Rambler's Top100 Человек будущего – человек нравственный

 

Занятия со школьниками

(в помощь педагогам и родителям)

1. ТЕМЫ И ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

  • Человек будущего – человек нравственный

  • О том, что высоко ценится, но не продается (о ценностях, которые бесценны)

  • Познай себя – познаешь мир; изменишь себя – изменится мир

  • Добро есть лучшая политика

  • Только по делам познается человек

  • Учитель сеет разумное, доброе, вечное

  • Чужого горя не бывает

  • Любовь – высшее из всех чувств

  • Духовный смысл материнства

  • Добро, Долг, Совесть – нравственная норма отношений людей

  • “Золотое правило” нравственности

  • Полезны препятствия – ими растем

  • Духовное значение учителя

  • Бескорыстные, добрые мысли – лучшие очистители окружающего

  • Обыватели – «к добру и злу постыдно равнодушны»

  • Равнодушие есть величайшее зло

  • Что такое девиантное (отклоняющееся) поведение?

  • Цинизм – болезнь духа

  • Ложь кончается злом (о разновидностях лжи)

  • Радость жизни – в созидательном творчестве

  • Доброжелательство – главный принцип сотрудничества

 

2. ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА БУДУЩЕГО

ЗАДАНИЕ

– Составить список КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА БУДУЩЕГО

Например, духовно развитому человеку свойственны такие черты, как: трудолюбие, чувство долга, ответственность, доброжелательность, устремленность к знаниям, к красоте, умение владеть собой, спокойствие, широта мышления, чистосердечность, наблюдательность, скромность, деятельное сострадание, решительность, мужество, самоотверженность, терпение и терпимость, целеустремленность, жизнелюбие, человечность и т.п.

– Отобрать 10 наиболее важных качеств, с точки зрения учащихся, и провести ИГРУ-дискуссию (по аналогии с игрой-дискуссией «Что значит быть культурным?» – см. материалы  Дня Культуры – 2003  www.cultura.spb.ru\private\Day_2003\DK_03.htm )

*    *    *

Наша первостепенная забота – более совершенный, более добродетельный, возвышенный человек. Одна лишь цивилизация, которая дает нам больше досуга, больше физических удобств, облегчая наши усилия, не делает нас лучше, напротив, она имеет тенденцию производить людей нового типа – внешне благовоспитанных, но мало добродетельных. Внутреннее развитие человека, формирование его души, может осуществляться только путем этического, эстетического и морального воспитания. И важнейшее место в этом воспитании занимает искусство.

Давайте иногда размышлять о тех качествах, которые мы ожидали бы увидеть в совершенном человеке, – какого рода поведение, какого рода позиция и реакции.

Давайте рассмотрим по отдельности различные качества и попытаемся представить себе высший тип человека, обладающего этими качествами. Давайте попробуем представить себе различные варианты его поведения и попытаемся вообразить этого человека поступающим тем или иным образом. Сравнивая и анализируя различные типы поведения, мы начинаем яснее представлять себе те качества, которые отвечают великому человеку, и можем, в свою очередь, подражать им и делать их частью своего характера.

Святослав Рерих. Искусство и Жизнь. – М.: 2004.

 

ИДЕАЛЫ БУДУЩЕГО

Воздействующий эффект убеждений становится более значительным, когда они ориентированы на какие-то идеалы.

«Не погрязайте в подробностях настоящего, но воспитывайте в себе идеалы будущего; не давайте окаменеть сердцам вашим» (М.Е. Салтыков-Щедрин).

Идеалы – светящиеся точки, которые мерцают в перспективах будущего, они представляют собой не отрицание прошлого и настоящего, а результат всего лучшего и человечного, завещанного первым и вырабатывающегося в последнем. Идеалы призваны подвигать человека на достижение личного и общественного блага. В этом их огромное мобилизующее предназначение для каждой личности.

3.   ЗАДАНИЕ

Пользусь перечнем «ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ» (см. прилож. I), составить список качеств, которые отражают МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ:

Человеколюбие (гуманизм) отзывчивость, внимательность, милосердие, сострадание, великодушие, справедливость ...

Оптимизм – жизнерадостность, вера в лучшее, бодрость, здравомыслие, открытость, добродушие, широта мышления, доверие, незлопамятность, уравновешенность, чувство юмора...

Любовь к Родине – подвижничество, ответственность, бережность, самоотверженность, мужество, решительность, принципиальность

Готовность к сотрудничеству – трудолюбие, стремление к справедливости и Общему благу, доброжелательство, вежливость, незлобивость, терпимость, искренность, чуткость, внимательность ...

4. «Искусство – волшебный эликсир, который творит наши души».

Обращаясь к разным видам ИСКУССТВА, произведениям ЛИТЕРАТУРЫ и народного творчества, необходимо обратить внимание на примеры героизма, самоотверженности, бескорыстной любви, сильных поступков и характеров, упорства в достижении цели и преодолении трудностей, в стремлении к знаниям, на примеры добра. Биографии великих людей будут лучшими иллюстрациями этого.

Особенно помогут беседы по ОБСУЖДЕНИЮ ФИЛЬМОВ – произведений киноискусства, в которых ставятся вопросы нравственности : киноленты С. Герасимова, С. Бондарчука, В. Шукшина, других выдающихся кинорежиссеров ХХ века; экранизации по произведениям русских классиков; фильмы о выдающихся деятелях культуры, например, «Ломоносов» (1983, реж. А. Прошкин), «Сильнее всех иных велений» [Сюита на русские темы] (1987, реж. Б. Бунеев) и др.

5. Предлагается использовать материалы:

– РАБОТА СО СЛОВОМ – Занятия с учащимися средних и старших классов (День Культуры – 2004 г.) www.cultura.spb.ru\private\Day_2004\Metodich_04.htm

 «По ступеням человечности – к ценностям Культуры» – День Культуры-2005 www.cultura.spb.ru\private\Day_2005\DK_05.htm 

  а также другие материалы сайта “День единения в Культуре” – www.cultura.spb.ru

 

 

  Rambler's Top100

Hosted by uCoz