Санкт-Петербургское отделение

 Международной Лиги защиты Культуры

День единения в Культуре

 

 

     
 

 

Библиотекарь  – 

первый вестник Красоты и Знания  Rambler's Top100

 

(методический материал)

Составитель –  Л. Уварова,

Санкт-Петербургская Академия

 постдипломного педагогического образования

 

 

В море литературы, обрушившейся в последние годы на читателей, уберечься от мутных потоков пошлости поможет подрастающему поколению библиотекарь. Как истинный хранитель мудрости он знает, как провести ладью искателя Истины через волны безбрежного печатного океана.

*  *  *

«Никакие каталоги, никакие описания не заменят библиотекаря. Любящее слово и опытная рука производят истинное чудо просвещения. Ведь это он открывает Врата и из мертвых полок добывает сокровенное слово для просвещения ищущего духа». 

Эти теплые, задушевные слова из обращения к Конвенции библиотекарей в Нью-Йорке принадлежат выдающемуся  деятелю отечественной  и  мировой  культуры Николаю Константиновичу Рериху, высоко оценившему библиотечный труд и значение книги в жизни всего человечества. «Если мы мыслим о Культуре, это уже значит - мы мыслим и о Красоте, и о  книге как о создании прекрасном».

 

 

БИБЛИОТЕКА В ШКОЛЕ – ЭТО ЦЕНТР КУЛЬТУРЫ

 

Счастье — служить спасению  людской души.

“Зов”– «Листы сада Мории»

Старательно подобранная литература книгохранилища, 

хорошо оформленные, продуманные и систематически обновляемые выставки книг, а также репродукций по искусству – всё это может стать действенным средством - противоядием на фоне нездоровой нравственной обстановки, которая сложилась в наши дни в обществе.

 

При существующем ныне всеобщем дефиците культуры, чем можно помочь ребёнку, прежде всего?

          Библиотекарь во многом может уберечь психику детей от разрушения, если в ряду указанных действий в своей повседневной работе он не упустит из виду Заветы мудрых о воспитании:

– научить ребёнка любить книгу,

– приобщить его к красоте и гармонии,

– научить наблюдательности в процессе чтения,

в общении с  людьми, а  также при созерцании произведений искусства –

         

  – в этом роль библиотекаря в педагогическом процессе школы, в духовном воспитании детей   н е о ц е н и м а .

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕМАТИЧЕСКИХ ВЫСТАВОК И ЗАЩИТА КУЛЬТУРЫ

 

Огромную воспитательную роль (исходя из значения слова “вос-питание” как питания духовно возвышенным) в педагогическом процессе, в библиотечной деятельности играют тематические подборки литературы по различным областям знаний.

Книжные выставки:

 по истории своего народа,

 по истории других государств;

литература  по искусству:

архитектуре, живописи, скульптуре, графике,

          декоративно-прикладному и монументальному искусству,

          по музыке, хореографии,

театральному искусству,

                      теле-, кино-, фото- и техническому искусству;

книги по мифологии

знакомство с древними мифами и сказаниями  разных народов и эпох

– все это внесёт весомый вклад в повышение культуры и общее развитие школьников.

 

Имеющаяся в фонде литература по истории мировых религий

христианству, буддизму, исламу –

с правильной подачей материала, (т.е. без противопоставления их друг другу и с учётом возрастной подготовки детей, подростков, юношества)

– также будет способствовать развитию мышления подрастающего поколения.

 

Выставки книг  и  литературы:

по философии  (справочного характера)

и этике,

психологии (темы развития личности и семейный аспект),

по различным отраслям науки

(увлекательные рассказы о жизни ученых, о научных открытиях и изобретениях),

по истории науки и искусства,

 

 а также книги о подвигах и героизме

– всё это несомненно будет способствовать развитию сознания молодых людей,  активизации их мышления и познавательной инициативы, самостоятельному осмыслению ими роли Красоты и Знания в жизни.

Такая деятельность явится в определенной степени защитой детей от всего безобразного и уродливого в окружающем мире, от невежества и расплодившейся пошлости, защитой самой Культуры от забвения и разрушения.

В то же время, формируя мировоззрение детей, самому  библиотекарю необходимо позаботиться о собственной педагогической культуре и, в первую очередь, о культуре мышления, о соответствии своего сознания новому мировоззрению.

 

Примечание.

Сущность нового мировоззрения сводится к осознанию человеком действия всеобщих законов мироздания, к пониманию значения мощи и качества мысли и ответственности людей, в связи с этим, друг перед другом, перед природой и мирозданием.

(Подробнее об этом – в изданиях Международного Центра Рерихов, а также см : Педагогический вестник “Три ключа”. – М., МЦР, Издат. Дом Шалвы Амонашвили, 1997-2003)

 

НЕСУЩИЕ СВЕТ

 

В наши дни на страницах научных изданий все чаще можно встретить суждение ученых о неминуемости вступления человеческого общества в новую эпоху – провозглашения верховного главенства Культуры.

Отмечается. в частности, (см. А. Ахиезер  «Специфика исторического опыта России.» – ж. «Pro et contra», т. 5,  № 4,  2001, с.212), что в развитии методологии общественных наук происходят важнейшие изменения; они – в приоритетном развитии общекультурных компонентов содержания образования, в повороте к Культуре, ее логике и содержанию как объяснительному принципу  общественных явлений.

В связи с этим, нынешнее понимание культуры требует пересмотра привычных понятий, обращения к самим основам.

В ключевых понятиях Культуры, в единстве Познавательного и Прекрасного, заключенного в духовном понимании науки и искусства  – в этимологическом и смысловом значении Знания и Красоты заложены понятия света и огня, как и в самом слове «культура» (“культ” – почитание, “ур” – огонь, свет).

Поэтому Культура, Знание и Красота, их свет, их правильное понимание (согласно внутреннему, духовному содержанию) есть спасение от многих недугов общества, от тьмы невежества, грубости и жестокости, захлестнувших человечество на пороге нового тысячелетия.

В этом принципиально новом подходе формируется новое мировоззрение.

 

 

ПОМОЖЕМ ДЕТЯМ ОСОЗНАТЬ ПРЕКРАСНОЕ

 

Вместо “здесь и сейчас”

позаботимся о том, что

 “везде и всегда”.

«Тверди: к р а с о т а, даже со слезами, пока дойдешь до назначенного».

“Произнесший Красота спасен будет”

(Учение Живой Этики)

 

Повсюду и всегда люди стремились к Красоте.

“Без способности переживания красоты природы или искусственно созданного, а также суждений о красоте и оценки её проявлений невозможно полноценное существование человека как личности.  

Красота обнаруживает себя в определённой гармонической взаимосвязи. Человек творит не только по законам потребности и пользы, но и по законам Красоты.

            Красота, как и доброта, благородство, достоинство – вечные понятия.

Восприятие красоты свободно от корыстных соображений. Она определяется взаимоотношением различных компонентов явлений, их пропорциями,  ритмом, взаимосвязью частей и целого.

            Ощущение гармонии доставляет светлую радость переживания Красоты”. (Словарь “Эстетика”)

 

Примечание:   данное определение как цитата, красиво оформленная, вполне может украсить любой читальный зал.

 

 

ОТ ПОШЛОСТИ – К ПРЕКРАСНОМУ

ПО ПУТИ УТОНЧЁННОГО ВОСПРИЯТИЯ МИРА

 

 

Нужно остановить каждый 

росток пошлости

 

Грубость, натурализм, невежество, пошлость – эти понятия  тесно взаимосвязаны.

 

             Из толкового Словаря русского языка: пошлый – значит низкий в нравственном отношении, безвкусно-грубый.

Этому противостоит:

утончённое, расширенное сознание, изящество и красота.

 

            “Изучение закона есть благородное дело, если оно соединяется с каким-либо искусством. Занятие ими отвлекает нас от греха. Всякое же занятие, не сопровожденное художеством, ни к чему не приводит”. Так гласит восточная мудрость.

Что значит “учить художеству”? – значит воспитывать у человека хороший вкус, чувство и понимание изящного, красивого.

Согласно научному определению, вкус эстетический – это способность человека воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного.

Хороший вкус это способность получать наслаждение от подлинно прекрасного и эмоционально отвергать безобразное, а  также это потребность воспринимать, переживать, создавать красоту в труде, в поведении, в быту, в искусстве” (Словарь “Эстетика”).

 

Воспитание, утончение чувств  (которое должно идти впереди воспитания ума, что принципиально важно в педагогике) – это понятие, включающее в себя процесс тонкого и острого восприятия окружающего мира, оно включает в себя также и умение изящной передачи своих чувств.

Процессу утончения во многом способствует развитие наблюдательности.

Помогая ребёнку обострить наблюдательность в процессе чтения, - отмечая вместе с ним нюансы в тексте, обращая его внимание на ключевые слова и оттенки в значении слов, - этим во многом способствуем расширению его сознания, воспитанию культуры чувств и мышления. Обратить внимание на доброе,  восхититься вместе с ним изящностью выражения мыслей…

 

            Само слово “изящество” означает мастерство, искусную деятельность; виртуозность, лёгкость, тонкость исполнения.       Выражается оно в точно найденной  мере,  в сочетании изысканности с простотой, лаконичностью, в воплощении совершенного художественного вкуса.

 

            Об истине лаконичных утверждений:

            “Величайшее из всех искусств – искусство недосказанного”.

“Одно убедительно выраженное красочное слово стоит десяти тщательно подобранных, но слабых, туманных фраз”        

(Святослав Рерих. “Свет искусства”. – М.: МЦР, 1994, с. 26)

 

 

*  *  *

ДЕТЯМ О КНИГЕ

 

(Эти высказывания украсят читальный зал*)

 

 

Книги делаются из книг. (Вольтер)

 

Ищите людей, разговор с которыми стоил бы хорошей книги, и книг, чтение которых стоило бы разговора с философами. (П. Буаст)

 

Много есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех людей, которые умеют их читать. Умение читать хорошие книги вовсе не равносильно знанию грамоты. (А. Герцен)

 

Какой прок в книге тому, кто не обладает собственным умом? Разве зеркало - в помощь слепому? (Индийское изречение)

 

Некоторые ценят книги по их объёму, точно написаны они для упражнения рук, а не ума. (Б. Грасиан)

 

Книга - это зеркало. И если в него смотрится обезьяна, то из него не может выглянуть лик апостола (Г. Лихтенберг)

 

Чтение хороших книг открывает нам затаённые в нашей собственной душе мысли. (П. Пьермон)

 

С книгами бывает то же самое, что с девицами. Самые лучшие, самые достойные залёживаются. Но, в конце концов, является человек, оценивший их и извлекающий их из мрака неизвестности  к свету прекрасной деятельности. (Л. Фейербах)

 

Дурные книги также могут испортить нас, как и дурные товарищи. (Г. Филдинг)

 

Писание толстых книг нужно предоставить учёным. Чтобы совершить полёт через века, книга должна быть лёгкой. Ведь многое можно сказать и на немногих страницах. (А. Франс)

 

 

О ЧТЕНИИ

 

Читать не размышляя всё равно, что есть и не переваривать.(Э. Борк)

 

Чем более читаете не размышляя, тем более уверяете, что много знаете,

а чем более размышляете читая, тем яснее видите, что знаете ещё очень мало. (Вольтер)

 

Читай не только книги, но и людей, и особенно себя самого. (Ф. Кворль)

 

Есть очень много людей, которые читают только для того, чтобы не думать. (Г. Лихтенберг)

 

Люди так мало запоминают из того, что они читают, потому что они слишком мало думают сами. (Г. Лихтенберг)

 

Чтение для ума – то же, что упражнение для тела. (Р. Стиль)

 

(*См. :  Энциклопедия мысли. /Сост. Азарьев О. и  др.–

Симферополь, 1996, с.222-225, 633-635)

 

 

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

*  *  *

ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА

 

Платон о Прекрасном:

 

Ø Высшая красота достигается путем соединения внешней красоты с внутренней

 

Ø Чувство порядка и меры, пропорции является свидетельством  "родства с богами" человека

 

Ø Мера и пропорция потому имеют такое решающее значение для красоты вещей,

что они придают им единство

 

Людям присуще врожденное и неизменное ощущение прекрасного, гармонии, ритма  – только это ощущение и может быть их критерием

 

Ø Не все, что нам нравится, является в действительности прекрасным

 

Ø Любовь к прекрасному есть восхождение

 

Ø Духовная красота есть красота высшая

 

Ø Красота--  безусловна и безотносительна, не зависит от условий пространства и времени,

                   не оскудевающая, себе тождественная, неизменная, не возникающая и не гибнущая

*  *  *

 

ПЛАТОН понимал Прекрасное не только как одну эстетическую красоту, но и как красоту моральную.

 

ПЛАТОН полагал, что перед художником (а может быть, и перед каждой творческой личностью) стоит только одна задача:

Ø                         открыть и воспроизвести ту единственную форму, которая присуща каждой вещи.

 Любое отклонение от совершенства этой формы представляет собой ошибку, фальшь, вину

 

( см.: Платон. Собр. соч. в 4 т. – М.: Мысль, 1994 )

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

*  *  *

УЧЕНИЕ ЖИВОЙ ЭТИКИ  О  КРАСОТЕ

 

Ö  Нрав русского народа просветит красота духа.

 

Ö  Произнесший КРАСОТА — спасен будет.

 

Ö  Через красоту имеете Свет.

 

Ö     Слушать Прекрасное и смотреть на Прекрасное - значит улучшаться.

 

Ö  Неверно сказать: ”Красота спасет мир”, — правильнее сказать:  ”Сознание Красоты спасет мир”.

 

Ö  Если бы сердца людей были наполнены красотой,  не был бы нужен подвиг,  но темных так много.

 

Ö  Без путей красоты не может быть образования.

 

Ö  Сделайте усилие дать беседам красоту, простоту и чистоту.

 

Ö  Из  обычного  можно  извлечь  искры  красоты.

 

Ö  Чистая мысль, напитанная красотою, указывает путь к истине.

 

Ö  Путь Красоты сокращает дорогу.

 

 

*  *  *

 

Н.К.Рерих

ЛЮБИТЕ КНИГУ

 

Среди искусств, украшающих и тем улучшающих жизнь нашу, одним из самых древних и выразительных является искусство книги.

Что заставляло с самых древних времен начертаний придавать клинописи, иероглифам, магическим китайским знакам и всем многоцветным манускриптам такой изысканный, заботливый вид?

          Это бережное любовное отношение, конечно, возникало из сознания важного запечатления. Лучшее знание, лучшие силы полагались на творение этих замечательных памятников, которые справедливо занимают место наряду с высшими творческими произведениями.

Не только в утонченных изданиях 17-го и 18-го веков, но и во многих современных нам, были охранены высокие традиции утонченного вкуса.

И качество бумаги, и изысканная внушительность шрифтов, привлекательное расположение предложений, ценность заставок, наконец, фундаментальный крепкий доспех украшенного переплета делали книгу настоящим сокровищем дома...

Глаз и сердце человеческое ищут Красоту.  Будет ли эта красота в черте, в расположении пятен текста, в зовущих заставках и в утверждающих концовках,- весь этот сложный, требующий вдумчивости комплекс книги является истинным творчеством.

Только невежды могут думать, что напечатать книгу легко... Имя редактора и издателя хорошей книги является действительно почитаемым именем. Это он, вдумчивый работник, дает нам возможности не только ознакомиться, но и сохранить как истинную драгоценность искры духа человеческого.

Книга остается как бы живым организмом. Ее внешность скажет вам всю сущность редактора и прочих участников...  Мы будем глубоко почитать издателя - художника своего дела. Но и он может ждать от нас, чтобы мы любили книгу. Иногда, под руководством современных декораторов, не находится места для книжных шкафов. В некоторых очень зажиточных домах нам приходилось видеть вделанные в стену полки с фальшивыми книгами. Можете себе представить все потрясающее лицемерие владельца этих пустых переплетов....

Но ведь существуют же и поныне издания прекрасные, даже недорогие, но чудесные своею простотою, своею продуманною внушительностью.

Существуют и нарождаются и прирожденные библиофилы, которые самоотверженно собирают лучшие запечатленные знаки человеческих восхождений...

 

Финансовые кризисы обычно больше всего отражаются на способах и на качестве просвещения, это печально, но это так, точно бы в силу материального кризиса кто-то получает индульгенцию на невежество и одичание.

 Именно теперь мир переживает незапамятный, глубоко внедрившийся материальный кризис... Кризис веры в возможность светлого будущего.

Главным образом это происходит оттого, что уже многие поколения приучаются верить, что руководящая мощь Мира лишь в золотой валюте. Но, призывая на помощь всю историю человечества, мы знаем, что это не так.

Не будем еще раз повторять, что истинная валюта есть валюта духовных ценностей.

Источниками этих ценностей несомненно остаются книги, на разных языках приносящие единый язык духа...

 

Наверное именно сейчас нам нужно помыслить о книге.

Даже среди стесненного нашего обихода нужно найти место,  достойное истинным сокровищам каждого дома. Нужно найти и лучшую улыбку тем, кто собирает лучшие книги,

утончая качеством их сознание свое.

Неотложно нужно ободрить истинное сотрудничество вокруг книги и опять внести ее

в красный – прекрасный угол жилища нашего.

Как же сделать это? Как же достучаться до сердец остеклившихся или замасленных?

Но если мы мыслим о Культуре, это уже значит - мы мыслим и о Красоте,  и о книге  как о создании прекрасном.

 

В далеких тибетских домах, в углу священном, хранятся резные доски для

печатания книг. Хозяин дома, показав вам драгоценности свои, непременно поведет

вас и к этому почитаемому углу, и со справедливой гордостью будет показывать вам

и эти откровения духа.

... На Востоке самым благородным подарком считается книга.

 

Если мы скажем друзьям нашим:

“Любите книгу”,

“Любите книгу всем сердцем вашим” и почитайте сокровищем вашим, то в этом древнем завете мы выразим и то, что настоятельно нужно в наши дни, когда ум человеческий обращается

так ревностно к поискам о Культуре.

Любите книгу!

Кто-то, не знающий действительного положения, спросит: “Почему нас сейчас

призывают любить и защищать книгу, когда шкафы библиотек ломятся от ежегодных печатных поступлений?”

Скажем ему: “Мы не говорим о числе печатных поступлений, мы говорим о «любви к книге»”. Кто знает, может быть, этот неисчисляемый поток печатной бумаги, в свою очередь, смутил народное представление о книге как об истинной ценности.

Не только каждый библиотекарь, но даже вдумчивый продавец книг скажет вам,

что любовь к книге, как к таковой, сильно поколебалась и рассеялась. Так же как во многих других областях произошло распыление и обезличение.

Каждый близко стоящий к книжному делу, конечно, согласится с нами и признает,

что настало время неотложно подумать опять о достоинстве книги.

 

Книга, как в древности говорили, - река мудрости, напояющая мир!

Книга, выхода которой еще недавно с трепетом ожидали

и берегли наилучшее ее издание.

Все это священное рвение библиофилов,  - оно не есть фанатизм и суеверие, нет,

в нем выражается одно из самых ценнейших стремлений человечества,

объединяющее Красоту и Знание.

О достоинстве книги именно сейчас пробил час подумать.

Не излишне, не по догме, но по неотложной надобности твердим сейчас:

 

Любите книгу!

 

 

(Н.К. Рерих. Твердыня пламенная.

–Рига, Виеда, 1991, с.93-97 )

---------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

Н.К. Рерих

СОКРОВИЩЕ ДОМА

 

Выдержки из Обращения к Конвенции библиотекарей (Нью-Йорк, 1930)

 

* Красота и Знание являются основами всей культуры и именно они меняют всю историю человечества.

 

* Закрепление знания происходит в тишине дома.

 

* Истинная книга не может быть прочтена лишь однажды. Как магические знаки, истина и красота книги впитываются постепенно.

 

* Истинное восхождение знания совершается в часы молчания, в одиночестве, когда мы можем сосредоточить всю нашу познавательную сущность на истинном значении писаний.

 

* Книги являются истинными друзьями человечества. Каждое мыслящее существо обязано иметь эти благородные ценности.

 

* Князю Ярославу Мудрому, тому, который украсил Киев прекрасными памятниками романского стиля, приписывают слова о книгах: «Книги суть реки, напояющие благодатью всю Вселенную».

 

 

* * *

 

Стульгинский С.В.

 

О КРАСОТЕ И ИСКУССТВЕ

 

Красота - это мощная самодовлеющая сила, которая действует облагораживающим и умиротворяющим образом на все живущее.

Красота вызывает в человеке высокие эмоции и светлые порывы.

Красота является самым могущественным фактором совершенствования человечества. Благотворно влияние красоты на нравственное развитие человечества. Дорога в мир нравственного идет через мир прекрасного. Прекрасное преображает человека и возвышает его.

Чудо луча  красоты  в  украшении жизни поднимет человечество. Достоевский сказал: "Красота спасет мир". Но правильнее сказать - СОЗНАНИЕ КРАСОТЫ СПАСЕТ МИР.

 Не может смущаться идущий сознанием красоты. Можно научиться чуять себя вне пошлой обыденности и приобщиться духом к явленному миру красоты.

Из чувства Прекрасного рождается благородство духа.

В новом веке человек будет чутким к Красоте. Что может найти лучшую оправу для преданности, для устремленности, для неутомимости, нежели красота?

Но всякий принимает красоту по своему сознанию и развитию. Чем больше человек развит, тем более красоты замечает он.

Развитие способности видеть красоту есть необходимое условие эволюции.

Надо развивать восприятие музыки, восприятие красоты звука. Нужно избирать хорошую музыку, она собирает наши чувства. Ритм укрепляет ум. Ритм есть породитель сотрудничества. Ритм зажигает общие огни, помогает избежать раздражения и разъединения, утверждает одинаковое устремление.

Можно привыкнуть пользоваться искусством как конденсацией сил. Не только возвышение деятельности, но и обострение сил дает произведение красоты. Но это положение надо принять сознательно и научиться пользоваться эманациями творчества. Стремление к красоте и восхищение о прекрасном мощно воздействует на накопление энергии.

Не только художники, посвятившие себя искусству, но все люди должны посылать свои думы о творчестве.

Пусть досуг наполнится творчеством, и пусть народ поет. В хорах заключается великая сила гармонии.

Помимо красоты, даваемой человеку Природой, существует красота, которая дается посредством искусства. Искусство имеет целью ввести в обиход человеческой жизни часть божественной красоты, которая существует в природе.

Через искусство, которое творит красоту, имеем Свет. Задача искусства – приблизить человека к пониманию красоты. Искусство во всех его проявлениях и во всех его формах, всегда будет началом духовным, будящим стремление к красоте, к Высшему – и в этом его главное и величайшее значение.

Творения искусства преображают человека. Искусство должно служить возвышению сознания. Произведения искусства должны стать доступны всем и каждому. Для всех должны быть открыты врата священного источника.

 

 

(Из книги: Стульгинский С.Г. «Введение в Агни Йогу».

Новосибирск, 1997 – 192 с.)

 

Санкт-Петербург, 2003

  Rambler's Top100

 
     

 

 © Уварова Л.И., Уваров В.И.                     E-mail: den@cultura.spb.ru            Зеркало сайта www.day-of-culture.narod.ru

 2003 - 2008

 

Hosted by uCoz