Человек будущего – человек нравственный
Этика, мораль, нравственность в контексте ПЕДАГОГИКИ и КУЛЬТУРЫ Добро, Красота, Истина – формула педагогики: что должен делать человек? – творить Добро, через Красоту стремясь к Истине. В этом – этика и принцип педагогики. Понятия этики, МОРАЛИ и НРАВСТВЕННОСТИ в разговорной речи употребляются как частично взаимозаменяемые. Нравственность – понятие, являющееся синонимом морали (русский вариант латинского термина «мораль», происходит от слова «нрав»). Этика – (лат ethica, от греч ethike techпе – наука и искусство нравственности) –1. Наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания и как вид общественных отношений. 2. Нормы поведения, мораль человека. Мораль – от лат. мoralis – относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам, – от mos, мн.ч. mores – обычаи, нравы, поведение.
Этика – основа жизни В последнее время слово «этика» стало часто употребляемым (и даже расхожим), благодаря распространению слов, связанных с управленческой тематикой, – например, стало привычным такое словосочетание, как «корпоративная этика», из-за которого сложилось устойчивое и ошибочное представление о том, что если в организации, учреждении установить свои правила и нормы отношений, то это будет своя, собственная этика. Поэтому слово «этика» требует осмысления; это понятие нуждается в очищении. Необходимо вспомнить, что ЭТИКА – едина, и нормы отношений, нравственность, – едины для всех. Это правила, законы жизни, единые и обязательные для всех. Они существуют с древних времен у всех народов и связаны с общечеловеческими ценностями, с простейшими формами взаимоотношений людей, с человеколюбием. Говорить правду, выполнять обещания, не присваивать чужое, не наносить вреда ближним и всему окружающему, и т.п. – считалось нормой во все времена; у всех народов всегда поощрялись – честность, смелость, великодушие, скромность, а осуждались – жестокость, лицемерие, зависть, трусость... Относиться с уважением к каждому, помогать друг другу в трудностях, не быть равнодушным к людям, к природе, высшему, ко всему живому – в этом состоит Этика, и три ее составляющие основы – ДОБРО, ДОЛГ, СОВЕСТЬ формируют нормы отношений между людьми. Иначе говоря, творить добро – это долг человека, подсказанный его совестью. В этом состоит сущность этики. Этика – это не показные, внешние (фальшивые) отношения, но сущность жизни. Живая Этика – культурная основа жизни.
КУЛЬТУРА и ЭТИКА с точки зрения современного научного подхода Этика – основополагающее понятие, означающее жизненные начала, исходящие из самих основ мироздания. С точки зрения современной науки, в контексте целостного взгляда на человека и на весь культурно-исторический процесс, культура играет ведущую роль в космической эволюции человечества. Речь идет о природе Культуры как космическом явлении, где этические моменты составляют основу связи человека с Высшим, Космосом. Понимание Этики, таким образом, существенно расширяется, включая не только межличностное и общественное значения, но выходя за их пределы, обретает космопространственный смысл. Этический и энергетический процесс преображения человека (усовершенствование его внутренних качеств), в целом неотделим от Культуры, это есть основная составляющая пути его космической эволюции [4]. Так, необходимо осознавать, что моральные принципы имеют свои корни в глубочайших основах Вселенной; космический процесс этичен в самом глубоком смысле. Пришло время, когда обществу надо осознать эволюционную необходимость соблюдения этических принципов бытия на всех уровнях – и на внешнем, поведенческом, и на внутреннем, психологическом, эмоционально-мыслительном (стремиться мыслить честно – императив времени).
Как рассматривает понятие МОРАЛЬ педагогическая наука? Мораль – основа культуры, направляющая человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к достойной и счастливой жизни; предмет изучения Этики. Мораль выражает потребность и способность людей объединяться, кооперироваться и жить мирной совместной жизнью по законам, обязательным для всех. Мораль – это сознание обязанности (в широком смысле) человека перед другими людьми. Мораль отражает потребности человека и общества, основанные на обобщении опыта многих поколений. Она содержит гуманистическую перспективу развития человечества. Добро (в противоположность злу), долг и совесть – основные категории морали. Добро выражает нацеленность морали на идеал человечности, долг – её императивный характер, а совесть – интимно-личностную природу. Мораль с ее ценностями коллективизма, любви к ближнему, терпимости является основой духовности и культуры человека. Отрицание общечеловеческой морали ведет к кризису общества и личности. В условиях развития современной цивилизации, с увеличением потенциальных опасностей, угрожающих существованию человечества, с возрастанием степени риска человеческой деятельности, наносящей вред окружающей среде, ответственное отношение к морали, нравственности, признание приоритета общечеловеческих ценностей является выбором, не имеющим альтернативы. (Российская педагогическая энциклопедия.– М.: 1993)
В какой форме выражается мораль? Относительно человеческого индивида мораль является целью, перспективой его самосовершенствования, требованием. Её содержание выражается в форме норм и оценок, которые имеют всеобщий, обязательный для всех людей характер, претендуют на абсолютность (направляют сознание и регулируют поведение человека во всех сферах жизни – в труде, в быту, в политике, в личных, семейных, внутригрупповых, международных отношениях и т. п.). Мораль определяет критерии оценки человеческих целей и средства их достижения. Нормы морали получают идейное выражение в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, КАК должно поступать в различных ситуациях.
«Золотое правило» нравственности Сущность морали, связанная с идеями все-человечности и личности, воплощена в одной из самых древних моральных заповедей, получившей название «Золотого правила» нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Наряду с «Золотым Правилом» нравственности сложились общегуманистические принципы: «не убий», «не лги», «не кради». Сила и оправдание моральных предписаний, всегда безусловных по форме и крайне суровых по содержанию, состоит в том, что человек должен, прежде всего, обращать их к себе и только через собственный опыт предъявлять другим.
Как действуют моральные принципы? Моральные принципы поддерживают (или, наоборот, требуют изменить) определённые устои, строй жизни; мораль относится к основным типам нормативной регуляции действий человека (таких, как право, обычаи, традиции и др.), но имеет значительные отличия от них. Правовые предписания формулируются и претворяются в жизнь специальными учреждениями; моральные нормы опираются на духовные санкции и авторитеты (совесть, красота нравственного поступка, сила личного примера и т. д.).
Как осуществляется моральная регуляция? В морали оцениваются не только практические действия людей, но их мотивы, побуждения и намерения. В связи с этим в моральной регуляции (действиях по развитию в нужном направлении) особую роль приобретает формирование в каждом человеке способности относительно самостоятельно определять свою линию поведения без внешнего контроля, опираясь на такие этические категории, как совесть, честь, чувство личного достоинства и т. п. Формами моральной регуляции являются саморегуляция, самооценка и самовоспитание.
Воспитание нравственности Социальная значимость воспитания нравственности велика и очевидна: общество, пренебрегающее нравственными ценностями, неизбежно обрекает себя на гибель. Воспитание нравственности ориентировано на общечеловеческие ценности, гуманистическую перспективу истории общества. Воспитание нравственности – это воспитание человека в его целостности, формирование фундаментальных человеческих качеств. Это одна из важных сторон многогранного процесса становления личности, освоения индивидом моральных ценностей; выработка им способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Вечные нравственные принципы, которые сосредоточены в памяти сердца, обеспечивают духу ИММУНИТЕТ, обеспечивают целостность и стойкость моральных ориентиров личности в обстоятельствах, которые постоянно изменяются.
Нравственное воспитание – самовоспитание и самосовершенствование В целом процесс воспроизводства нравственности поддаётся целенаправленному воздействию и сознательному контролю, главным образом, в форме самовоспитания, самосовершенствования. Нравственность не является обычной целью, которую можно достигнуть в определённый отрезок времени с помощью определённой совокупности конкретных действий; её скорее можно назвать последней, высшей целью, своего рода целью целей, которая делает возможной существование всех прочих целей и находится не столько впереди, сколько в основании самой человеческой деятельности. Точнее, нравственность можно назвать не целью, а идеалом – регулятивным принципом и масштабом оценки человеческого поведения. К нравственности неприложима формула «цель оправдывает средства». Нравственное воспитание как рационально организованная деятельность имеет смысл постольку, поскольку в ходе этой деятельности нравственность из идеальной цели превращается в реальную.
Как человек может влиять на собственное нравственное развитие? Человек может влиять на собственное нравственное развитие через культивирование определённых поступков, поведение, суммирующихся в нравственные черты характера. Каковы поступки, таковы и нравственные качества человека. Равномерно распределяя блага при обмене между людьми, человек учится быть справедливым; проявляя отвагу в условиях опасности, он приобретает мужественность. Вместе с тем именно через поступки человек оказывает нравственное воздействие на других людей. «Моральное воспитание начинается там, где перестают пользоваться словами» (А.Швейцер), оно осуществляется через силу собственного примера. Так можно избежать морализаторства и ханжества – источника социальной фальши. Таким образом, поступок является основой нравственного самовоспитания человека, а также главным каналом, по которому он нравственным образом влияет на окружающих. Так воспитуемый становится воспитателем: воспитывая себя, человек одновременно воспитывает других.
Работа над собой – это работа над мыслью Справедливо сказано: только по делам познается человек. Однако, все наши поступки и дела являются следствиями наших мыслей и побуждений. Мысль есть жизнь, и жизнь движется мыслью. Мысль есть основа творчества. Согласно научным исследованиям, она может быть видима и измеряема [1]. Как сущность духовного плана, мысль не может быть уничтожена, но может быть нейтрализована противопоставлением мысли большего потенциала. Именно поэтому необходимо усвоить значение мысли и осознать ответственность за свое мысленное творчество. Надо создать лучшую атмосферу во всем нашем обиходе путем очищения мыслей. Заботясь о чистоте мысли, мы привлечем лучшие возможности во всей нашей жизни и сократим путь нравственного совершенствования. Чистая мысль – это такая мысль, которая лишена своекорыстного содержания, и нужно отгонять каждую нечистую мысль, заменяя ее мыслью Общего блага, спешить очистить дух широкими созидательными мыслями о лучшем будущем. Бескорыстные мысли – лучшие очистители пространства. Научиться управлять собой, своими мыслями и воспитать в себе ответственность за них – значит, научиться призывать силы, таящиеся в глубине сознания. Именно так каждый человек может совершенствовать свои силы – признанием их. Овладение мыслью заключается не только в ее углублении и сосредоточии. Важно научиться освобождаться от тягостных размышлений и несвоевременных, ненужных мыслей. Надо помнить: ничто так не препятствует развитию, как тяжелые, неподвижные мысли. Контроль над мыслью обеспечит ее очищение. Культура мысли есть венец человеческого существования. Пусть каждый помнит – устремляясь к нравственному совершенствованию, он помогает не только себе, но действует и на Общее благо. Учитывая взаимосвязь понятий «мысли» и «чувства», формирующих наряду с волевой сферой сознание человека, чувство ответственности становится необходимым признаком культуры мышления. Воспитание культуры чувств и культуры мышления составляет этико-эстетическую основу культуры, фундамент формирования как отдельной личности, так и культуры общества в целом.
Этическое неразрывно с эстетическим Нравственные формы поведения прекрасны по своей природе, а прекрасное, с точки зрения взыскательного эстетического вкуса, не может быть безнравственным. Так взаимосвязаны этические и эстетические основы самосовершенствования. Эта взаимосвязь осуществляется через Сердце. (Подробно об этом изложено в предыдущих материалах, подготовленных ко Дню Культуры: «Путь Культуры лежит через сердце» и «Осознание красоты преобразит жизнь» www.cultura.spb.ru) Нравственное – в основе духовных ценностей Общечеловеческие цели и ценности суть культурные, духовные ценности. Критерием таких ценностей выступает их гуманистическое содержание; духовно-культурные ценности вечны – в процессе их потребления не происходит «снашивание». Они находят свое воплощение в предметах, идеях, нормах, убеждениях; это также теории, цели, идеалы, традиции, волевые и другие качества личности, отражающие ее гуманистическую направленность. Общечеловеческие ценности как высшие духовные ценности проявляются в формах духовного, нравственного, эстетического развития людей.
Духовность и культура личности Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными (Словарь рус. яз). Духовность – понятие более широкое, чем религиозность или нравственность. Духовность – основная характеристика Культуры. Дух, духовность составляют основание здоровой государственности и великой Культуры. Духовность личности – это свобода и воля к совершенствованию; способность видеть последствия своих поступков для людей, для Общего блага. На уровень духовности личности влияют: сознание, мышление, интеллект, а также чувства, воображение, интуиция, совесть, воля, способность к творчеству[2]. Интеллект, уравновешенный с любовью ко всему прекрасному определяют духовную направленность личности. Уровень духовности человека определяется уровнем развития его сознания. Самым действенным подходом к духовному совершенствованию является устремленность к культурным и нравственным ценностям и их утверждение в жизни каждого дня. Так человек взаимодействует с чем-то более совершенным и прекрасным. Необходимым условием гармоничности этого взаимодействия является такая жизнь человека среди людей, ведущим качеством и главным результатом которой выступает самоотверженная, действенная любовь. Человек, возводящий в культ свои личные интересы и встающий на путь эгоизма, не способен к такой любви и не может проникнуться интересами Общего Блага. Он разрушает свою духовную целостность и отходит от закона единства. Тогда духовный мир человека деформируется, раскалывается. Избежать такого состояния души человеку помогает Культура, или устремление к Свету, к Прекрасному[3]. «Только не надо о духовности, не пугайте нас такими словами!» – говорит ведущий телеканала «Культура» во время обсуждения жизненно важных вопросов. Но именно духовность – вопрос жизни, вопрос её нормы. Какое разумное объяснение можно дать нежеланию это обсуждать? Всеобщая тенденция СМИ – переставлять акценты с самого главного и самого важного на второстепенное – в этом состоит особенность работы современных средств массовой информации. Поэтому работа педагога по осуществлению нравственного воспитания сегодня значительно усложняется. На него ложится основная нагрузка по духовному воспитанию. (См. «Учитель - понятие духовное»)
Использованная литература:
http://www.roerich-museum.ru/rus/evolution/ethics/papers/sokolov_paradigma.php
|