«Родина в сиянии подвига и красоты»
В 2002 году, с целью содействия осуществлению государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001–2005 годы», День Культуры проводился под девизом «Родина в сиянии подвига и красоты». Проект Дня Культуры, посвященного патриотическому воспитанию детей, был одобрен Комитетом по образованию Администрации Санкт-Петербурга и Постоянной комиссией по образованию, культуре и науке Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Одним из важнейших положений, на которые опирается здание общественной жизни, является патриотизм – любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу. Органично переплетаясь с принципом гуманизма, лежащим в основе педагогической деятельности, патриотизм, как и другие моральные принципы, выражает выработанные в моральном сознании общества требования, касающиеся назначения человека, смысла его жизни и характера взаимоотношений между людьми. Наряду с другими моральными принципами, принцип патриотизма, его действие, отображает состояние духовной культуры определенной страны или ее народа, а также каждого отдельного человека. Как отмечают исследователи, историческое достоинство народа и отдельного человека измеряется его культурой, его любовью к Родине, его мужеством и честностью перед собственной историей. Для нормального духовного и материального развития любого народа необходимо условие, когда его развитие должно соответствовать характеру этого народа, национальной культуре и той самобытности, которая сложилась в течение многих веков его истории1. С этико-гуманистической точки зрения значение патриотизма обусловлено тем, что он является одной из форм соподчинения личных и общественных интересов, единения человека и общества. Как социально-политический и нравственный принцип, патриотизм характеризует отношения людей к своей стране, которое проявляется в определенном образе действий и сложном комплексе общественных чувств, обычно называемом любовью к Родине: – в заботе об интересах страны и готовности ради нее к самопожертвованию; – в гордости за социальные и культурные достижениями родной страны, а также в горечи за ее неудачи и беды; – в сочувствии к страданиям народа и отрицательном отношении к порокам общества; – в уважении к историческому прошлому Родины, бережном отношении к народной памяти, национальной культуре и традициям1. Умалять, отвергать и очернять свое родное – атрибут низкой культуры. Отказаться от Родины, от служения ей – значит потерять свое достоинство. Без любви к Родине нет Культуры, и небрежение к Родине есть прежде всего некультурность. Любить Родину, – писал наш знаменитый соотечественник Николай Константинович Рерих, – значит любить свой народ и все народы нашей необъятной Родины. Эта любовь научит полюбить все человечество. Но чтобы полюбить Родину, надо познать ее. Познавание же других стран снова приводит нас к мысли о Родине, ко всем ее несказуемым сокровищам. Действительно, уважая другие народы и изучая их культуру, человек лучше познает свою. Любое ограничение приводит лишь к узости мышления и неизбежной деградации. Любовь к Родине, как и само священное понятие Любви, сокровенно, а о нем, свято хранимом и тайном, казалось бы, говорить не принято. «Разве можно говорить о ней? Она – как живая тайна: ею можно жить, о ней можно вздыхать, ей можно молиться; и, не постигая ее, блюсти ее в себе; и благодарить Творца за это счастье; и молчать...»2. Так писал о Родине видный русский философ И.А. Ильин. Человек с детства должен знать свое, родное – исследовать, изучать, вникать и постигать – и черты характера своего народа, и все, что характерно для родной земли, ее особенность, ее самобытность. Близкое по духу и постигается легче. И тогда постигнутое может послужить не только для собственного духовного обогащения, но поможет расширить представление о разнообразии мира и многим людям из других стран. Но постижение не будет полным без осознания Красоты. Помочь детям увидеть красоту родной природы, постичь прекрасные черты души своего народа и его духовное богатство... Увидеть красоту произведений творчества, созданных лучшими деятелями страны, – это значит заложить основы Культуры, дать нравственные ориентиры молодому поколению, и это значит – указать на красоту подвига. «Жизнь бесталанна без героя», – говорится в пословице. Сколько их, подвижников и национальных героев, которые во имя процветания Родины, самоотверженно трудились и боролись за Истину, шли на подвиг и проявляли истинный героизм! Непереводимое, многозначительное русское слово «подвиг»... Ни один европейский язык не имеет слова хотя бы приблизительного значения. Это слово означает больше, чем движение вперед, – это бесконечная и неустанная работа на общее благо, и она имеет результатом громадный прогресс. Это и дало России ее великолепных героев. Великие дела совершаются без шума, они скромно творятся на пользу человечества. Подвиг создает и накопляет добро, делает жизнь лучше, развивает гуманность. Множество героев есть повсюду. Все они трудятся, все они вечно учатся и двигают вперед истинную культуру. «Подвиг» означает не только движение, но и терпение, и знание3. Умение видеть красоту научит терпимости и поможет определить м е р у проявления чувств именно в том случае, когда гордость и национальное достоинство рискуют переродиться в национализм. Но, как отмечают мудрые, там, где сильна сущность народа, там нечего беспокоиться об угрозе подражания или обезличивания – здоровый организм переварит все новое и даст свое выражение души своего народа. Не только на Истории и Обществоведении, но сквозь все уроки может проходить тема красоты подвига и любви к Родине, к ее героям и ее культуре. В каждом предметном цикле есть возможность обратить внимание учащихся на достижения своей Родины в данной конкретной науке или в данном виде искусства, отметить имена соотечественников. Такие уроки, являя собою сплав Любви, Красоты и Знания, есть воспитывающее обучение.
_______________________________ 1 Российская Педагогическая Энциклопедия. Том 2 – М.: 1999, с. 109 Словарь по этике. Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. Изд. 6–е. М.: 1989, с. 244. 2 Ильин И.А. О России. – Собр. соч. в 10 т. Том 6, кн. 2 – М.: Русск. книга, 1996, с. 8 – 9. 3 Рерих Н.К. О Вечном… – М.: Политиздат, 1991, с. 353. |
||