Развитие воображения у детей
и формирование творческого мышления как подготовка
и обеспечение психологической защиты ребенка
в сложном и изменчивом мире
Л.А. Рыженкова
зам. директора по художественному образованию
средней школы №32
с художественно-эстетическим уклоном
г. Великий Новгород
Формирование способности к творческому воображению и мышлению - процессам, тесно взаимосвязанным, одна из главных задач образования. Поэтому, организуя художественно-эстетическую деятельность учащихся, педагог должен знать психологические аспекты воображения.
В широком смысле слова “воображение” – это интуитивная способность “видеть” сущность и природную логику явлений, умение компоновать образы из материалов памяти.
Оперирование и синтез образов в процессе воображения осуществляется благодаря операциям агглютинации – соединения несоединимых в реальности качеств, частей предметов, гиперболизации – преувеличения или преуменьшения предметов, их частей и качеств, заострения – подчеркивания каких-либо признаков, схематизации-сглаживания различий и выявления сходства, типизации – выделения существенного в однородных явлениях и воплощения в каком-либо конкретном образе. Мышление и воображение – процессы, работающие по схеме: образ создает воображение, а логическую схему действий – мышление. Так работает и механизм творчества.
Проектируя перспективные и ближайшие цели обучения при организации учебной изодеятельности, педагог должен провести диагностику уровня мышления, определить резервные возможности развития личности, а также действенность активности мышления и воображения на момент проведения диагностики. Используя полученные данные, можно составить систему творческих заданий по изобразительному искусству с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
В 32-й новгородской школе с художественно-эстетическим уклоном предметы изобразительного цикла преподаются интегрированно. Задания по рисунку и живописи выстроены так, что они способствуют сбору материала для творческой композиции, над которой учащиеся 5 – 11 классов работают на уроках композиции.
Развитию мышления и воображения способствуют, в первую очередь, творческие задачи, которые учитель ставит на уроке, добиваясь выполнения цели урока. Так, например, на уроках живописи в 11 классе один и тот же натюрморт учащимся предлагается выполнить в разных манерах. На первых уроках они рисуют натюрморт с натуры, учатся смотреть, анализировать пропорции, обучаются приемам и средствам реалистического изображения.
Затем следует серия уроков на стилизацию и обобщение предметов в натюрморте, изображение этого же натюрморта в декоративной манере. Завершается задание созданием абстрактной композиции по поводу данной постановки. Анализ работ учащихся показывает, что такие задания способствуют развитию мышления и воображения учащихся, дают простор для развития фантазии, учат “смотреть” и “видеть”, удивляться и чувствовать внутреннюю жизнь и связи предметов в натюрморте.
Таким образом, педагог должен знать приемы активизации мышления и воображения, уметь ставить проблемную задачу перед учащимися, помогать им подниматься все выше и выше по ступенькам творческого развития личности.
Креативность мышления и воображения – важный фактор психологической защиты ребенка в условиях нестабильности социальной жизни. Как утверждал Л. Выготский, “создание творческой личности, устремленной в будущее, подготавливается творческим воображением, воплощающимся в настоящем”. С этими словами нельзя не согласиться. Ведь мир, в котором мы живем – огромный, бесконечный, сложный и загадочный, с необъятным вселенским размахом. Но человек всегда стремился создать свой мир – добрый, соразмерный, где ему уютно и удобно.
В обычном представлении - творчество есть удел немногих людей, но громадное число изобретений, авторы которых неизвестны, заставляет смотреть на творчество как необходимое условие существования. Если выделить критерии творческого мышления и воображения, которыми должен обладать выпускник школы, это, прежде всего, – гибкость ума, способность к анализу, синтезу, умение прогнозировать и проектировать.
Ориентировка в будущем и настоящем, поведение, опирающееся на будущее и исходящее из этого будущего, есть главная функция творческого воображения и мышления. Поскольку главная воспитательная установка педагогического процесса – создание творческой личности, устремленной в будущее, то в сложном, изменчивом мире наличие данных качеств личности гарантирует психологическую и социальную защиту ребенку в жизни.