Опубликовано: Проблемы теории и истории культуры: Научные доклады и сообщения секции теории культуры Дома ученых имени М.Горького Российской Академии Наук. Ежегодник. Вып. 1/ Ред.колл.: докт. филос. наук, проф. В.В. Селиванов, докт. филос. наук, проф. В.П. Большаков, докт. филос. наук, проф. В.Г. Лукьянов и др. – СПб.: Дом ученых РАН, 2008. – С.50-58.
ДЕНЬ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛАХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Для утверждения в жизни духовных начал, а также для претворения в жизнь и реализации идей Международного договора по охране культурных ценностей – Пакта Мира – в 30-е годы прошлого столетия был провозглашен Всемирный День Культуры, идея которого заключается в том, чтобы, оберегая плоды человеческого творчества, сохраняя их в сознании масс и подрастающего поколения, формировать уважение к накопленным ценностям культуры, составляющим духовный капитал всего человечества. В 30-е годы было положено начало традициям празднования Всемирного Дня Культуры. «Там, где Культура, там и правильное решение труднейших социальных проблем, – писал инициатор движения в защиту и поддержку Культуры выдающийся художник и мыслитель Н.К. Рерих. – Вводя в школах день Культуры, мы, также внушая задачи мирного строительства, будем возвышать и утончать сознание молодых поколений, утверждая его высокими примерами человеческого творчества»[1]. Традиция проведения Дня Культуры получила свое развитие в 90-е годы XX столетия, и сегодня отрадно отметить, что идея организации этого торжественного школьного праздника широко распространилась среди педагогов России, а также за рубежом. Собран большой материал о том, как многообразно проявляют свое творчество и самоотверженно трудятся педагоги везде, где подхвачена эта идея, и как вместе со школьниками и общественностью они утверждают (на фоне немалых трудностей и социальных проблем) идеи гуманизма непосредственно в самой жизни. Известен, например, замечательный опыт самоотверженной работы по продвижению идей Культуры в Екатеринбурге, Волгограде, Уфе, регионах Сибири, в городах и сельской местности. В Санкт-Петербурге этот праздник имеет уже десятилетнюю историю и обладает своими организационными особенностями. Юбилейные даты, как правило, – повод для подведения итогов, обсуждения проблем какого-либо явления. Событие же, каким является День Культуры в Санкт-Петербурге, требует осмысления уже и потому что, благодаря скоординированным действиям педагогов, руководителей системы образования и общественности, осуществляется на практике важнейшее методологическое положение: Культура есть самоорганизующаяся система духа[2]. В специальных выпусках литературы для педагогов, а также на вебсайте[3], посвященном Дню Культуры, имеется описание опыта и определение некоторых особенностей этой большой и ответственной работы, осуществляемой совместными усилиями многих педагогических коллективов, организаций и отдельных творческих личностей. В наше сложное время общественных преобразований Культура – то, на чем основывается образование и воспитание, развитие личности и, в целом, прогресс общества – подвергается сегодня большой опасности: ее теснит в средствах массовой информации «массовая культура», или, как ее определяют в отдельных изданиях, эрзац-культура, подделка, или суррогат. «Массовая культура», используя различные формы развлекательности, втягивает массы людей в область своей деятельности по созданию иллюзорно-привлекательных, но в своем содержательном определении пустых и никчемных творений, которые у людей, обладающих здравым смыслом, вызывают недоумение и возмущение. Ловко манипулируя подменой, представители массового бизнеса успешно ведут свои коммерческие дела, хорошо зарабатывая на невежестве. Опасная пропаганда различных зрелищ, раскрывающих публично мир интимных отношений, проявляющих особый интерес к показу жестокости, смакованию бандитских приключений, различных деформаций сознания и поведения значительно осложняет работу по развитию и углублению культуры как важного фундамента нравственно здорового человека. Имея выход на самую широкую аудиторию, хорошо технически оснащенные, СМИ несут особую ответственность за распространение и развитие «массовой культуры», особенно если учесть у телеэкранов наличие молодого поколения, очень восприимчивого и еще не окрепшего в освоении эстетических, нравственных, мировоззренческих основ жизни. Именно в подмене ценностей – моральных норм, принципов, идеалов, понятия добра, справедливости – заключается опасность в ходе усвоения основных слагаемых в основах и принципах жизни. Человек, как известно, не может жить без пищи духовной и, в связи с этим, процесс воспитания подрастающего поколения можно рассматривать как питание всем самым лучшим и возвышенным. Но какое питание получает ребенок из рук «массовой культуры»? Потребительская психология, подобная потребности животного – поесть и развлечься, – затрагивает неокрепшие умы, что является опасным для будущего развития юного человека. Дети с малых лет должны знать, что существуют общечеловеческие ценности, которые связаны с простейшими формами взаимоотношений людей, с человеколюбием, и что всегда, во все времена считалось нормой – не воровать, не убивать, помогать людям в трудностях, говорить правду, выполнять обещания и т.п.; у всех народов всегда поощрялись – честность, смелость, великодушие, скромность, а осуждались – жестокость, лицемерие, зависть, трусость... Если эти нравственные устои, нормы жизни, окажутся в забвении и произойдет их замена на фальшивые ценности, если Искусство и Знание будут опошляться, как и высокие понятия – Любовь, Родина, Учитель, Материнство, если подвергнутся осмеянию такие чувства, как долг, честь, совесть, достоинство – то становится ясно, что само здание Жизни окажется без опоры, фундамента, и человеческое общество при построении своего будущего окажется в весьма сложном и, опасном положении. Многие из этих бед уже вошли в наши дома, мы уже наблюдаем активность в современном обществе потребительской морали, мы наблюдаем определенные формы нравственного обнищания, которое проявляется в имеющих место девиациях, в стяжательстве, карьеризме и многих других явлениях. Спасение от саморазрушения и самоистребления, как многим сегодня становится понятно, заключается, конечно, прежде всего, в подъеме культуры, освоении духовных ценностей как важных стимулов к духовному восстановлению и возрождению. Воспитание и образование, базирующиеся на осознании культурных ценностей, позволяют выработать молодому человеку стойкий иммунитет к отрицательным формам жизни, умение отличать прекрасное от безобразного, возвышенное от низменного – как в произведениях искусства, так и в быту, в труде, в поведении людей. Таким образом, охраняя культурные ценности, мы обладаем возможностью возрождать и укреплять духовное здоровье человека. В этом заключается неоценимое значение движения в защиту Культуры. Ежегодный школьный праздник День Культуры проводится в Санкт-Петербурге, как было отмечено выше, в течение нескольких лет и приурочен к 15 апреля – дате подписания в 1935 году Международного Договора по охране и защите культурных ценностей человечества, в дальнейшем легшего в основу Гаагской конвенции. Опыт работы по проведению школьного Дня Культуры позволяет выделить организационные моменты, которые начинаются, как это принято, с определения цели и задач. Целью школьного Дня Культуры является установление традиции единения людей – творческих личностей и организаций – в деле воспитания подрастающего поколения на основе Культуры как синтеза Знания и Красоты, осознания и защиты лучших достижений человеческого духа. В соответствии с целью Дня Культуры определяются задачи и пути их реализации, которые связаны с тем, чтобы способствовать: · пониманию обществом истинного значения Культуры как почитания единства Истины, Добра и Красоты; · осознанию значения корректирующей функции Культуры в развитии общества; · признанию приоритетной роли духовно-нравственного и эстетического воспитания в социально-экономической политике государства и жизни общества; · воспитанию и развитию у подрастающего поколения чувства прекрасного, что может осуществляться путем: – ознакомления с лучшими творениями человечества, выраженными в произведениях как национального творчества, так и в мировом искусстве, литературе, в достижениях науки, а также в различных этических и философских учениях; – создания условий для широкого проявления детского и юношеского творчества; – воспитания ответственности за сохранность и защиту культурных творений человека; Кроме того, важнейшая задача Дня Культуры – способствовать объединению людей в их духовном устремлении к совершенствованию, к творческому, деловому сотрудничеству. Как проходит этот День? По замыслу его вдохновителя, Н.К. Рериха, этот День выявляет «Сад Прекрасный творений человечества», поэтому вместо обычных уроков должны прозвучать вдохновенные рассказы о лучших достижениях человеческого творчества, которые могут «светлой вестью зажечь молодые сердца». В процессе подготовки и проведения этого Праздника используются самые разнообразные формы сотрудничества и воспитательной работы: педагогические семинары, беседы и лекции, дискуссии и диспуты; творческие и музыкальные вечера; проведение различных тематических выставок; организация конкурсов, викторин, концертов классической музыки, театральных постановок; просмотр компьютерных, видео- и слайдпрограмм; посещение музеев, театров, концертных залов; автобусные и пешеходные экскурсии по городу, области, другим регионам и т.п. Необходимо отметить, что школьные библиотеки и музеи становятся лучшими помощниками при подготовке Дня Культуры. Библиотека в школе – это центр культуры, а библиотекарь – первый вестник Красоты и Знания. И жизнь это подтвердила: как показал опыт организации Дня Культуры в Санкт-Петербурге, именно школьные библиотекари первые откликнулись на призыв о пропаганде культурных ценностей. Подборки книг о Культуре и выставки репродукций по искусству в течение всего учебного года – прекрасное продвижение к целям Дня Культуры. Тематические подборки литературы для школьников: по различным видам искусства, по отраслям науки и культуры, этическим и философским учениям; выставки методических материалов для учителей – все это неоценимая помощь педагогам и организаторам Дня Культуры в подготовке сознания детей к этому Празднику. Музей – обитель всех родов Прекрасного и не только в смысле сохранения тех или иных образцов, но и в смысле жизненного и творящего их применения. Необходимо уходить от ограниченного понятия Музея как хранилища, а возвращаться к первоначальному его значению: Музейон – это, прежде всего, Дом Муз, и школа сама может стать таким Музейоном. Заниматься воспитанием вкуса, распространением чувства Прекрасного, всеми родами искусства – основная задача музеев. Следует ожидать, что при подготовке Дня Культуры, как в любом большом и важном деле, возникают свои проблемы, и эти трудности сообразны размеру самого дела. Как выясняется, за последние десятилетия проблемы эти мало изменились. Вот как о них писал Н.К. Рерих в статьях «Постоянная забота» и «Культура-победительница». «За годы подготовительных действий наши разнообразные комитеты могли убедиться, что осознание Культурных ценностей совсем не так легко проникает в разные общественные секторы. Каждый может вспомнить, сколько раз ему пришлось сражаться за, казалось бы, самые простые соображения. Каждый с сожалением вспоминает, что даже среди интеллектуальных слоев было встречено немало враждебности и непониманий. Таким путем и впредь нельзя обольщаться мыслью, что понимание о всенародном охранении Культурных ценностей так легко и повсеместно снизойдет... Многие... не приложат никаких своих стараний в тех случаях, когда они могли бы что-то спасти»[4]. И еще: «Нельзя зря или злоумышленно произносить большие слова... Необходимо вспомнить о принципах культуры и не для лже-дней культуры, но для внесения ее основ в жизнь каждого дня. Нельзя откладывать на какие-то долгие сроки истинные дни культуры. Иначе лжеторжества могут кому-то показаться уже достаточными. Ведь одно повторение слова "культура" еще не значит основание и применение этого понятия... Также невозможно профанировать и то великое понятие, которое должно улучшить и обновить сумерки современного существования»[5]. Тому, кто хочет помочь делу культурного строительства проведением Дней Культуры, необходимо с первых же моментов учитывать следующее. Для того, чтобы успешно начать осуществлять эту деятельность в соответствии с ее высокими целями, следует, прежде всего, проявить внимание к тем, кто непосредственно решает культурно-воспитательные задачи, облагораживая дух человеческий. Как мудро изрек поэт: «Красу не оценить неискушенным глазом – алмазы огранить возможно лишь алмазом». Кто сможет утончать, углублять сознание своих воспитанников? Только тот педагог, кто сам осведомлен и опытен в деле духовного совершенствования, кто позаботился о своем духовном росте, кто владеет основами передового мировоззрения. Иначе – неизбежна профанация, когда великие идеи искажаются неправильным, невежественным к ним отношением, что совершенно недопустимо; иначе – может получиться, что любой выход в кинотеатр или посещение любого театрального спектакля уже будет восприниматься как выполнение задачи культурного воспитания. Таким образом, подготовка сознания детей к восприятию Прекрасного требует от самого педагога предварительной работы по собственному усвоению истинного понимания Культуры в духовном ее значении – как синтеза Истины, Добра и Красоты, единства Знания и Чувства. Годы практики выявили некоторые характерные черты и особенности организации этого Праздника, которые заключаются в следующем. День Культуры как метод приобщения подрастающего поколения к Прекрасному, является особой формой объединения творческих сил различных социальных групп населения – в первую очередь, педагогов, школьников и их родителей – в борьбе за сохранение культурного достояния. Такое единение облагораживает и возвышает дух человеческий, несет спасение от воздействия разрушительных тенденций, имеющих место в обществе. Поэтому праздник Дня Культуры не является очередным мероприятием развлечения и увеселения, но определяет день, когда «во всех школах и образовательных обществах одновременно просвещенно напомнят об истинных сокровищах человечества, о творящем героическом энтузиазме, об улучшении и украшении жизни»[6], т.е. праздник этот провозглашает торжество Знания, Подвига и Красоты. Одна из организационных особенностей праздника Дня Культуры в том, что он проводится в один день (в данном случае 15 апреля), что позволяет лучше объединить усилия в воспитательном процессе, создать атмосферу торжественности и единения людей в мыслях о Культуре, в их действенном устремлении к высшему, светлому началу. Важно также отметить, что День Культуры как сознательное объединение людей в защите культурных ценностей проходит под Знаменем Мира, символизирующим Вечность и Единение (на белом фоне в круге три соединенные амарантовые[7] сферы – единство прошлого, настоящего и будущего в кольце Вечности). Еще в 1935 году при подписании «Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» Знамя Мира было утверждено как отличительный знак защиты культурных ценностей (Знак Культуры). Отмечая специфику проведения Дня Культуры, особенно необходимо подчеркнуть, что в его основе заложен принцип добровольности – когда все организаторы будут сами убеждены в том, насколько нужна и жизненна программа культуры как оздоравливающее начало. Следовательно, День Культуры не должен быть превращен в формальность, когда нет истинной радости, но только подделка под радость, когда нет убежденности в правильности и крайней необходимости собственной деятельности. Опыт также выявил и другие важные особенности. Организационно День Культуры разделяется на два главных этапа, равных по значимости: подготовки и проведения. Этап подготовки может проходить в течение всего учебного года – через организацию различных встреч, событий, мероприятий, способствующих воспитанию у юного поколения высоких эстетических чувств, развитию художественного вкуса, углубленного понимания мира. Второй этап – проведение самого Праздника – отличается тем, что здесь на первый план выходит особая торжественность момента, когда всех участников Праздника объединяет возвышающее чувство единства в мыслях о Культуре, в делах по защите светоносного значения Знаний и Красоты. Практика показывает: День Культуры как форма, объединяющая творческое участие педагогов, школьников и их родителей, всех людей в деле культурного созидания, обладает многими ценными свойствами, среди них: доступность этого средства для всех участников процесса; вместимость по содержанию, разнообразие форм; неограниченность по широте охвата; гибкость применения в меняющейся обстановке и многое другое. Так, малыми средствами, в каждодневности, можно осуществлять борьбу с воинствующим бескультурьем: с невежеством – противопоставляя ему красоту Знания и знание о Красоте; с пошлостью – являя юным прекрасные примеры духовного творчества; с косноязычием – показывая, как творили великие деятели, поведав об утонченной простоте их языка, которая приходит лишь с чувством гармонии. Много можно сделать полезного таким путем для мира, для Культуры, дать толчок к развитию, к росту, и вовсе не надо ждать всемирного признания[8]. «Начало общего Блага и Красоты творится во всяком размере, сохраняя свой животворный потенциал»[9]. Оргкомитет по проведению ежегодного Дня Культуры в школах Санкт-Петербурга ежегодно проводит этот городской праздник, как правило, под каким-либо девизом – не только с целью внесения разнообразия, но и для освещения различных граней многосложных явлений культуры, что позволяет по-особому взглянуть на процессы воспитания и культурного строительства в их единстве и взаимодействии[10]. Так, в 2005 году, когда отмечалось 70 лет со дня подписания Пакта Мира, День Культуры в школах Санкт-Петербурга проводился под девизом: «По ступеням человечности – к ценностям Культуры». Конкурс сочинений, который стал традиционным в проведении этого праздника, собрал и в этот раз немалый урожай прекрасных творческих работ – около 400 сочинений, отобранных педагогами 78 школ из 15-ти административных районов Санкт-Петербурга. В соответствии с девизом Дня Культуры школьникам было предложено высказаться по следующим темам: «Лишь духовными ценностями живо человечество», «Почему нужно защищать культурные ценности?» и «Человек, будь человечнее!» Как показали результаты, темы эти нашли отклик у школьников – убедиться в этом нетрудно, познакомившись с их сочинениями[11]. Не может не радовать тот факт, что темы нравственных основ бытия, жизненных смыслов, глубокого философского содержания не чужды юному поколению. «Стать лучше и совершеннее – что это значит?», «Для чего живет человек?» – на такие вопросы предложено было ответить школьникам, участникам конкурса творческих работ. К общей радости педагогов и организаторов конкурса, учащиеся явили высокие примеры красоты и культуры мышления – они четко обозначили духовные ориентиры своего совершенствования, указав на необходимость нравственного, культурного развития всего общества. Заметим, что сама по себе способность браться за решение мировоззренческих вопросов говорит о зрелости личности, и эта характеристика вполне соответствует современному школьнику. Необходимо подчеркнуть, что такую способность проявили не только старшеклассники, но и подростки младшего возраста. Их творчество о многом заставляет задуматься взрослых и пересмотреть свои взгляды на воспитание, а кому-то – и в целом на поколение юных. Трудно найти слова, чтобы выразить признательность учителям, чей сердечный отклик на зов о Культуре и совершенствовании пробудил прекрасные струны «эоловой арфы» – чистой детской души. Несмотря на сложные процессы, происходящие в обществе, не будем забывать, что забота о культурном развитии детей – нравственном и эстетическом, об их здоровье как физическом, так и духовном, является самой главной задачей, так как они – дети, подростки, все молодое поколение – вместе со взрослыми остро переживают трудный период становления нового общества и готовятся своим трудом творчески преобразовывать этот мир. На пути осознания Прекрасного, почитания духовности и Культуры нет разрушений и пороков общества. Будем надеяться, что стремление к творческому единению людей доброй воли получит дальнейшее развитие, и культурная общественность России, других стран широко присоединится к движению Культуры. Прислушаемся к словам великого Николая Константиновича Рериха: «Мы услышим и о мировом Дне Культуры, когда во всех школах и просветительных обществах одновременно будет посвящен день осознанию национальных и мировых культурных сокровищ»[12]. [1] Знамя Мира.– М.: Международный Центр Рерихов, 1995. – С. 71, С. 83. [2] Шапошникова Л.В. Самоорганизация духа есть форма существования Культуры: Философия космической реальности. //Листы Сада Мории. Кн.1: Зов. М, Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2003 – С.102. [3] День единения в Культуре / Пособие для педагогов по проведению школьного Дня Культуры. – СПб, Изд-во «Левша. Санкт-Петербург», 2002. – 112 с. См. также материалы веб-сайта: www.cultura.spb.ru [4] Рерих Н.К. О Вечном… – М.: Политиздат, 1991. – С. 143 [5] Там же. С. 114. [6] Знамя Мира. – М.: Международный Центр Рерихов, 1995. – С. 106 [7] Амарантовый – особый красный цвет амарантового дерева. [8] Признание со временем все же приходит – так, Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга, СПб академия постдипломного педагогического образования не однажды награждали Оргкомитет по проведению школьного Дня Культуры Почетными Грамотами. [9] Знамя Мира. – М.: Международный Центр Рерихов, 1995. – С. 83. [10] Оргкомитет (в него входят работники системы образования и культуры, представители общественности, в том числе из Международной Лиги защиты Культуры), выполняя объединительную функцию, задает тему праздника, разрабатывает методические пособия, проводит конкурсы творческих работ и т.п. [11] См. сочинения на веб-сайте: www.cultura.spb.ru , также www.pedagogika-cultura.narod.ru [12] Знамя Мира. – М.: Международный Центр Рерихов, 1995. – С. 68.
Уварова Л.И., ведущий специалист Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования, ответственный редактор журнала «Педагогика Культуры». * * *
|
||||