Лучшие творческие работы участников городского конкурса сочинений 2010 года, проходившего в школах Санкт-Петербурга в рамках ежегодного Дня Культуры под девизом: «Человек будущего – человек нравственный»
Человек Будущего – человек нравственный
Семионенко Андрей 9-А кл. гимназии № 61, Санкт-Петербург Рук. Бойцова Г.А.
«Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед». Аристотель «Нам нужна такая нравственность, которая вмещала бы в себя весь мир» Н.Бердяев
Современный мир движется к всеобщей глобализации как в экономике – всемирные корпорации; так и в политике – объединение Европы, стран СНГ. При такой тенденции развития так ли важна индивидуальность? Когда человек является ничтожно малой частью мира, что требуется от личности? Еще Л.Гумилев утверждал, что «современность мнима, а история реальна». Значит, у нас есть наследие предков и сиюминутность бытия, нацеленная на то, чтобы за нами осталось будущее. Так каким же должен быть современный человек, чтобы цивилизация выжила? Ведь сколько цивилизаций уже погибло за истекшие тысячелетия, оставив после себя мифы – Атлантида, или, в лучшем случае, культурное наследие – индейцы Америки. И у них было стремление оставить след в истории, обессмертить себя. Так во времена Античности верили в добродетели совершенной личности: героизм подвигов, мужество и стойкость в олимпийской борьбе, близость героев к богам, вера в загробную жизнь. Это считалось путями в бессмертие. Но «Одиссея» Гомера заканчивается возвращением героя к сыну Телемаху, который и стал самым верным проводником Одиссея в будущее, символом его бессмертия. Значит, важно воспитание достойной личности ребенка. Так что же накопила история человечества для воспитания индивида? Безусловно, это культурное и научное наследие в совокупности с комплексом морально-нравственных принципов. И если мораль статична, сочетает нормы поведения в обществе и условности (правила, запреты), предполагает внешнее психологическое воздействие общественного мнения, то нравственность динамична, ситуативна, включает в себя свободу воли, ответственность за поступки, здравый смысл самоконтроля, стремление к знаниям, мирное существование и терпимость. Таким образом, человек нравственный обладает не только представлением о правилах жизни, он взаимосвязан с окружающим миром, устремлен вперед в будущее. Так как же происходит становление личности человека будущего? В детстве первые знания, правила поведения закладывают в ребенка родители. Обучение происходит в соответствии с традициями, общепринятыми нормами окружающего их общества. Затем ребенок идет в школу. И уже учителя расширяют его кругозор: знакомят с науками, с разнообразием социальных и духовных миров. Ребенок проводит в школе большую часть дня, он наблюдает за детьми, старается подражать им, чтобы не выделяться, потому что так проще адаптироваться. И задача учителя на этом этапе – раскрыть индивидуальность ученика, развить его лучшие качества, научить выделяться умом и достойными поступками, не подавлять личность. Так до 13 лет у ребенка формируются нормы поведения, взгляды на жизнь, мироощущение. Дальше они будут развиваться, но кардинальных изменений, скорее всего, уже не произойдет. Поэтому очень многое в отрочестве зависит от окружающих людей: родителей, друзей, учителей. И именно учитель проводит ребенка в жизнь, полную разума, открывает мир знаний, учит трудолюбию, упорству и терпению, учит воплощать задуманное в жизнь. Конфуций утверждал, что «учитель должен быть учителем, а ученик – учеником». Это означает, что только хороший учитель вправе рассчитывать на благодарность и отдачу от вложенных в учеников знаний. Таким образом, и ученик, и учитель должны стремиться к самосовершенствованию. Так мы и учимся всю жизнь, формируя свое будущее. Должен ли человек нравственный быть образованным? Ум помогает отличать истину ото лжи, а нравственность-добро от зла. Нравственными могут быть и нищие, и люди, не имеющие образования. Сложно сразу сказать, какой человек: добрый ли, умный ли. Не только внешность обманчива, но и впечатление от личности может быть ошибочным. И ученые, и деятели искусств, и политики способны совершать противоправные действия, истреблять живое. Значит, только по делам познается человек. Трудно научиться адекватно оценивать окружающий мир, отношения между людьми. Тут и необходимы духовные навыки, приобретенные с помощью близких людей, из книг, собственного опыта. Так, например, я в детстве дружил с веселыми, боевыми ребятами и думал, что они настоящие друзья, но я заблуждался. В ситуации, когда мне нужна была помощь, помог самый тихий и спокойный мальчик, который и стал моим лучшим другом, и я им очень дорожу. Но случается, что хорошие поступки забываются быстро, а плохие остаются в памяти надолго. Почему? Большинство людей считает, что все хорошее – нормальное явление, должное быть всегда, а плохое не встраивается в обычный ритм жизни. Но на неправедное и нужно остро реагировать, не оставлять незамеченным, чтобы оно не стало нормой жизни. При этом мы должны понимать, что высоконравственные люди – достижимый для нас идеал. Ведь все культурное наследие прошлого – «это человеческая мощь, выступившая открыто» (Гете), это поиск достойных для подражания образов. И особенно для русской литературы характерно пристальное внимание к личности: поиск Человека в человеке, Бога в человеке, поиск места человека в социальном мире. Как важно для личности самоуважение, моральное удовлетворение от достойной самореализации! Значит, нравственность принадлежит миру культуры. Она является результатом творчества разумного человека во имя будущего. Нравственный человек придерживается принципа – добро есть лучшая политика. Он старается в конфликтных ситуациях идти мирным путем, искать компромисс. Побеждать, не уничтожая, – это политика мудрости. Но трудно подавлять в себе грубость, высокомерие, агрессию. В ситуации, когда у нас душевная или физическая боль, что-то не ладится, а нам докучают просьбами, сложно спокойно реагировать. И здесь личности необходима «работа над ошибками» в своем внутреннем мире во имя совершенствования. Я считаю, что представления о добре и политика не особенно-то сочетаются между собой, потому что политика – это коварство, это мир, где каждый сам за себя, за свою кампанию, страну. Но ведь нравственность человека не должна зависеть от вероисповедания, принадлежности к профессиональным или этническим группам. Так религия – это древние традиции твоего социума, с которыми ты волей-неволей сталкиваешься. Но если у христиан прописано, что нужно сеять добро и даже врагов уметь прощать, то у мусульман допускается уничтожение врага. Даосизм проповедует естественный ход вещей, недеяние, непринуждение. Буддизм – нежелание во избежание страданий. Но все религии проповедуют одно: не убивай, не воруй, не лги, сочувствуй, помогай, осуждай насилие и будь терпимым. И в тоже время действует постулат о том, что земная жизнь дается в наказание, что есть переход в иной, лучший мир, хотя он и не для грешников. Но ведь человек живет здесь и сейчас, значит, и счастлив он должен быть на Земле, и мечтать надо об улучшении реальности. Не должно быть религиозной идентичности – «наш – не наш», это приводит к росту насилия в обществе. Религиозность проявляется в человеколюбии, а не в нетерпимости, – это абстрагирование личности от эго. И как следствие – переход к публичности. Политика должна способствовать развитию общества, а не использовать идолы – идеи. Как то было в империи Рима, в Поднебесном Китае, при фашизме в Германии, в изолированном СССР. Ход истории доказал их бесперспективность: было или самоуничтожение из-за утопичности идей, закостенелости общества, или уничтожение в освободительной борьбе. Вообще история XX века показала, что захватнические войны не могут быть успешными: возросло самосознание народов. И все большую роль играет глобальная нравственность – нормы жития, когда морально то, что не наносит ущерба жизни, когда нет попустительства насилию, нет равнодушия. Внимание к окружающему миру, активная жизненная позиция характерна для нравственного человека. Он всегда старается помочь. Но мне кажется, что чувство сострадания чаще все же приходит после пережитого личного горя. Люди часто равнодушны к проблемам других. Внешнее благополучие, узость интересов не способствуют пониманию того, что все мы живем вместе. Существовали бы мы сейчас, если бы на заре человечества в условиях ежедневного выживания древние люди не заботились друг о друге? Технический прогресс привел к уменьшению зависимости человека от внешних природных факторов, к повышению уровня жизни, но при этом и к изолированности личности. У человека сейчас множество идей: профессиональных, национальных, религиозных. Аккумулируются огромные информационные потоки. Здесь и становятся нужны нравственные ориентиры, необходимые для планетарного общежития. Ведь имеющийся как следствие технического прогресса рост населения не должен приводить к росту насилия, подобно происходящему в животном мире. То есть необходимо всеобщее сотрудничество для выживания. И общность интересов необходима как на общественном уровне, так и на уровне личных увлечений. Так, например, показательно единение людей на спортивных соревнованиях. «Если мы едины, мы непобедимы!» – кричат болельщики ФК «Зенит». Так разносторонность интересов отдельной личности говорит о здоровом духе народа. Да, нравственные принципы необходимы, но в сложных обстоятельствах человек порой забывает об идеалах: «Я» становится превыше всего. В прагматичном современном мире поступиться собственными интересами во имя добра и справедливости могут немногие. Но успешность и материальное благополучие – это еще не повод для гордости. Зачастую за ними стоят жестокость, злоба, зависть, жажда наживы. Утерянную честь же невозможно купить за деньги. Многие думают, что могут противоправно поступать, а потом отмолят, исправят благотворительностью. Но единожды предав, сам теряешь веру в людей. В этой ситуации спасение в умении не лгать себе, в способности взглянуть на свою жизнь со стороны, правильно оценить поступки и найти достойный нравственного человека выход. Каждый может заслужить доброе имя, иначе безвыходные ситуации заводят в тупик, а это противоречит устремленному вперед и вверх развитию. Так какова же реальность для современного человека? С одной стороны, она пугающе жестока: уже создано оружие, способное уничтожить жизнь на Земле и саму Землю; ужасает разрушительная сила религиозных конфликтов, терроризм; бушуют природные и техногенные катастрофы. С другой стороны, каждый человек пытается выжить. Ведь цивилизация расширилась демографически и географически. И уже практически нечего делить и распределять. И разумное большинство людей приходит к выводу, что нравственность рациональна и выгодна для человека. Потому как нравственность подразумевает энергичную жизнь, саморазвитие, свободу. Но свободу не как вседозволенность, а как ответственность за деяния. Недопустима свобода во вред людям и природе. Агрессия должна быть законодательно жестко наказуема. Свобода личности – это максимальные возможности для самореализации. И успех индивида – успех общества в деле сохранения будущего человечества!
|
||||