Санкт-Петербургское отделение

 Международной Лиги защиты Культуры

День единения в Культуре

 

 

     
 

Цели, задачи, формы организации   Rambler's Top100

ОСОБЕННОСТИ  

ШКОЛЬНОГО ДНЯ  КУЛЬТУРЫ

Идея проведения Дня Культуры в школах Санкт-Петербурга возникла из стремления определенной части общественности оказать помощь школьным учителям и другим педагогам  в воспитании подрастающего поколения, когда  в трудное переходное время смены эпох наше общество столкнулось со многими проблемами, в том числе и духовно-нравственного воспитания. Необходимо было найти средство, которое способствовало бы скорейшему просветлению сознания, его качественному росту, актуализации духовной активности. На одно из таких действенных средств спасения указывал в свое время Н.К. Рерих. «Мы услышим и о мировом Дне Культуры, когда во всех школах и просветительных обществах одновременно будет посвящен день осознанию национальных и мировых культурных сокровищ»1.

Опыт работы по проведению школьного Дня Культуры позволяет выделить организационные моменты, которые начинаются, как это принято, с определения цели и задач.

Целью школьного Дня Культуры является: установление традиции единения людей – творческих личностей и организаций – в деле воспитания подрастающего поколения на осно­ве Культуры как синтеза Знания и Красоты, осознания и защиты лучших достижений человеческого творчества.

В соответствии с целью Дня Культуры определяются задачи и пути их реализации, связанные с тем, чтобы способствовать:

• пониманию обществом  истинного значения Культуры –  как почитания Света (духовного начала), как единства Искусства, Науки и Религии всего священного, познавательного и прекрасного;

• осознанию значения корректирующей функции Культуры в развитии общества;

• признанию приоритетной роли духовно-нравственного и эстетического воспитания в социально-экономической политике государства и жизни общества;

• воспитанию и развитию у подрастающего поколения чувства прекрасного, утончённого, расширенного сознания, что может осуществляться путём:

– ознакомления с лучшими творениями человечества, выраженными в произведениях мирового искусства и литера­туры, в дости­жениях науки, а также в различных этических, философских, религиозных учениях;

– создания условий для широкого проявления детского и юношеского творчества;

– воспитания ответственности за сохранность и защиту культурных творений человека;

• а также способствовать объединению людей в устремлении к духовному совершенствованию, к творческому, деловому сотрудничеству.

КАК ПРОХОДИТ ЭТОТ ДЕНЬ?

Прежде всего, в такой День, по замыслу его вдохновителя,   вместо обычных уроков должны прозвучать вдохновенные  поэтические рассказы о лучших достижениях человеческого творчества, которые могут «светлой вестью зажечь молодые сердца».

Далее следует отметить, что в процессе подготовки и проведения этого Праздника используются самые разнообразные формы сотрудничества и воспитательной работы: педагогические семинары, беседы и лекции, дискуссии и диспуты; творческие и музыкальные вечера; проведение различных тематических выставок; организация конкурсов, викторин, концертов классической музыки, театральных постановок; просмотр видео- и слайдпрограмм; посещение театров, музеев; автобусные и пешеходные экскурсии по городу, области, другим регионам и т.п.

Годы практики выявили некоторые характерные черты и особенности организации этого Праздника, которые заключаются в следующем.

1. День Культуры как метод приобщения подрастающего поколения к Прекрасному, является особой формой объединения творческих сил различных социальных групп населения и, в первую очередь, педагогов, школьников и их родителей в борьбе за сохранение культурного достояния. Такое единение облагораживает и возвышает дух человеческий, несет спасение от воздействия разрушительных тенденций, имеющих место в обществе.

2. Праздник Дня Культуры проводится в один день (в данном случае – 15 апреля), что позволяет лучше объединить усилия в воспита­тельном процессе, создать атмосферу торжественности и единения людей в мыслях о Культуре, в их действенном устремлении к высшему, светлому началу.

3. День Культуры как сознательное объединение людей в защите  культурных ценностей  проходит под Знаменем Мира; это Знамя имеет на белом фоне в круге три соединенные амарантовые сферы, как символ Вечности и Единения (единство прошлого, настоящего и будущего в кольце Вечности, или: синтез искусства, науки и религии в круге общечеловеческой Культуры). Еще в 1935 году при подписании  «Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников»  Знамя Мира – Знамя Культуры – было утверждено как отличительный знак защиты культурных ценностей. (Амарантовый цвет - особый красный цвет амарантового дерева)

4. Праздник Дня Культуры не является очередным мероприятием развлечения и увеселения, но определяет день «когда  во всех школах и образовательных обществах одновременно, просвещённо напомнят об истинных сокровищах человечества, о творящем героическом энтузиазме, об улучшении и украшении жизни»2,  т.е. этот праздник   провозглашает торжество Знания, подвига и Красоты.

5. В основе Дня Культуры заложен принцип добровольности – когда все организаторы будут сами убеждены в том, «насколько нужна и жизненна программа культуры как оздоравливающее начало, как жизнедатель». Следовательно,  День Культуры не должен быть превращен, как предостерегал Н.К.Рерих, в лицемерные лжеторжества, «когда нет истинной радости, но только подделка под радость», когда нет убежденности в правильности  и крайней необходимости собственной деятельности.

6. Организационно День Культуры разделяется на два главных этапа: подготовки и проведения.  Этап подготовки может проходить в течение всего учебного года – через организацию различных мероприятий, способствующих воспитанию  у подрастающего поколения высоких эстетических чувств,   развитию художественного вкуса, углубленного понимания мира. Второй этап –  проведение самого Праздника – отличается тем, что здесь на первый план выходит особая торжественность момента: когда всех участников Праздника объединяет возвышающее чувство единства в мыслях о Культуре, в делах по защите светоносного значения Знаний и Красоты.

 

Необходимо отметить, что школьные библиотеки и музеи могут стать лучшими помощниками при подготовке Дня Культуры.

Библиотека в школе – это центр Культуры, и библиотекарь – первый вестник Красоты и Знания.

Выставки книг о Культуре и репродукций по искусству в течение учебного года – прекрасное продвижение к целям Дня Культуры.

Тематические подборки  литературы для школьников: по различным видам искусства, по отраслям науки, по истории религии, а также этических и философских учений;  выставки методических материалов по теме нового мировоззрения  для учителей –  все это неоценимая помощь педагогам и организаторам Дня Культуры в подготовке сознания детей к этому Празднику.

Заниматься воспитанием вкуса, распространением чувства Прекрасного, всеми родами искусства - вот основная задача музеев, и остается только сожалеть, что «многие живые понятия древнего мира приобрели в нашем обиходе вместо, казалось бы, заслуженного расширения, наоборот, умаление и обеднение»3.

Музей – обитель всех родов Прекрасного. И не только в смысле сохранения тех или иных образцов, но в смысле жизненного и творящего их применения. Пора уходить от ограниченного понятия Музея как хранилища, а  возвращаться к первоначальному его значению: Музейон – это прежде всего Дом  Муз, и сама школа может стать таким Музейоном.

Однако,  как  в любом большом и важном деле, при подготовке Дня Культуры могут возникнуть свои проблемы, и надо ожидать что  трудности эти сообразны размеру самого дела. Как выясняется, за последние полвека  проблемы эти мало изменились, и вот как  о них писал Н.К. Рерих в статье «Постоянная забота».

«За годы подготовительных действий наши разнообразные комитеты могли убедиться, что осознание Культурных ценностей совсем не так легко проникает в разные общественные секторы. Каждый может вспомнить, сколько раз ему пришлось сражаться за, казалось бы, самые простые соображения. Каждый с сожалением вспоминает, что даже среди интеллектуальных слоев было встречено немало враждебности и непониманий.

Таким путем и впредь нельзя обольщаться мыслью, что понимание о всенародном охранении Культурных ценностей так легко и повсеместно снизойдет... Многие будут истерически вопить о Культуре и в то же время не приложат никаких своих стараний в тех случаях, когда они могли бы что-то спасти. Будут продолжаться дни Культуры, на которых будет внешне повторяться это слово, но никаких действенных последствий не будет происходить»4.

И еще: «Если вы где-либо услышите о каких-то торжествах культуры, о праздничных днях, культуре посвященных, а затем узнаете, что на следующий день там же творилось и допускалось нечто антикультурное, то не верьте в эти торжества. Они были лишь суесловием и лжесловием. Они лишь опоганивали светлое понятие культуры. Теперь много где бывают объявленные дни культуры, на которых люди клянутся друг другу в том, что не допустят более некультурных проявлений... Как было бы хорошо, если бы все эти клятвы были искренними и неизменными... Нельзя зря или злоумышленно произносить большие слова... Необходимо вспомнить о принципах культуры и не для лжедней культуры, но для внесения ее основ в жизнь каждого дня.

Нельзя откладывать на какие-то долгие сроки истинные дни культуры.  Иначе лжеторжества могут кому-то показаться уже достаточными. Ведь одно повторение слова "культура" еще не значит основание и применение этого понятия... Также невозможно профанировать и то великое понятие, которое должно улучшить и обновить сумерки современного существования»5. 

Тому, кто хочет помочь делу культурного строительства проведением Дней Культуры, необходимо  также учитывать следующее.

 Для того, чтобы успешно начать осуществлять эту деятельность в соответствии с ее высокими целями, необходимо прежде всего проявить внимание к тем, кто будет непосредственно решать культурно-воспитательные задачи, утончая и облагора­живая дух человеческий. Как мудро изрек поэт:

«Красу не оценить неискушённым глазом -

Алмазы огранить возможно лишь алмазом».

Кто сможет утончать сознание своих воспитанников? Только тот педагог, кто сам осведомлен и опытен в деле духовного совершенствования, кто позаботился о своем духовном росте, кто владеет основами передового мировоззрения. Иначе  – неизбежна профанация  (когда великие идеи искажаются неправильным, невежественным к ним отношением, что совершенно недопустимо), иначе – может получиться, что любой выход в кинотеатр или посещение любого театрального спектакля уже будет восприниматься как выполнение задачи культурного воспитания.

Подготовка сознания детей к восприятию Прекрасного требует от самого педагога предварительной работы по собственному усвоению истинного понимания Культуры в духовном её значении – как синтеза Знания и Красоты, единства Познавательного и Прекрасного.

Практика проведения ежегодного Дня Культуры в школах Санкт-Петербурга и Ленинградской области за последние годы подтверждает, что именно так, малыми средствами, в каждодневности, можно осуществлять борьбу с воинствующим бескультурьем:

с невежеством – противопоставляя ему красоту Знания и знание о Красоте;

с пошлостью – являя юным прекрасные примеры духовного творчества;

с косноязычием – показывая, как творили великие деятели, поведав об утончённой простоте их языка, которая приходит лишь с чувством гармонии.

День Культуры как форма, объединяющая творческое участие педагогов, школьников и их родителей,  всех людей в деле культурного созидания, обладает многими ценными свойствами, среди которых:

– доступность этого средства для всех участников процесса;

вместимость по содержанию;

разнообразие форм;

– неограниченность по широте охвата;

– гибкость применения в меняющейся обстановке.

*  *  *

Многое можно сделать полезного таким путем для мира, для Культуры, дать толчок к развитию, к росту и «вовсе не надо ждать всемирного признания. Начало общего Блага и Красоты творится во всяком размере, сохраняя свой животворный потенциал»6.

___________________________

1 Знамя Мира - М: МЦР, 1995.с.68.

2 Там же, с. 106.

3 Н.К. Рерих. О Вечном. - М.: Политиздат, 1991, с. 14.

4 Знамя Мира - М: МЦР, 1995.с. 129.

5 Н.К. Рерих. О Вечном. - М.: Политиздат, 1991, с.114.

6 Знамя Мира - М: МЦР, 1995. - с. 83.

  Rambler's Top100

 
     


 

 © Уварова Л.И., Уваров В.И.                     E-mail: den@cultura.spb.ru            Зеркало сайта www.day-of-culture.narod.ru

 2003 - 2008

 

Hosted by uCoz