Опубликовано: Чтение детей и взрослых: Качество чтения: Сборник статей и учебно-методических материалов/ Ред.-сост.: проф. Т.Г. Браже, Т.И. Полякова. – СПб.: СПб Академия постдипломного педагогического образования, 2009. – С. 83-87.
От постановки целей чтения – к решению проблемы его качества: День Культуры как метод постановки целей образования
В последнее время в прессе появились публикации, в которых рассматривается такое явление в современном обществе, как антиинтеллектуализм. Специалистов разных областей тревожит положение дел как с уровнем интеллектуального развития людей в целом, так и с количеством и качеством чтения, в частности. Интеллекту людей угрожает большая опасность, – отмечается в статье Е.Ивановой «Не читают. Кто виноват, и что делать?». Первым и главным двигателем нового антиинтеллектуализма, – пишет автор, – является видео, триумф видеокультуры над культурой печатного слова. Под воздействием видео формируется тревожный сигнал – «массовый синдром рассеянного внимания и "клиповое" мышление» [1].
Проблема качества чтения, на наш взгляд, лежит в основе вопросов, связанных с формированием культуры мышления, которая обусловлена, в свою очередь, как состоянием общей культуры человека, так и подходом к этому вопросу в системе образования. Направляя внимание общества к чтению как социально значимому процессу, рассматривая книгу как культурную ценность и при этом определяя Культуру как условие успешного развития общества, представляется верным ставить вопрос о качестве чтения в контексте социокультурного подхода к образованию. Качество чтения, как и любой деятельности, зависит от многих показателей, среди них важнейшим является мотивация, которая тесно связана с такими взаимозависимыми понятиями, как цели и ценности. Если целью чтения является познание, самообразование, и если это осознается личностью, то следующим шагом, способствующим активизации этого процесса, является уяснение и понимание значения культурных ценностей, поскольку «цели образования – культурные ценности, к которым в процессе образования должен быть приобщен человек», – об этом писал выдающийся ученый С.И. Гессен, определяя основы педагогики [3]. О единстве культурного и образовательного пространства, о необходимости защиты и развитии системой образования культурных традиций указано в Российском законодательстве – в Законе «Об Образовании» (глава I. статья 2.2). Сегодня важнейшей социальной задачей является уяснение и понимание целей образования и, в целом, целей развития общества, его ориентиров. Анализируя затянувшееся кризисное положение современного российского общества, исследователи указывают на возникшую в последнем десятилетии тенденцию к снижению человеческого потенциала, к анархизации общества и массового сознания; отмечается безусловное и резкое снижение общественной морали и нравственности. «Личная выгода все чаще ставится выше доводов совести, неуклонно падает авторитет закона и права, вульгаризируется повседневная массовая культура» – пишут ученые [5]. Так, проводя обстоятельный анализ сложившейся ситуации, академик Т.И.Заславская делает вывод о том, что социальная политика государства должна ориентироваться не на отдельные тактические, а на стратегические общенациональные цели, достижение которых требует значительного времени, но определяет будущее страны. В работах автора подчеркивается мысль о том, что сегодня поиск критериев движения вперед, поиск новых социальных координат необыкновенно важен для России. В научной литературе также отмечается, что успешность разрешения кризисов и минимизация потерь во многом зависят от степени отрефлексированности, динамизма и открытости ценностных ориентаций в обществе. Ценностные ориентации (как элементы сознания, отграничивающие значимое, существенное для данного человека, от незначимого) задают общую направленность интересам и устремлениям личности; создают иерархию индивидуальных предпочтений и образцов. Это проявляется и раскрывается через оценки, которые человек дает себе, другим, обстоятельствам и т.д., через его умение структурировать жизненные ситуации, принимать решения в проблемных и выходить из конфликтных ситуаций. Из этого видно, что ценностные ориентации, установки имеют определяющее значение в развитии личности. Среди общечеловеческих ценностей, основу которых составляют ценности природы и культурные ценности, на первое место выдвигаются высшие духовные ценности, проявляющиеся в формах духовного, нравственного, эстетического развития человеческих индивидов [7]. Общечеловеческие цели и ценности суть культурные ценности, – отмечается в специальных исследованиях по этому вопросу. Критерием культурной ценности явлений выступает их гуманистическое содержание; духовно-культурные ценности вечны – в процессе их потребления не происходит «снашивание». Они находят свое воплощение в предметах, идеях, нормах, убеждениях; это также теории, цели, идеалы, традиции; это волевые и другие качества личности, отражающие ее гуманистическую направленность. В сложные периоды социального переустройства общество характеризуется так называемой «революцией в умах», что связано с переоценкой ценностей, и это может выразиться, в результате, вполне позитивно – при одном условии, что в эти времена по-новому засияют изначальные ценности, основанные на правилах взаимоотношений людей: добро, долг, истина, красота, совесть, справедливость, честность и т.п. Выраженные в универсалиях культуры, эти ценности выступают как этические нормы – гуманистические, духовные основы жизни. В наше время все эти понятия заново осознаются обществом и предстают в качестве жизненной необходимости как условие выживания и прогресса. Однако, все это пока имеет отражение лишь в научных изысканиях, и требуется большая просветительская работа для того, чтобы вывести вечные, изначальные ценности на уровень общественного массового сознания, где, к сожалению, укоренено представление о ценностях лишь с точки зрения золотой валюты. Правильное понимание природы целей, уяснение взаимосвязи понятий «цели» и «ценности» имеет особое значение для выбора способов направленности социальных действий – в первую очередь, это важно в отношении управляющих воздействий, осуществляемых как в целом в системе управления, так в образовании. Цели образования и цели общества соотносятся между собой в соответствии с иерархией целей, где превыше всего, наряду с ценностями жизни, стоят цели-ценности культуры, духовные ценности [8]. Все это требует незамедлительного осмысления в обществе. Безотлагательность действий в этом направлении объясняется и тем, что обществу грозит гибельностью последствий утвердившееся господство «массовой культуры», которая, пользуясь невзыскательностью интеллектуальных и эстетических запросов потребителя, непросвещенностью большинства людей в вопросах культуры, незаметно подменяет истинные ценности культуры на фальшивые. «Сознание современного ребенка школьного возраста… пронизано атмосферой, ценностями, образами современной, по преимуществу, массовой, культуры, – отмечают исследователи. – Поэтому задачей школы оказывается, прежде всего, упорядочение, организация этой спутанной мозаики, этого хаоса впечатлений, представлений, знаний» [2]. В связи с этим особенно актуальным является вопрос о поиске средств, способствующих осознанию культурных и духовных ценностей, формированию сознательного и ответственного отношения к жизни. Как известно, прежде всего, этим целям призван служить урок, исходя из того, что общеобразовательные программы в нашей стране направлены на решение задач формирования культуры личности, как это указано в российском законодательстве [4]. По убеждению проф. А.П.Валицкой, урок может стать таким средством – если подходить к нему как событию культуры (урок-событие), которое осуществляется в рамках модели культуротворческой школы. Еще одним, особым и, как показал опыт, действенным средством приобщения юного поколения к культурным ценностям является проведение школьного Дня Культуры, организация которого в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга в течение последних десяти лет выявила его огромный творческий потенциал. Всемирный День Культуры был провозглашен в 30-е годы прошлого столетия во время подготовки к подписанию правительствами разных стран Международного договора по охране культурных ценностей – Пакта Мира. Главная идея Дня Культуры заключалась в том, чтобы путем охраны человеческого творчества в сознание масс и подрастающего поколения закладывать уважение к духовным, культурным ценностям, которыми жило и живет человечество. Так было положено начало новой традиции – проведения Праздника возвышенной и утонченной Культуры, особенно, как оказалось, необходимой в трудные времена. «Там, где Культура, там и правильное решение труднейших социальных проблем», – писал инициатор этой идеи выдающийся художник и мыслитель Н.К. Рерих. «Вводя в школах день Культуры, мы, также внушая задачи мирного строительства, будем возвышать и утончать сознание молодых поколений, утверждая его высокими примерами человеческого творчества» [6]. Ежегодный школьный праздник День Культуры в Санкт-Петербурге, как было отмечено выше, проводится уже в течение нескольких лет и приурочен к 15 апреля – дате подписания в 1935 году Международного Договора по охране и защите культурных ценностей человечества, который в дальнейшем лег в основу Гаагской конвенции (1954 г.). Целью школьного Дня Культуры является установление традиции единения людей – творческих личностей и организаций – в деле воспитания подрастающего поколения на основе Культуры как синтеза Знания и Красоты, осознания и защиты лучших достижений человеческого творчества. День Культуры является особой формой объединения творческих сил различных социальных групп населения в борьбе за сохранение культурного достояния. Такое единение облагораживает и возвышает дух человеческий, несет спасение от воздействия разрушительных тенденций, имеющих место в обществе. Практика показывает: День Культуры как метод приобщения подрастающего поколения к Прекрасному, к Культуре, как форма, объединяющая людей – в первую очередь, педагогов, школьников и их родителей – в деле культурного созидания, обладает многими ценными свойствами. Среди них: доступность этого средства для всех участников процесса; вместимость по содержанию, разнообразие форм; неограниченность по широте охвата; гибкость применения в меняющейся обстановке и многое другое [9]. Необходимо отметить, что лучшими помощниками при подготовке Дня Культуры являются сотрудники школьных библиотек. Библиотека в школе – это центр культуры, а библиотекарь, действительно, становятся первым вестником Красоты и Знания. И жизнь это подтверждает: как показал опыт организации Дня Культуры в Санкт-Петербурге, именно школьные библиотекари первые откликнулись на призыв о сохранении культурных ценностей. Подборки книг о Культуре и выставки репродукций картин в течение всего учебного года – прекрасное продвижение к целям Дня Культуры. Тематические подборки литературы для школьников по различным видам искусства, отраслям науки, по истории религии, этических и философских учений, а также выставки методических материалов по теме нового мировоззрения для учителей – все это неоценимая помощь педагогам и организаторам Дня Культуры в подготовке сознания детей к этому Празднику, к принятию ими и освоению культурных ценностей. В эту работу активно включена научно-методическая служба районных отделов образования – методисты по библиотечным фондам, их деятельность в данном направлении возглавляет информационно-библиотечный центр Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. В 2009 году День Культуры прошел под девизом «Осознание Красоты преобразит жизнь». Конкурс сочинений учащихся школ, проводившийся на эту тему, был организован в рамках Программы поддержки и развития чтения в Санкт-Петербурге на 2009-2011 гг. (Постановление правительства Санкт-Петербурга № 876 от 22.07.2008 г.) Результаты конкурса, анализ проводившихся мероприятий, посвященных Дню Культуры, показали и на этот раз особую важность в этом деле деятельности школьных библиотек, сердечного участия их сотрудников, способствующих повышению качества чтения, осознанию учащимися целей образования. Анализируя опыт работы педагогов в этом направлении, руководитель центра теории и практики воспитания Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования Е.Н. Барышников заключает: «Человека воспитывает среда, в которой он проживает, люди, с которыми он встречается, события, в которых он участвует. Во многих образовательных учреждениях Санкт-Петербурга складывается годовой круг школьных событий, которые оказывают на учащихся определенное воспитательное влияние. В качестве школьного события можно рассматривать проведение в школе Дня Культуры. Опыт проведения Дня Культуры показал их неоспоримый воспитательный потенциал. Методически грамотное проведение Дня Культуры способствует решению воспитательных задач» [10].
Использованная литература:
1. Иванова Е. Не читают. Кто виноват и что делать? // Библиотека в школе. – 2008. – № 17. – Электронный ресурс: http://lib.1september.ru/view_article.php?id=200801704 2. Валицкая А.П., Антонова О.А., Жигалко Е.А. Урок как событие культуры. Сценарии: учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. – С. 4. 3. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М.: Школа-Пресс, 1995. – С. 210 4. Закон Российской Федерации "Об Образовании" Глава 2. Статья 9.2 5. Заславская Т.И. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе // ОНС – Общественные науки и современность. – 2005. – № 4. – С.20. 6. Знамя Мира. – М.: Международный Центр Рерихов, 1995. – С. 71, 83. 7. Общечеловеческие и национальные ценности в изменяющемся обществе [Р.К. Кадыржанов, К.Ж. Нугманова, А.Г. Косиченко и др.] – М-во науки, Акад. наук Респ. Казахстан, Ин-т философии. – Алматы, 1997.– 219 с. 8. Российская социологическая энциклопедия. – М.: Больш. Росс. Энциклопедия, 1993. – Том 2. – С. , с. 609-610. 9. Подробнее – см.: Уварова Л.И., Полякова Т.И. День единения в Культуре: Пособие для педагогов по проведению школьного Дня Культуры – СПб.: Изд-во «Левша. Санкт-Петербург», 2002. – 114 с. Электронный ресурс: «День единения в Культуре» www.cultura.spb.ru , журнал «Педагогика Культуры» www.pedagogika-cultura.narod.ru 10. Уварова Л.И., Полякова Т.И. День единения в Культуре: Пособие для педагогов по проведению школьного Дня Культуры – СПб.: Изд-во «Левша. Санкт-Петербург», 2002. – С. 114.
Уварова Л.И., ведущий специалист информационно-библиотечного центра Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, отв. редактор журнала «Педагогика Культуры» * * *
|
||||