Санкт-Петербургское отделение

 Международной Лиги защиты Культуры

День единения в Культуре

 

 

     
 

 

«По ступеням человечности – к ценностям Культуры»  Rambler's Top100

 

ЛИШЬ ДУХОВНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ ЖИВО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

       Искусство, наука, религиозные, философские и этические  учения разных народов – все это составляет духовную сокровищницу человечества.

Духовные ценности Искусства могут быть оценены и рассмотрены с самых разных сторон, но главная его ценность заключается в том, что во всех своих формах искусство открывает перед людьми путь взаимопонимания и дружбы. Искусство – международно, общечеловечно, интернационально.

Так же и Знания, накопленные людьми за многовековую историю, являются духовной ценностью общечеловеческой Культуры, и еще в древности, наряду с красотой и здоровьем, знания ценились больше всего.

Со временем духовные ценности человечества конкретизировались все более,  и сегодня  есть все основания для их широкого и углубленного понимания и осмысления. Для чего это нужно? Ответ прост – для того, чтобы сохранить все то лучшее и прекрасное, что накоплено человечеством, что является жизненной необходимостью, основой развития каждого человека и всего общества. Сохранить и приумножить.

ЦЕННОСТЬ (Словарь русск. языка)1. важность, значение;  2. ценный предмет, явление

Термином «ценности» люди пользуются с древних времен, но со второй половины Х1Х века появилась особая наука о ценностях – аксиология. Согласно аксиологическому подходу, культура есть система ценностей, иерархия идеалов и смыслов. В связи с этим, особое значение имеют творческий и личностный  аспекты культуры, а сама она рассматривается как мера гуманизации общества и человека. С этой точки зрения взаимосвязь понятий Культура и Человечность является очевидной.

Как известно, слова «гуманизм», «гуманность» означают «человечность, человеколюбие». В то же время слово «humanitas» в переводе с латинского означает также «культура»1. На том факте, что Культура и Человечность – понятия неразделимые, внимание, как правило, не заостряется  ни при изложении основ культурологии, ни при обсуждении каких-либо вопросов культуры общества и личности. Но поднимать этот вопрос – о значении гуманности и культуры, об их взаимосвязи – становится с каждым днем все нужнее, и необходимость эта вызвана суровой действительностью.

В наше время сложных общественных преобразований Культура оказалась в большой опасности: на нее наступает и бесцеремонно теснит ее псевдокультура –так называемая «массовая культура», или как ее еще определяют ученые, эрзац-культура, или суррогат2.

«Массовая культура», пользуясь невзыскательностью интеллектуальных и эстетических запросов потребителя, непросвещенностью людей в вопросах Культуры, незаметно подменяет истинные ценности Культуры на фальшивые, и, поскольку является действительно массовой, имея выход на самую широкую аудиторию через СМИ и хорошо технически оснащенная, она становится чрезвычайно опасной для общества, особенно, для подрастающего поколения, вселяя в сознание молодых людей сомнения в этических основах жизни. Именно в подмене ценностей – моральных норм, принципов, идеалов, понятия добра, справедливости, счастья и т.п., которые человек может усвоить в ходе социализации, приобщаясь к Всемирной Культуре, и которые являются Основами бытия – в этой замене натурального питания, поступающего из Культурной сокровищницы, на «искусственное вскармливание» и заключается пагубное влияние «массовой культуры».

Известно, что всякий суррогат есть ложь, и лживые основы не могут возникнуть в качестве прочных устоев, потому разрушение и самоистребление в таком случае неминуемы.

Человек не может жить без пищи духовной и, в связи с этим, процесс воспитания подрастающего поколения можно рассматривать как питание всем лучшим и возвышенным. Но какое питание получает ребенок из рук «массовой культуры», яростно насаждающей не возвышенное, но все самое низменное? Поесть, поспать, развлечься – эта психология животного настойчиво внедряется в неокрепшие умы и находит свое место, укореняясь в сознании многих, словно и не было восторгов и находок от соприкосновения с истинно Прекрасным, преклонения перед подвигами и красотой самопожертвования!..

Дети с малых лет должны знать, что есть общечеловеческие ценности, которые связаны с простейшими формами взаимоотношений людей, с человеколюбием, и что всегда, во все времена считалось нормой – не воровать, не убивать, помогать людям в трудностях, говорить правду, выполнять обещания и т.п.; у всех народов всегда поощрялись – честность, смелость, великодушие, скромность, а осуждались – жестокость, лицемерие, зависть, трусость...

Если эти нормы, устои жизни будут подменены, если произойдет их замена на фальшивые, ненастоящие, поддельные ценности, если будут опошляться высокие понятия, такие как Любовь, Родина, Материнство, и подвергнутся осмеянию чувства долга, чести, достоинства, совести, то ясно, что само здание Жизни окажется без фундамента, и человеческое общество окажется, мягко говоря, в сложном положении.

Начало этого процесса, отчасти, мы уже наблюдаем по тому нарастанию общего кризиса и тех проблем, которые носят теперь уже глобальный характер.

Многим и многим становится ясно, что спасение от саморазрушения и самоистребления – в Культуре, в осознании ее духовных ценностей, в том Прекрасном и Познавательном, что лежит в основе творческого культурного созидания. Воспитание на этих ценностях позволит отличать прекрасное от безобразного, возвышенное от низменного – не только в произведениях искусства, но и в быту, в труде, в поведении людей.

Охраняя духовные ценности, одновременно заботимся о духовном здоровье человечества, тем самым сохраняем и здоровье физическое для всех жителей нашей планеты. Если говорить образно – в духовную атмосферу, как и в физическую, каждый выдыхает свое, но вдыхают все вместе. Это является основой психологического климата любого коллектива – об этом климате принято заботиться, но такой подход может быть применим и в общечеловеческом масштабе.

 

Культуру часто считают синонимом слова «цивилизация». Однако, отождествление этих понятий так же ошибочно, как и их противопоставление. Культура и цивилизация не являются антиномиями (взаимоисключающими понятиями или противоречиями) – они взаимно дополняют друг друга и так же взаимообусловлены, как материальное и духовное начала в Культуре.

Это неразрывное единство, синтез материального и духовного, обеспечивает явлениям Культуры их вечное существование. Иначе говоря, то, что рождается на духовной, культурной основе, становится навсегда достоянием человека (его внутреннего мира), общества, цивилизации.

Цивилизация – явление преходящее, связанное с обустройством жизни и рукотворчеством, это внешние пределы развития общества, тогда как Культура является сущностью духовного качества жизни. Цивилизации приходят и уходят, возникают и разрушаются, в то время как вечный дух Культуры, носителем которой является человечество в целом, остается, проходя свои циклы развития через многие поколения, укрепляя их дух.

 В справочной литературе по философии, социологии, культурологии часто поднимается вопрос о соотношении Культуры и цивилизации, указывается, что цивилизация связана не столько с творчеством, созданием культурных ценностей, сколько с их потреблением. Отмечается, что развитие цивилизации тесно связывается с изменением образа жизни людей: со стремлением к комфорту, созданием красивых и надежных машин, домов, участием во множестве развлечений, приобщением к «массовой культуре».

Суть единства Культуры и цивилизации, их взаимообусловленность взаимодействия заключается именно в том, что гуманистические ценности Культуры могут воплотиться в жизнь лишь с помощью развитой цивилизации. В свою очередь, высокая цивилизация может быть построена только на основе культурного творчества. В этом заключается необходимость гармонизации отношений между Культурой и цивилизацией, так же как между духом и материей человеческого бытия.

Но в наше время материальное, по ряду причин, заняло господствующее положение, что выразилось в техногенной, бездуховной цивилизации, использующей мощные технические средства вне зависимости от каких-либо нравственных установлений.

Такое положение могло возникнуть лишь вследствие опережающего развития цивилизации, излишнего внимания к технической оснащенности за счет игнорирования проблем культурного строительства.

В синтезе Культуры и цивилизации – основа построения лучшего будущего. Такая точка зрения все чаще преобладает в ходе дискуссий о путях решения глобальных проблем человечества. Важно уяснить, чем отличаются и чем схожи эти понятия.

НА ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ – ЗНАЧИТ НА ЯЗЫКЕ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ

«Человечность» как интегрированный показатель включает в себя такие качества, как:

долг и ответственность, совесть, достоинство, доброжелательство и дружелюбие, сочувствие, терпимость, справедливость, отзывчивость, искренность, честность, доверие, великодушие, самоотверженность, подвижничество, милосердие, сострадание, любовь.

Каждое из этих понятий требует глубокого осмысления. Но особо следует подчеркнуть, что ДОЛГ и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ составляют основу Человечности в нас, и нужно осознать, в первую очередь, именно эти качества, их значение, пути их развития в процессе формирования личности.

Все качества, составляющие Человечность, формируют духовное взаимопонимание и духовное сотрудничество между людьми и целыми народами, и поэтому, так же как и другие достижения, они относятся к культурным ценностям и составляют Общее благо человечества. Поэтому их нужно осознать, беречь и культивировать, всемерно способствовать созданию условий для их развития4.

В то же время надо понимать, что у Человечности в жизни есть яростные противники:  грубость, жестокость, ложь, лицемерие – то, что препятствует продвижению человечества. Все это является отклонением от нормы. Важно отметить, что жестокость (бесчеловечность) бывает не только телесной, но и психической, и это особенно отвратительно5. В свою очередь, опасность лжи и лицемерия заключается в том, что, проявляясь как в быту, так и в общественной жизни, они, искажая действительность, не дают возможности построить четкую и правдивую картину окружающего мира и своим стремлением объединить несовместимое (например, неконтролируемые «рыночные отношения» в экономике и социальную защиту населения), способствуют образованию хаоса в человеческом сознании.

Причина этих негативных явлений – в невежестве, в нежелании познавать, в отсутствии стремления постичь законы духовной жизни, причинно-следственные связи.

Помочь молодому поколению разобраться в сложностях жизни, осознать духовную сущность вещей и явлений, уберечь от увлечения внешней, бессодержательной красотой (красивостью) и ложными истинами – в этом состоит непростая и вместе с этим благородная задача каждого педагога, преподавателя, воспитателя.

Подпись:  
 
 
«Наука, гордая своими достижениями, 
не помогает найти человечность. 
Искусство не повышает сознания – значит, в мире неблагополучно»
 
 
 
 
«Молодежь! 
Вы самые юные, самые устремленные в светлое будущее, перечтите, что писалось о сохранении Культурных Сокровищ, и продолжите нашу работу. Мы-то уйдем, но вы останетесь в жизненной борьбе и превозможете многие препоны.
Для вас, для молодых, Культурные сокровища будут истинными ценностями. Вы поймете, что эти сокровища составляют всенародное достояние. Так же как и Родина, Культура должна быть охранена, оборонена … 
Охраните!»
Снова и снова вспомним истину: созерцая Прекрасное, слушая Прекрасное, мы улучшаемся. Вся культурная сокровищница в распоряжении человека познающего. Культура как совокупность достижений в различных областях человеческой деятельности – не мертвый груз накоплений, но живой организм, полный мощной психической энергии и, наряду с природой, дающий эту жизненную силу каждому, кто устремлен к познанию и совершенствованию.

Познать себя, природу, мир путем Прекрасного можно лишь при том условии, что познающий становится соавтором с художником, мыслителем – создателем произведения, если человек умеет наблюдать и мыслить, и быть при этом благодарным. Благодарность есть великий двигатель, есть средство ускорения пути к вершинам духа. Сознавая, с какой жертвенной любовью приносят мастера культуры людям свой труд и мастерство, свои жизненные наблюдения и, понимая, какое это счастье – следить за мыслью гения и чувствовать, что ты становишься богаче, – можно ли остаться в душе неблагодарным к работе духа, поднимающего нас!

Стремясь к самосовершенствованию и поддерживая эту направленность в других, педагог помогает людям устремиться в будущее и каждый новый день приветствовать как дающий новые возможности.

Важно осознать, что решение вопроса воспитания Человечности заложено в самой основе человека, в основе его внутреннего мира, в развитии его сознания и в осознании тех преимуществ, которые дает идея сослужения Общему благу, ведущая к необходимости работы каждого по самосовершенствованию, к преобразованию собственной духовно-нравственной сферы.

Преобразить природу человека возможно лишь его неутомимой и упорной работой над собой. И начать такую деятельность нужно с осознания цели и смысла существования6, законов взаимосвязи всего сущего, тех особенностей, которые заключают в себе характер человека и его поведение, значения привычек в нашей жизни. И главное в такой работе – освобождение от старых представлений о мире, углубление и утончение сознания, изменение взглядов на жизнь, что вызвано объективной необходимостью – развитием самой жизни, утверждением новой научной парадигмы и нового подхода к изучению человека – как целостного космопланетарного явления.

«Через миропонимание и самопознание – к преобразованию себя и мира» – такова эволюционная задача человека, таков путь развития личности.

* * *

Как видим, все упомянутые выше явления тесно взаимосвязаны. Чтобы сохранить культурные ценности – необходимо обратить особое внимание на воспитание Человечности, что возможно лишь через духовно-нравственное и эстетическое совершенствование человека. В свою очередь, совершенствование невозможно без приобщения к ценностям культуры. Из этой, несколько упрощенной, но достаточно наглядной цепочки общего процесса развития человечества нельзя удалить ни один элемент, не разрушив ее.

 

Естественно, что духовные ценности человечества, выраженные в многообразном творчестве, не могут быть обсуждаемы холодно и формально. Поэтому, когда речь идет о культурных сокровищах человечества, нельзя обойти молчанием СЕРДЦЕ человеческое. На сердечном чувстве основаны лучшие человеческие отношения, дружба. Тема дружбы должна быть особенно в центре внимания при обсуждении духовных культурных ценностей среди молодежи, в детской среде.

Существует прекрасное выражение: культура умолкает там, где сердце немо.

Сердце является не только символом души  (переживаний, чувств, настроений), но и, как отмечают ученые-педагоги, главным органом мысли7. Сердечность – это искренность и простота, это мощный магнит, основа великого творчества отношений между людьми, на котором строится вся эволюция. Милосердие, сострадание являются высшим проявлением действия сердца, это – дары человеческого сердца. Если человек живет только умом, он лишен истинной культурности. Именно на сердечности, на взаимоуважении  основаны качества Человечности.

 

ЧЕЛОВЕК, БУДЬ ЧЕЛОВЕЧНЕЕ!

 

__________________________________________
 

1 Краткий философский словарь/ Под ред. д-ра филос. наук А.П. Алексеева. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Проспект, 2001. – с. 488.

2 К «массовой культуре» ученые относят такие направления и проявления, как: средства массовой информации, индустрия досуга и имиджа, система организации и стимулирования массового потребительского спроса – реклама, мода, секс-индустрия и другие формы провоцирования потребительского ажиотажа вокруг вещей, услуг и т.д., превращающая процесс безостановочного потребления социальных услуг в самоцель существования. – См. энциклопедию «Культурология. XX век» (СПб.: Университетская книга – «Алетейя», 1998, том 2, с. 22).

3 Краткий философский словарь/ Под ред. д-ра филос. наук А.П. Алексеева. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Проспект, 2001. – с. 171

4 Для начала надо знать хотя бы их определения (см. ниже)

5 Мысль человека, именно мысль, часто готова к убийству. Мало кто вдумывается в смысл заповеди – «не убий»: ведь трудно  подчас  различить, где больше убийства – в руке, в слове или в мысли.

6 Несмотря на серьезность и сложность этой темы, она занимает умы не только людей зрелого возраста, но и немалой части юношества (см. на данном сайте сочинения школьников на тему «Для чего живет человек?»).

7 Петракова Т.И. Сердечность воспитания. – «Педагогика», 2004, № 7, с.35. 

 

  Rambler's Top100

 
     

 

 © Уварова Л.И., Уваров В.И.                     E-mail: den@cultura.spb.ru            Зеркало сайта www.day-of-culture.narod.ru

 2003 - 2008

 

Hosted by uCoz