Санкт-Петербургское отделение

 Международной Лиги защиты Культуры

День единения в Культуре

 

 

     
 

О Культуре и цивилизации  Rambler's Top100

В синтезе Культуры и цивилизации – основа

 построения лучшего будущего

Культуру часто считают синонимом слова «цивилизация».

Отождествление этих понятий так же ошибочно, как и их противопоставление. Культура и цивилизация не являются синонимами или антиномиями  (взаимоисключающими понятиями, или противоречиями)  – они взаимно дополняют друг друга и так же взаимообусловлены, как материальное и духовное начала в Культуре.

Это неразрывное единство, синтез материального и духовного обеспечивает явлениям Культуры ее вечное существование. Иначе говоря, то, что рождается на духовной, культурной основе, становится навсегда достоянием человека  (его внут­реннего мира), общества, цивилизации. 

«Где зародилась Культура, там ее уже нельзя умертвить»1  – в этих словах заключается глубокий философский и жизненный смысл.

 

ЦИВИЛИЗАЦИИ РАЗРУШАЮТСЯ, А КУЛЬТУРА,

КАК ИСТИННАЯ ДУХОВНАЯ ЦЕННОСТЬ, БЕССМЕРТНА

Цивилизация – явление преходящее, связанное с обустройством жизни и рукотворчеством, это внешние пределы развития общества, тогда как Культура является сущностью духовного качества жизни. Цивилизации приходят и уходят, возникают и разрушаются, в то время как вечный дух Культуры, носителем которой является человечество в целом, остается, проходя свои циклы развития через многие поколения, укрепляя их дух.

В справочной литературе по философии, социологии, культурологии часто поднимается вопрос о соотношении Культуры и цивилизации, указывается, что цивилизация связана не столько с творчеством, созданием культурных ценностей, сколько с их потреблением . Как правило, отмечается, что развитие цивилизации тесно связывается с изменением образа жизни людей: со стремлением к комфорту, созданием красивых и надежных машин, домов, участием во множестве развлечений, приобщением к «массовой культуре».

Исходя из ныне существующих представлений о ценностях цивилизации следует, что люди, увлекаясь ее «дарами», все дальше «уходят в лес» от жизненно важных Основ, теряя ориентиры Света духовности, все больше погружаясь в сумерки механического стандарта. Стремление к материальному благополучию – это путь в никуда, вернее, в пропасть, порожденную ненасытностью человеческих желаний. К тому же, механическими построениями, стандартами и шаблонами,  эволюция не строится –  лишь творчеством духа человечество может продвинуться в  Будущее, в лучшую, достойную, счастливую жизнь. Но для этого нужна опора  – опора на Знания и Красоту.

И снова Культура служит проводником на этом пути.

Суть единства Культуры и цивилизации, их взаимообусловленность взаимодействия заключается именно в том, что гуманистические ценности Культуры могут воплотиться в жизнь лишь с помощью развитой цивилизации, в свою очередь, высокая цивилизация может быть построена только на основе культурного творчества – в этом заключается необходимость гармонизации отношений между культурой и цивилизацией, так же как между духом и материей человеческого бытия. Необходимо подчеркнуть, что в прежние времена резкого разделения между культурой и цивилизацией не существовало  – оно возникло впоследствии, в XX веке, и это привело человеческое сообщество к острейшему кризису. «Материя, по ряду причин, заняла господствующее положение, выразив себя в техногенной, бездуховной цивилизации, использующей мощные технические средства вне зависимости от каких-либо нравственных установлений», отмечают исследователи2.

Такое положение могло возникнуть лишь вследствие опережающего развития цивилизации, особого внимания к технической оснащенности за счет игнорирования проблем культурного строительства.

«Пренебрежение к Культурным ценностям есть позорное преступление невежества... Без всякого преувеличения можно утверждать, что ни одно правительство не станет прочно, если оно не выразит действенное почитание всеобъемлющей Красоте и высокому Знанию»3.

Если взять историю государств,  можно увидеть, что они терпели ущерб не столько от внешних врагов, сколько от того, что «содействовали... разрушению своими собственными внутренними мерами... "Ищите ближе" – так сказано самыми Мудрыми»4. 

 

УСЛОВИЯ ЖИЗНИ НЕ ТОЛЬКО ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЦИВИЛИЗОВАНЫ, НО ОНИ ДОЛЖНЫ НОСИТЬ И ПРИЗНАКИ КУЛЬТУРЫ

Необходимо помнить, что духовные условия создаются на внутреннем плане, и внешний мир лишь отражение его.

Преобладающий сегодня материалистический (то есть узкопрактический, утилитарный)  подход к жизни, направленный только на личные интересы, грозит нашему обществу большими катастрофами, поскольку рождает тенденции к безудержному  потребительству и наживе, сметающим на этом пути все нравственные табу.  Об этом с тревогой пишут многие ученые в своих исследованиях. При таком подходе нет этических понятий и вопросов: «Можно или нельзя?(что достойно и справедливо?)», «Что является моим общественным долгом?», а также «В чем смысл жизни?». 

Узкий, односторонний практицизм, получивший распространение почти повсеместно, особенно недопустим в педагогике, так как вступает в полное противоречие с социокультурным содержанием целей образования, делая неосуществимым сам процесс развития личности, когда у преподавателя или педагога нет более важной задачи, чем заработать деньги.

Переживаемый нашим обществом кризис – это проблемы, связанные с развитием цивилизации, точнее,  проблемы взаимоотношений Культуры и цивилизации5. Они могут быть успешно решены, если изменится отношение к Культуре – науке, искусству, духовному воспитанию, – и она займет достойное место в жизни, если каждым членом общества будет усвоено незыблемое правило: условия жизни не только должны быть цивилизованы, но они должны носить и признаки культуры6. Ныне же происходит губительный перекос в сторону развития цивилизационных процессов: все более усиливается и поддерживается интерес к техническим и экономическим достижениям общества за счет снижения внимания к темам духовного развития.

Безусловно, совершенствование науки и техники, которое принято связывать с успехами цивилизации, приносит людям облегчение в рутинном труде и высвобождает время для творчества, что не может не радовать любого здравомыслящего человека. Но в том ли направлении работают умы изобретателей, и заботят ли их социологические проблемы? Знакомы ли они с законами красоты и  действием законов духа, несоблюдение которых неотвратимо приведет к катастрофе, как это было уже не раз в истории человечества? Давно известно, что незнание законов не освобождает от ответственности.

Если развитие науки и техники происходит не в интересах всего общества, и технические  изобретения применяются в корыстных целях, если открытия в области новых технологий используются независимо от хода общественных процессов – это неизбежно приведет к  углублению общего кризиса, и чтобы обозначить пути выхода из него,  обществу надо твердо осознать:  впереди развития цивилизации  должна идти Культура.

Если Знание и Красота, образованность и художественный вкус идут в тесном единстве, это обеспечивает и прочность знаний, и этическую направленность будущих творений – лишь в этом случае общество может быть спокойным за свое будущее.

*   *   *

 На вопрос школьника: «Как пишется слово "цивилизация"?», ответим полушутя полусерьезно: «Только через  "и", причем пусть "и" пишется перед словом "цивилизация"  и после слова "Культура"».

Пусть оба слова вместе и именно в такой последовательности – Культура и цивилизация – запоминаются подрастающему поколению.  И тогда давняя мечта человечества о синтезе Культуры и цивилизации претворится в жизнь, и это будет основой построения будущего.

*   *   *

Культура есть двигатель общественного прогресса, синтез возвышенных и утонченных достижений, она есть Ведущее начало в жизни.

В связи с этим необходимо особо обратить внимание на такое явление действительности, порожденное быстро развивающимися цивилизационными процессами, как «массовая культура».

 

_________________________________

1 Рерих Н.К. Твердыня Пламенная ­ - Рига: Виеда, 1991,с. 63.

2  Шапошникова Л.В.. Этическая философия космической эволюции. –В кн.: Живая Этика/ Антология гуманной педагогики. ­– М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999, с.13.

3 Рерих Н.К. Культура и цивилизация - М.: МЦР, 1994, с. 28,  46.

4 Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. - Рига: Виеда, 1991, с. 33.

5 О закономерностях, действующих в рамках этих взаимоотношений, а также об особенностях Культуры как самоорганизующейся системы– см. Шапошникова Л.В. Мудрость веков. – М.: МЦР, 1996, с. 288-315.

6 Рерих Н.К. Цветы Мории; Пути Благословения; Сердце Азии. - Рига: Виеда, 1992, с. 107.

 

  Rambler's Top100

 
     

 

 © Уварова Л.И., Уваров В.И.                     E-mail: den@cultura.spb.ru            Зеркало сайта www.day-of-culture.narod.ru

 2003 - 2008

 

Hosted by uCoz