещё и работать над собой, чтобы наше поведение отвечало этим правилам. И здесь человек уже выбирает сам отношение к окружающему миру, укладывающееся в золотое правило: не делай другому того, чего не желаешь себе. Но как узнать самому, что выбор сделан правильно? Порой бывает очень трудно отличить истину ото лжи, добро от зла. Увы, от ошибок никто не застрахован. Для этого человек должен иметь всесторонние знания, чтобы при необходимости самостоятельно совершить выбор – что возлюбить, а что отвергнуть. Надо руководствоваться строками священного писания: «блажен, кто не осуждает себя за то, что выбирает». Мы, люди нового тысячелетия, понимаем, что самая большая ценность – это Человек, ведь от него зависит, какое у нас будущее, будет ли оно вообще. И наш нравственный выбор определяет духовную эволюцию всего человечества.
|
||||