ПРИОБЩЕНИЕ К МУЗЫКЕ КАК
ТВОРЧЕСТВО
М.Ш. Бонфельд
член Союза композиторов
России,
доктор искусствоведения,
профессор,
зав. кафедрой теории и
истории музыки
Вологодского гос. пед.
университета
г. Вологда.
Понимание
музыки - сложный процесс. Ее восприятие - лишь предпосылка этого процесса. Но только предпосылкой процесс понимания
музыки никак не может быть ограничен.
В качестве
предварительной аксиомы можно полагать, что понимание музыки присуще и
композитору, и исполнителю, и слушателю, и музыковеду-критику, преподавателю,
лектору. Бесспорным представляется, однако, и тот факт, что каждый раз речь
идет о разных уровнях понимания музыки, причем, разных не только
глубиной постижения, но и самим характером проникновения в ее глубины.
Смысл
художественного текста, по определению, неисчерпаем (1), и потому понимание его
тоже никогда не становится исчерпывающе полным - даже композитор, создавший
данное сочинение, бывает изумлен и восхищен тем неожиданным его прочтением,
которое предлагает выдающийся исполнитель.
Таким образом,
глубина постижения музыкального (как и всякого художественного) текста не имеет
предела. Есть ли, однако, предел тому минимуму глубины, за которым
вообще нельзя говорить о понимании. Разговор о таком минимуме потребует перехода
с “количественного” на “качественный” уровень - ибо этот минимум прежде всего
зависит от характера и интенсивности впечатления от музыкального произведения.
В частности,
можно допустить, что если такое впечатление может быть охарактеризовано как наслаждение,
т.е. как мощная положительная эмоция, имеющая много общего с ощущением радости,
связанная с эффектом катарсиса (по Л.С. Выготскому - непременного
компонента восприятия художественного текста), то независимо от наличия других
факторов - можно говорить и об определенном уровне понимания.
Приняв за
основу наличие наслаждения в качестве обязательного фактора понимания
музыки, попробуем наметить стадии, по которым развивается этот процесс. Изначально
необходимо отграничить те уровни понимания, которые исключаются для тех
слушателей, которые, не владея нотной грамотой, в состоянии воспринимать музыку
только на слух и в процессе ее реального звучания. В этом случае
процесс восприятия и постижения музыкального произведения будет протекать
преимущественно на правополушарной основе, т.е. на основе комплексного,
симультанного, образно–эмоционального слышания, в котором элементы
дифференцирования будут нарастать лишь по мере включения левополушарного
интеллекта.
Наименее
дифференцированным будет этот процесс, если он может быть описан как пребывание.
Слушатель “пребывает” в звучащей ткани, погружается в нее, само это
звучание пробуждает его собственное континуальное мышление (2), и, минуя стадию
осознанности, дает возможность приобщения к континуальной мысли, заключенной в
художественном творении.
Следующую
стадию можно охарактеризовать как созерцание. Восприятие не ограничивается
неосознаваемым “пребыванием” в звучащей атмосфере, но в состоянии, пусть и в
самом общем виде, проникнуть в музыкальный текст, усмотреть в нем некие
компоненты структуры, фактуры, выделить семантически и континуально “сгущенные”
области, отделить их от “разреженных”.
Еще более
осознанный тип слияния с континуальной мыслью, заложенной в музыкальном
произведении, представляет собой переживание. Такой тип понимания характеризует
слушателей с опытом посещения концертов, имеющих какие-то сведения из сферы
музыкального искусства, представление об авторе, о его эпохе, о неких импульсах,
связанных с созданием данного конкретного сочинения, и т.п.
Постижение
музыкального смысла музыкантами - профессионалами или любителями -
характеризуют иные этапы, которые связаны с речевым, логическим левополушарным
мышлением. Здесь также выделяются три стадии приобщения.
Первая стадия -
слежение: слушатель/исполнитель (реальный или воображаемый) не просто
воспринимает звучащую ткань, но получает возможность визуального (мысленно-визуального)
с ней контакта, чтобы осознать основные свойства произведения, его “сюжета”
и “фабулы”.
Следующая
стадия - вслушивание, когда происходит углубленное постижение музыкальной
ткани - не только по горизонтали, но и по вертикали, сквозь всю толщу музыкальных
пластов.
Высшая стадия -
анализ - осуществляется только при мысленном или реальном собственном
озвучивании музыкального текста. В этом случае широко используется привлечение
иных текстов, т.е. сочинение погружается в более широкий контекст.
Если
правополушарное постижение в целом характеризуется как наслаждение, то
такое - левополушарное -определяется как познание.
Вся сфера
понимания схематически может быть представлена так:
СФЕРА
ПОНИМАНИЯ
н
а с л а ж д е н и е п о з н а
н и е
пребывание |
созер-цание |
пережи-вание |
слеже-ние |
вслу-шивание |
анализ |
Всякая
последующая стадия неизбежно должна включать в себя предыдущую как бы в
“свернутом” виде. Разрыв между областями наслаждения и познания
чреват потерей понимания художественной - самой важной составляющей
музыкального текста. Понимание музыки непременно сочетается с ощущением непосредственного,
целостного приобщения к музыке.
В то же время,
все, что связано с правополушарной сферой понимания - с наслаждением - напрямую
зависит от вовлеченности в творческий процесс. А потому - понимание, на любой
его стадии, это не только восприятие, но и творчество.
Литература
1. См.: Бонфельд М.Ш. Музыка: Язык. Речь.
Мышление. М., 1991. С. 39-40.
2.
О континуальном мышлении как непременном свойстве всякого художественного
мышления см.: Бонфельд М.Ш. Цит. изд., с.55-66.