Лучшие творческие работы участников городского конкурса сочинений 2010 года, проходившего в школах Санкт-Петербурга в рамках ежегодного Дня Культуры под девизом: «Человек будущего – человек нравственный»
Добро есть лучшая политика Влащенко Анна 7-А кл. лицея № 378, Санкт-Петербург Рук. Андреева Ю.С.
Недавно я познакомилась с интересной и мудрой книгой С.Л. Соловейчика «Педагогика для всех». Соловейчик – это учитель, который работал в 60-70-е годы прошлого века. В книге он делится своим опытом со всеми, кто воспитывает детей. Я думаю, что и мне когда-нибудь придется заняться воспитанием детей, вот почему я читала его идеи и советы с большим вниманием. Что, например, делать, если у тебя плохой ребенок? Он может быть угрюмый, капризный, наглый, ленивый, хитрый, лживый и жестокий. Конечно, с его недостатками надо бороться, но как? Бить ребенка нельзя – это аксиома. Побои не приносят ничего, кроме обиды и озлобления. Но, оказывается, нельзя и постоянно ругать его за каждый дурной поступок. Заслуженные упреки, если они ежедневны, перестают действовать. В душе воздвигается невидимая и прочная плотина, загораживая путь рекам упреков и требований. Силой разрушить эту плотину невозможно. Если родители только и делают, что ругают и упрекают, то дети загораживаются от них и ни одно правильное слово до души не доходит. Что же делать? Действовать только по-доброму. Первый шаг в воспитании такого ребенка – это принять его таким, какой он есть. «Предположим, что он очень плохой человек, мой сын. Но я принимаю его плохим, и он рано или поздно становится всё лучше и лучше. Человек набирается ума лишь от тех людей, которые его принимают», – пишет автор в главе «Средства воспитания». Он объясняет читателю, что «добро начинается с этого порога – с принятия непонятного и неприятного в человеке. Принять непринятное – вот добро. (...) Вот в чем труд души, всё остальное никакого труда не составляет», Итак, родителям надо отказаться от мысли, что их ребенок обязан быть хорошим (лучшим учеником в классе, хорошо воспитанным, трудолюбивым, правдивым и т.д.). Примите его таким, какой он есть, только после этого внутри него начнется незаметная работа улучшения. «А если мы его не принимаем, он сопротивляется каждому нашему слову, каждому движению, и все наши усилия ни к чему не приводят». С.Л. Соловейчик считает, что плохими становятся те дети, которых мало любят, которым не хватает доброго отношения. Такие дети всегда в чем-то виноваты перед родителями и не рассчитывают на их помощь и поддержку в трудную минуту. Эти дети всегда оказываются одни перед лицом жизненных неприятностей, и тогда «самые злобные чувства рождаются в душе ребенка, самые мстительные картины появляются в его сознании». Автор книги предлагает родителям спросить сначала у самих себя: а вы получали в школе только хорошие отметки? всегда убирали за собой? и никогда не ленились? никому не грубили? и закурить не пробовали? а уж бабушке-то всегда помогали по первой ее просьбе? Нет? Тогда не требуйте этого от своих детей. Будьте к ним великодушны. В книге рассказана «притча о двенадцати отцах» – действительно случившееся событие, описанное в «Учительской газете». Однажды судили двенадцать подростков, совершивших групповое хулиганство. В суде выяснилось, что у шести хулиганов не было отцов; у остальных шести были, но крайне строгие и безжалостные к своим детям. Ежедневно били и ругали своих сыновей – «воспитывали», «учили только хорошему». Итак, добро в воспитании есть лучшая политика. Если ребенок чувствует, что его принимают и любят, то из него вырастает хороший человек. Не любят ребенка – тогда он и слушать ничего не хочет, всегда готов к отпору.
|
||||