Лучшие творческие работы участников городского конкурса сочинений 2010 года, проходившего в школах Санкт-Петербурга в рамках ежегодного Дня Культуры под девизом: «Человек будущего – человек нравственный» Познай себя – познаешь мир, изменишь себя – изменится мир Редько Сергей 8-В кл. лицея №179, Санкт-Петербург
Из всех приключений, уготованных нам жизнью, самое важное и интересное – путешествие внутрь самого себя. Федерико Феллини В одной притче рассказывается, что боги, создав мир, стали думать: где понадежнее спрятать от человека его Самую Главную Тайну? В глубокой пещере? Но люди рано или поздно найдут ее. На дне океана? Но и в морскую пучину они когда-нибудь спустятся. На небе, среди звезд? Но даже туда со временен доберутся. И, наконец, решили: давайте спрячем Тайну внутри самих людей! Уж в себя – то человек не догадается заглянуть. Во многом боги оказались правы. Мы знаем о самих себе гораздо меньше, чем о Земле, океане, далеких светилах. Человек – самое неизведанное и самое интересное для него самого. И с каждым новым шагом в своем развитие человечество всё смелее заглядывает в себя – в поисках Самой Главной Тайны. Человек – житель двух удивительных миров. Один мир – это его тело и среда, в которой он рождается, растет, живет, стареет и умирает. Второй мир – это внутренний мир, душа, который каждый из нас постепенно открывает в себе и развивает. Человек всегда пытался понять самого себя и свое отличие от остального мира. Древние философы полагали, что во внутреннем мире человека, как в зеркале, отражаются сложности большого мира. «Вы есть мир, и мир есть вы», – говорил индийский мыслитель XX столетия Джидду Кришнамурти, и чтобы познать мир надо познать себя, ведь, познавая себя, люди открывали и законы мироздания. Большинство людей очень мало знает о себе и лишь постепенно узнают, в каком неведении они жили раньше. Карен Хорни С чего начинается самопознание? Младенец, появившийся на свет начинает познание себя с познания своего тела, а знание о своей душе начинаются с того, что он пытается выделить себя из окружающего мира. Это трудная задача. Малыш только в два, три года осознает, что причина его поступков – это он сам. Взрослея, он вначале запоминает свои чувства нравятся они ему или нет, а потом, подрастая, учится сравнивать и анализировать, что надо сделать, чтобы изменить их. Подросток уже способен посмотреть на свои мысли, чувства и действия со стороны. Ему легче понять связь между внутренними переживаниями и действиями. Подростки часто бывают не довольны собой и хотят измениться. Есть такая пословица: «Чтобы научится плавать, нужно прыгнуть в воду». А мы можем сказать так: «Чтобы узнать себя, надо начать делать что-то самостоятельно». Самостоятельность – важная характеристика взрослого человека, а закладывается это качество в детстве. У ребенка, которого чересчур опекают или постоянно контролируют взрослые, самостоятельность не развивается. Более того, он боится ее, вольно или невольно старается избежать. Не случайно столь жаждут самостоятельность подростки. Они уже стоят на пороге взрослой жизни. Им просто необходимо проверить свои знания о себе и о жизни, для чего нужна практика. Самостоятельность же как раз и дает возможность такой практики. Чтобы расти и развиваться, человеку недостаточно слов родителей и учителей – необходим собственный опыт, пусть даже отрицательный. Самопознание – сложный процесс. Вначале человек сравнивает себя с другими людьми: «Никита очень разговорчивый, а я нет», «Саша никогда не помогает на уроках, а я да», «Миша никогда никому не дает списывать, а я даю». Человека обычно занимают вопросы: какой я? чем я отличаюсь от других? как ко мне относятся друзья? что знаю о себе? Познакомившись с разными сторонами своего внутреннего мира, человек рано или поздно переходит к углубленному самоисследованию. Его интересуют вопросы: зачем я так поступил? почему я так часто раздражаюсь? в чем причина моих переживаний? Человек пытается докопаться до смысла происходящего в глубине души, узнать причину. Он действительно исследует себя, подобно ученому, изучающему какое-то явление природы. В процессе этой работы души человек обозревает весь свой внутренний мир и свою жизнь. Углубляясь в собственные чувства, мысли, состояния, он постепенно осознает и объединяет в одно целое все, что видит в себе. Осознание никогда не оставляет нас прежними. Раньше я был очень обидчивым. Меня могла обидеть не только какая – то серьезная вещь, но и пустяк. Я очень благодарен маме, что она долго беседовала со мной на эту тему, и я постепенно стал задумываться: «А что мне дает моя обида кроме моего надолго испорченного настроения?» Я со временем научился управлять своими чувствами. Не могу сказать, что на все сто процентов, но, наверное, нужно какое-то сверхсерьезное событие, чтобы вернуть меня в это состояние. Я изменился, стал другим, и это первые ступеньки на вершину долгого пути познания себя. Как-то Сократа спросили: «Что легче всего?» – «Поучать других», – ответил философ. «А что труднее всего?» – «Познать самого себя», – был ответ. Познание себя действительно долгое, нелегкое, полное неожиданностей путешествие, в котором человек может встретить и трудности. Наша жизнь – наша творение. Благодаря самопознанию, мы словно открываем себя заново, осознаем свою индивидуальность и предназначение. Античная мудрость «Познай самого себя» вошла и в европейскую культуру. Французский философ Рене Декарт полагал: «Кто сумеет все рассказать о себе, опишет всю Вселенную». Знаменитый немецкий Философ Иммануил Кант считал, что познать человека – значит познать мир, только через человека это и возможно. Самопознание меняет и самого человека, и его судьбу. Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя! Сократ Я подросток, мне только через полтора месяца исполнится пятнадцать лет, и можно прожить жизнь, не задумываясь серьезно о себе и о своем месте в мире. «Так сложилось», «Такое нынче время», «Как все, так и я...» Но если я хочу быть хозяином собственной судьбы, предстоит большая работа: осознание своих целей и желаний, анализ реальных возможностей и условий, самостоятельный выбор решений и принятие ответственности за их последствия. Это путь глубокого познания себя, своего внутреннего мира. И если я буду трудиться и работать над собой, я смогу изменить себя: быть добрее и внимательнее к маме, папе и братьям, более терпеливым к своим сверстникам, более ответственным и труда любимым к учителям и учебе, и тогда изменится мир. «Каждый человек должен сам выиграть свою битвы. Никто другой не сможет это сделать за него» (Карл Густав Юнг).
|
||||