Лучшие творческие работы участников городского конкурса сочинений 2010 года, проходившего в школах Санкт-Петербурга в рамках ежегодного Дня Культуры под девизом: «Человек будущего – человек нравственный»
Человек Будущего – человек нравственный
Корбукова Юлия 9-Б кл. гимназии № 586, Санкт-Петербург Рук. Ланина Н.А.
Любой подросток моего возраста редко задумывается над тем, является ли он высоконравственным человеком либо, наоборот, человеком безнравственным. Однако в душе каждого из нас проложена та невидимая черта, через которую мы не можем переступить, и за этой чертой находятся те поступки, которые мы считаем аморальными и которые мы никогда в жизни не совершили бы. Для некоторых людей список аморальных поступков ограничивается, например, только убийствами и кражами, все остальное для них вполне позволительно. Для других людей обязательными являются и такие качества, как повседневная вежливость, порядочность, честность, сострадание и помощь ближнему. Да, у каждого из нас свои критерии добродетельных поступков, но именно от этих критериев и зависит, каким будет наше общество и насколько комфортно нам будет жить и общаться друг с другом. Согласно различным словарям, нравственность – это наша внутренняя установка, побуждающая нас поступать в соответствии со своей совестью, это ответственность человека за поступки, им совершенные. Если мы оглянемся вокруг, то увидим, что в нашей школьной жизни среди подростков есть много примеров, противоречащих этому правилу. Все мы хотим казаться взрослыми, и на пути к этому желанию многие школьники ни перед чем не остановятся: могут сквернословить, курить и не расставаться с бутылочкой пива за спиной у учителя, могут наговорить колкостей в адрес своего одноклассника, если он им кажется слабым и беззащитным. И дело – то ведь совсем не в том, что этот одноклассник достоин презрения, а в том, что, унизив его, можно поднять свой авторитет в глазах окружающих. И ведь никому нет дела, что творится в душе у человека, над которым смеются, которого обидели совершенно незаслуженно. Каждый стремится поддержать «сильную» личность: не поддержишь – сам станешь предметом насмешек. Такие поступки, наверное, можно наблюдать ежедневно в любой школе и в любом классе. Сейчас становится «модным» быть немного циничным, грубить, обманывать друг друга ( а тем более взрослых ). Много желающих и «подставить ногу» более успешному соседу. Маленькие подлости становятся нормой жизни. И если вдуматься, какими станут в будущем люди, совершающие эти подлые поступки, то можно предположить, что с каждым годом ощущение вседозволенности у этих людей будет расти. Приведу простой пример из телевизионных новостей: молодые люди устраивают гонку на автодорогах, не останавливаясь на пешеходных переходах и не видя дорожных знаков, они мчатся с бешеной скоростью. Кто может им воспрепятствовать? Ведь они – свободные люди... Наличие достаточных денежных сумм в кошельке еще больше раскрепощает их. Что было дальше? Была авария, и ни в чем неповинные люди попадают в больницу по их вине. И вот эти молодые люди должны отвечать перед судом за превышение скорости и совершенное преступление... А чья – то покалеченная жизнь и израненная душа их все равно не волнует и не трогает, главное для них – выбраться из тюрьмы и уйти от закона... Говорят, что нельзя делать и желать другому того, чего не желаешь себе. Это, наверное, и есть нравственность. Но многие ли из нас поступают согласно этому правилу? Ведь это так непросто – научиться уважать других людей, независимо от того, нравятся ли тебе эти люди или нет. В чем же причина появления безнравственных людей и «моды» на жестокость и цинизм? Я думаю, что основы нравов человека, основы его духовности или, наоборот, бездуховности закладываются в семье. И я могу гордиться тем, что моя мама, например, водила меня и сестру по лучшим музеям и театрам, знакомила с мировыми культурными ценностями, тонко и ненавязчиво объясняла, как важно быть добрыми, вежливыми, морально сильными. В нашей семье обычным делом является обсуждение исторических личностей и их поступков, на примере которых я поняла, что идеальных людей не бывает, можно только стремиться стать лучше и совершеннее. Я думаю, если бы все родители учили своих детей светлым и чистым истинам, мир был бы намного прекраснее. Очень важно также читать больше книг, тогда перед глазами будет примеры литературных героев. Очень показателен пример превращения беспородного пса Шарика из повести М.А.Булгакова «Собачье сердце» в чиновника Шарикова. Булгаков на примере фантастического превращения животного в человека показал, чем именно этот «человек» отличается от настоящих людей. Мы видим, что Шарикову недоставало именно нравственности, ведь душевные качества ученые привить ему не могли. Поэтому и сердце у Шарикова «собачье». Став человеком, он остался верен своим низким принципам, пытался растоптать и унизить профессора и врачей, которые его создали. Шариков пугает еще и тем, что его образ отражает душевное состояние многих реальных людей. Он требует к себе уважения, считает себя полноценной личностью, но при этом желает только грызть семечки, плевать на пол, получать как можно больше бесплатных благ, напиваться и спать. Я полагаю, что произведение наглядно показало: настоящий человек – это человек нравственный. Человек, подобный Шарикову, не достоин высокого звания «человека». Правильным или неправильным с точки зрения нравственности будет тот или иной поступок? Ответ на этот вопрос дают библейские заповеди, являясь для нас критериями добра и зла. Однако трудно найти человека, который хотя бы раз в жизни не нарушил одну из заповедей, например, не произнес ложного свидетельства на ближнего своего или должным образом почитал отца и мать. Мне кажется, любое стремление или попытка человека соблюдать библейские заповеди делают его более совершенным, порядочным, благородным. На мой взгляд, одна из наиболее важных мыслей Библии звучит так: «Возлюби ближнего как самого себя...». Хоть она и не является заповедью, но может помочь как верующим, так и неверующим людям на пути к нравственному совершенствованию. Именно согласно заповедям поступила пушкинская Татьяна, которая осталась верна своему мужу, невзирая на свои чувства к Онегину. Я думаю, на такой поступок способны только высоконравственные и сильные духом люди. Татьяна сделала это не только из уважения к мужу, она осталась верна самой себе, своим жизненным принципам и высоким идеалам. Хотя Татьяна и не отличалась внешней красотой, она благородна и духовно прекрасна, и именно поэтому смотрелась лучше блестящей светской дамы Нины Воронской. Даже атмосфера светской жизни, где все – обман и ложь, не может повлиять на душу Татьяны, она остается таким же искренним и простым человеком. Честность, отсутствие фальши, духовная чистота – такими качествами героини восхищается Пушкин и мы вместе с ним. В наш век технического прогресса и космических скоростей тема нравственности и духовности становится все более актуальной. Ведь страшен безнравственный политик, способный развязать ядерную войну, страшен безнравственный ученый, одержимый идеей уничтожения человечества, страшен безнравственный врач, не понимающий ценности человеческой жизни, страшен безнравственный журналист или писатель, пропагандирующий идеи зла и жестокости среди молодежи. Не зря Л.Н.Толстой писал: «Нравственность человека видна в его отношении к слову». Мы должны и в словах, и в делах наших стремиться быть благороднее и чище, стараться не унижать достоинство друг друга. Именно тогда мы будем настоящими людьми, не такими, как Шариков и ему подобные. Пусть это будет непросто: ведь нужна и нравственная сила, чтобы противостоять подобным людям. Стремление отдельных людей к нравственному совершенствованию сделает мир более гармоничным, а если нравственных людей станет чуть больше, нас ждет прекрасное будущее.
|
||||