Взаимодействие
искусств как условие
художественного
развития личности
Е.Н. Соколова
СПб высшее педагогическое училище
(колледж) №1 им. Н.А. Некрасова
Зав. региональным методическим кабинетом
Современное
образование значительное место отводит воспитанию и развитию личности.
Сверхзадачей воспитания является самоопределение студента как личности, как
гражданина и как учителя. Под воспитанием понимается творческий,
целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников по созданию
оптимальных условий освоения культурных ценностей общества и как
следствие – развитие индивидуальности, самоактуализации личности.
Профессиональное назначение педагога
состоит в том, чтобы организовать процесс формирования личности, как постоянное
восхождение к культуре, взаимодействие с миром на уровне современных
достижений культуры, чтобы в ходе
такого взаимодействия протекало максимальное развитие личности и на уровне
данного развития он входил в контекст современной жизни.
Постигая
культуру, студенты решают следующие вопросы: “Кто мы? Откуда мы пришли и куда
идем?”. Конечным итогом этих размышлений становится ответ на вопрос: “Каково же
мое место в этом едином культурном процессе?”. Это и есть самоопределение
человека как личности.
Культуру
надо не только изучать, но и проживать. Погружение в культуру позволяет
присвоить человеку ее ценности. Художественная культура есть
духовный опыт человечества, а опыт невозможно усвоить с помощью только абстрактного
мышления. К нему нужно приобщиться эмпирически, т. е. в опыте же. Его
необходимо пережить. Поэтому не лекции, а занятия искусством. Именно среда,
созданная в колледже, пронизанная интеграцией, взаимодействием искусств, создает возможности для
становления личности творческого учителя. Важен процесс приобщения к культуре в ходе собственной деятельности,
осознание культуры как живого явления.
Деление
искусств весьма условно. Несмотря на
то, что изобразительное искусство и музыка различны, но вместе с тем между ними
есть много общего. В художественной жизни они соприкасаются, взаимодействуют
друг с другом. Они формируют духовный мир человека, имеют общие исторические
задачи. С одной стороны, каждое искусство стремиться максимально выявить,
усилить и развить то, что составляет его неповторимую особенность, отличает его
от всех других. Но с другой стороны, каждое искусство стремиться также учесть и использовать опыт других,
обменяться с ними достижениями, расширить свои возможности и границы. Единую для всех искусств жизнь одно искусство
воплощает через ее видимые предметные проявления (изображение), другое – через
ее слышимые эмоциональные проявления (интонацию). Тенденция к индивидуализации
дополняется тенденцией к взаимовлиянию и синтезу. Подлинно художественные
достижения обычно связаны с равновесием и гармонией во взаимодействии
противоположных тенденций.
Принципы живописного
изображения и музыкального выражения не только различны, но в ряде
отношений противоположны. Первое опирается на зримое, второе – на слышимое,
одно искусство статично и неподвижно, другое динамично и развивается во
времени, одно связано с воспроизведением внешнего, другое - с воплощением внутреннего. Вместе с тем
разными путями оба искусства идут, в конечном счете, к одному и тому же: к
созданию художественных образов. Существуя самостоятельно, искусства
взаимодействуют, и основой этого взаимодействия является общность эстетического
освоения мира. При взаимовлиянии музыки и живописи, прежде всего, возникает
вопрос о преодолении противоречий между
специфическими особенностями данных искусств, без чего не может быть сближения
и взаимопроникновения. В этом преодолении большую роль играют ассоциации, как
бы перекидывающие мост между видимым и слышимым. Музыка невидима, а живопись
неслышима. Но ассоциативно можно “видеть” музыку и “слышать” живопись. Музыка
нередко вызывает зрительные представления, а живопись – слуховые. Эти
представления опираются на реальные связи нашего жизненного опыта, где звуковое
неотделимо от зримого и от других ощущений при
целостном охвате и восприятии действительности.
Принцип
ассоциативных связей видов искусств - это наиболее важный принцип, помогающий
осознать культуру как единый непрерывный процесс, соединить все элементы этого
процесса в систему. Характер взаимодействия между искусствами в ряде случаев
существенно влияет на художественную полноценность тех или иных конкретных результатов творчества.
Способность устанавливать широкий спектр ассоциаций, расширяет кругозор студентов, повышает их интеллектуальный и
творческий потенциал. Формирование у студентов широкого спектра ассоциативных
связей между разными видами искусств, умение легко устанавливать эти связи,
видеть их, позволяет осознать развитие мировой культуры как единой системы,
найти свое место в этом процессе, приобщиться к нему.