Санкт-Петербургское отделение

 Международной Лиги защиты Культуры

День единения в Культуре

 

 

     
 

 

Методические рекомендации педагогам  Rambler's Top100

для бесед по теме патриотического воспитания

 

                          Содержание:

1. «РОДИНА В СИЯНИИ ПОДВИГА И КРАСОТЫ»

2. Вопросы для бесед с учащимися.

3. ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 «РОДИНА В СИЯНИИ ПОДВИГА И КРАСОТЫ»

 

Любовь к Родине одно из основных положений в педагогике, формирующих мировоззрение учащихся; принцип патриотизма – нравственная и содержательная основа построения жизни в обществе.

*   *   *

Человек у порога Нового Мира.

И в этот Новый Мир со старым сознанием не войти.

 

В последние годы жизнь нас заставила переосмыслить многое, пересмотреть заново всю систему фундаментальных понятий, этических ценностей, взглянуть на привычные представления по-новому. Становится очевидным, что игнорирование духовно-этических основ человеческого существования приводит общество к хаосу и деградации, и это ставит в необходимость обратить внимание на укрепление в сознании людей нравственных принципов.

Одним из таких важнейших положений, на которые опирается здание общественной жизни, является патриотизм – любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу. Органично переплетаясь с принципом гуманизма, лежащим в основе педагогической деятельности, патриотизм, как и другие моральные принципы, выражает выработанные в моральном сознании общества требования, касающиеся назначения человека,  смысла его жизни и характера взаимоотношений между людьми.

Наряду с другими моральными принципами, принцип патриотизма, его действие, отображает состояние духовной культуры определенной страны или ее народа, а также каждого отдельного человека.

Как отмечают исследователи, историческое достоинство народа и отдельного человека измеряется его культурой, его любовью к Родине, его мужеством и честностью перед собственной историей. Для нормального духовного и материального развития любого народа необходимо условие, когда его развитие должно соответствовать характеру этого народа, национальной культуре и той  самобытности, которая сложилась в течение многих веков его истории1.

С этико-гуманистической точки зрения значение патриотизма обусловлено тем, что он является одной из форм соподчинения личных и общественных интересов, единения человека и общества.

Как социально-политический и нравственный принцип, патриотизм характеризует отношения людей к своей стране, которое проявляется в определенном образе действий и сложном  комплексе  общественных  чувств, обычно  называемом  любовью к Родине:

– в заботе об интересах страны и готовности ради нее к самопожертвованию;

– в гордости за  социальные и культурные достижениями родной страны, а также в горечи за ее неудачи и беды;

– в сочувствии к страданиям народа и отрицательном отношении к порокам общества;

 - в уважении к историческому прошлому Родины, бережном отношении к народной памяти, национальной культуре и традициям2.

Родина, Народ, Природа слова одного корня, так же как   родной, родители, родник, прирожденный, порода ... Все это   взаимосвязанные понятия, поскольку само слово и корень «род» уже означает нечто объединяющее, некое единство, единый источник.

Мало кто осознает, что человек не случайно рождается в определенном месте – сама Природа предопределяет его появление в данной стране. «Вы пришли сюда выполнить свой великий долг», сказано мудрыми о Родине и  предназначении человека.

Неправильно будет считать, что любовь к Родине  будет чувством узким и несовершенным. Можно знать несовершенство дел на Родине, но, тем не менее, любовь и устремление к ней не уменьшится. Любить Родину - значит помнить о ней и заботиться о ее достоинстве. Из этого не следует, что такой человек окажется чем-то связанным – он может любить все человечество, путешествовать по всему миру и жить в любой стране, но он будет знать, что служит Родине, и для нее он приложит свои лучшие силы.

Но такая задача будет трудна человеку, если в основание своей жизни он положит неверные ценности. Пословица: «Где хорошо, там и родина» - цинична. Сводить понятие Родины до ограниченно-обывательского понимания, снижая саму идею достоинства, значит опуститься до вульгарности,  пошлого образа мышления и такого же образа жизни.

Умалять,  отвергать и очернять свое родное - атрибут низкой культуры. Отказаться от Родины, от служения ей – значит потерять свое достоинство.

Без любви к Родине нет Культуры, и небрежение к Родине есть прежде всего некультурность.

Культура есть средоточие всех человеческих сокровищ; в самом же человеке духовным средоточием его культуры является сердце. Не зря говорится: «Культура умолкает там, где сердце немо». И только жестокосердный человек может сказать: не думай о Родине. Ничто не зажжет так огонь сердца, как любовь. Любовь есть сострадание, есть высшее проявление человеческих чувств,  и оно предполагает бескорыстие и самоотдачу. Любовь зовет к творчеству, и человек свои лучшие творения несет и посвящает Родине.

Любить Родину, - писал наш знаменитый соотечественник Николай Константинович Рерих, – значит любить свой народ и все народы нашей необъятной Родины. Эта любовь научит полюбить все человечество. Но чтобы полюбить Родину, надо познать   ее. Познавание же других стран  снова приводит нас к мысли о Родине, ко всем ее несказуемым сокровищам.

Действительно, уважая другие народы и изучая их культуру, человек лучше познает свою. Любое  ограничение приводит лишь к узости мышления и неизбежной деградации.

Любовь к Родине, как и само священное понятие Любви, сокровенно, а о нем, свято хранимом и тайном, казалось бы, говорить не принято.

«Разве можно говорить о ней? Она - как живая тайна: ею можно жить, о ней можно вздыхать, ей можно молиться; и, не постигая ее, блюсти ее в себе; и благодарить Творца за это счастье; и молчать...»

Так  писал о Родине видный русский философ И.А. Ильин; он же продолжил:

 «...Но о дарах ее; о том, что она дала нам, что открыла; о том, что делает нас русскими; о том, что есть душа нашей души; о своеобразии нашего духа и опыта; о том, что смутно чуют в нас и не осмысливают другие народы - да будет сказано в благословении и тишине»3.

Человек с детства должен знать свое, родное - исследовать, изучать, вникать и постигать - и черты характера своего народа, и все, что характерно для родной земли,  ее особенность, ее самобытность. Близкое по духу и постигается легче. И тогда постигнутое может послужить не только для собственного духовного обогащения, но поможет расширить представление о разнообразии  мира и многим людям из  других стран.

Но постижение не будет полным без осознания Красоты. Помочь детям увидеть красоту родной природы, постичь прекрасные черты  души своего народа и его духовное богатство... Увидеть красоту произведений творчества, созданных лучшими деятелями страны, - это значит заложить основы Культуры, дать нравственные ориентиры молодому поколению,  и это  значит - указать на красоту подвига.

«Жизнь бесталанна без героя», - говорится в пословице. Сколько их, подвижников и национальных героев, которые во имя процветания Родины, самоотверженно трудились и боролись за Истину, шли на подвиг и проявляли истинный героизм!

Пусть дети получат задание найти в энциклопедиях и справочниках, собрать в литературе и в жизни эти лучшие  имена: от сказочных героев и героев преданий, до духовных водителей, правителей и просветителей, древних и  современных подвижников науки и  искусства - философов и ученых, художников, композиторов, деятелей искусства и науки, отметят имена самоотверженных общественных и религиозных деятелей, способствовавших расцвету отечественной мысли, развитию народного духа, внесших вклад в мировую Культуру.

Примечание.

Из Словаря по Этике:   подвиг  - поступок, требующий от человека предельного напряжения воли и сил, связанный с преодолением необычных трудностей,  общественно-полезный результат которого превосходит по своим масштабам результаты обычных действий. Героизм  - особая форма человеческого поведения, которая в нравственном отношении представляет собой подвиг. 

Герой  - отдельная личность или группа людей, или нация, которая берет на себя решение исключительной по своим масштабам и трудности задачи, возлагает на себя большую меру ответственности и обязанностей, чем предъявляется к людям в обычных условиях общепринятыми нормами поведения, преодолевает в связи с этим особые препятствия.

Непереводимое, многозначительное русское слово «подвиг»... Ни один европейский язык не имеет слова хотя бы приблизительного значения. Это слово означает больше, чем движение вперед, – это бесконечная и неустанная работа на общее благо, и она имеет результатом громадный прогресс.  Это и дало России ее великолепных героев. Великие дела совершаются без шума, они скромно творятся на пользу человечества. Подвиг создает и накопляет добро, делает жизнь лучше, развивает гуманность. Множество героев есть повсюду. Все они трудятся, все они вечно учатся и двигают вперед истинную культуру. «Подвиг» означает не только  движение, но и терпение, и знание4.

«Жизнь героя ведет человечество», гласит мудрость.

 Можно предложить детям самим составить Календарь памятных дат, где будут отмечены все светлые Дни великих подвигов - они,  как цветы весенние,  могут обновлять сознание.

«Там,   где  понятие героя является чем-то смешным и даже неприличным -    там разложение. По этому признаку можно судить о дряхлости нации. Научимся ценить своих великих людей, выражающих национальный гений. Пусть проснется в нас национальное достоинство, без которого нет истинного патриотизма»5.

 Умение видеть красоту  научит терпимости и поможет определить  м е р у  проявления чувств именно в том случае, когда гордость и национальное достоинство рискуют переродиться в национализм.

Но, как отмечают мудрые, там, где сильна сущность народа, там нечего беспокоиться об угрозе подражания или обезличивания – здоровый организм переварит все новое и даст свое выражение души своего народа.

 Не только на Истории и Обществоведении, но сквозь все уроки может проходить тема красоты подвига и любви к Родине, к ее героям и ее культуре.

В каждом предметном цикле есть возможность обратить внимание учащихся на достижения своей Родины в данной конкретной науке или  в данном виде искусства, отметить имена соотечественников.

Такие уроки, являя сплав Любви, Красоты и Знания, есть воспитывающее обучение.

 

_______________________________

1 Шапошникова Л.В. Мудрость веков. –  М.: МЦР, 1996, с. 458-461.

2 Российская Педагогическая Энциклопедия. Том 2 – М.: 1999, с. 109  Словарь по этике. Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. Изд. 6-е. М.: 1989, с. 244.

3 Ильин И.А. О России. –  Собр. соч. в 10 т. Том 6, кн. 2 - М.: Русск. книга, 1996, с. 8 - 9.   

4 Рерих Н.К. О Вечном… – М.: Политиздат, 1991, с. 353.

5 Письма Елены Рерих. – Новосибирск, Вико, 1992 – т. 1, с. 194.

 

 

 

в начало страницы

Вопросы для бесед с учащимися:

 

1.  Чем отличаются понятия “подвиг” и “риск  ради собственного благополучия”?

2.  Кто является антиподом героя?

3.  Какие чувства и какие качества формируют готовность к подвигу?

(любовь к тому, ради кого или ради чего совершается подвиг;

ответственность; самоотверженность;

стремление к справедливости и общему благу;

честность;

убежденность)

4. Из чего рождается мужество?

(- умение контролировать свои импульсивные порывы,

- способность действовать решительно и целесообразно в сложной, опасной обстановке,

- преодоление чувства страха и неуверенности,

- умение мобилизовать все силы на достижение цели)

5.             Какие качества формируют мужество?

(бесстрашие, терпение, решительность, целеустремленность, твердость, внутреннее равновесие, сострадание, преданность и т.п.)

 

Можно вынести на обсуждение с учащимися вопрос о том, как они поступят при различных опасностях.

При этом не следует требовать, чтобы дети немедленно проявили находчивость, но можно довести их постоянным обучением познания жизни до мужественных решений.

Такое соревнование в находчивости будет хорошим упражнением.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

      

       Слишком много желающих так или иначе мешать или унизить нашу великую Родину, именно великую во многих отношениях,  несмотря ни на что. Но времена изменчивы, и Чертог Небывалый заповедан,  ибо одна лишь наша Родина держит равновесие мира. Если бы она сейчас распалась,  то гибель всего мира неминуема.  

(Е.И. Рерих. Письма.17.12.36)

.

 

в начало страницы

Николай Рерих

РОССИЯ

(Письмо Вс. Иванову)

 

Начальные главы Вашей работы догнали меня уже в монгольской пустыне. Хотя знаю, что эта моя весточка дойдет до Вас не скоро, но все же не могу не написать Вам. Уж больно глубоко и правильно чуете Вы Россию. Мало где встречались мне определения, подобные Вашим. В яркой мозаике Вы сложили многообразный лик великой России. И сложили этот лик в дружелюбии ко всем частям его. Именно прошли по вехам добрым. Лишь добрые знаки отмечают путь верный.

Вы говорите: "Россия не только государство... Она – сверхгосударство, океан, стихия, которая еще не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега. Не засверкала еще в отточенных и ограненных понятиях, в своем своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз. Она вся еще в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных органических возможностях.

Россия – это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев – Запад и Восток.

Россия – это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия – меховая щетина бесконечных лесов, ковры лугов, ветреных и цветущих.

Россия – это бесконечные снега, над которыми поют мертвые, серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными веснами выходят темные фиалки, синие подснежники. Россия – страна развертывающегося индустриализма, нового, невиданного на земле типа, неопределенного пока...

Россия – страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые до времени таятся в ее глухих недрах.

Россия – не единая раса, и в этом ее сила. Россия – это объединение рас, объединение народов, говорящих на сто сорока языках, это свободная соборность, единство в разности, полихромия, полифония.

Россия – не только страна мгновенного настоящего. Она – страна великого прошлого, с которым держит неразрывную связь. В ее березовых солнечных рощах по сей день правятся богослужения древним богам. В ее окраинных лесах до сей поры шумят священные дубы, кедры, украшенные трепещущими лоскутками. И перед ними стоят бедные, глиняные чашки с кашей - жертвой. Над ее степями плачут жалейки в честь древних божеств и героев.

Россия есть страна византийских куполов, звона и синего ладана, которые несутся из великой и угасшей наследницы Рима – Византии, второго Рима. И придают России неслыханную красоту, запечатленную в русском искусстве.

Россия – могучий, хрустальный водопад, дугою вьющийся из бездны времени в бездну времен, неохваченный доселе морозом узкого опыта, сверкающий на солнце радугами сознания, гудящий на весь мир кругом могучим утверждением всеславянского бытия.

Россия грандиозна. Неповторяема. Россия – полярна.

Россия – мессия новых времен.

Россия – единственная страна в мире, которая величайшим праздником своим славит праздник утверждения жизни, праздник воскресения из мертвых, радуясь заре весеннего расцвеченного дня, с огнями крестных ходов под утренним яхонтовым, парчовым, заревым небом".

Не странно ли, что в письме к Вам выписываю Ваши же слова. Но слова эти так верны, так душевны, так красивы, что просто хочется в них еще раз пережить запечатленные в них образы. Ведь их нужно не только знать, их нужно полюбить.

Чем больше мы всеми звуками и красками, всеми иероглифами бытия их запечатлеем, тем больше будет явлено правды, а ведь это так нужно. Так спешно нужно.

…Вы правильно поминаете и нападки на все национальное. Между тем именно этим-то, национальным русским, искусство России было так оценено на Западе. Казалось бы, этот яркий, всем известный пример должен быть достаточным укором для всех тех, кто пытался свернуть мощную реку русского творчества в чуждое ей русло. Правильно Вы понимаете слова Стасова: "Всякий народ должен иметь свое собственное, национальное искусство, а не плестись в хвосте других, по проторенным колеям, по чьей-либо указке".

В этих словах вовсе не было осуждения иноземного творчества. Для этого Стасов был достаточно культурный человек; но как чуткий критик он понимал, что русская сущность будет оценена тем глубже, если она выявится в своих прекрасных образах. А сколько прекраснейших и глубочайших образов дает Россия. Сказанное и несказанное, писанное и неписанное, как в старинных синодиках, остаются неизреченными образы величественные. В этой еще несказанности и заключается та скрытая народная, та чаша неотпитая, о которой и Вы так сердечно чуете… Спасибо за Ваше слово о России, которая мне так по сердцу.

1935 г.

 

в начало страницы

Николай Рерих

НЕ ЗАМАЙ !

В нашей изварской библиотеке была серия стареньких книжечек о том, как стала быть земля русская. От самых ранних лет, от начала грамоты, полюбились эти рассказы. В них были затронуты интересные, трогательные темы. Про Святослава, про изгоя Ростислава, про королеву Ингегерду, про Кукейнос – последний русский оплот ливонских рыцарей. Было и про Ледовое побоище, и про Ольгу с древлянами, и про Ярослава, и про Бориса и Глеба, про Святополка Окаянного. Конечно, была и битва при Калке, и пересказ «Слова о полку Игореве», была и Куликовская битва, и напутствие Сергия, Пересвет и Ослябя, были и Минин с Пожарским, были и Петр, и Суворов, и Кутузов. Повести были собраны занимательно, но с верным изложением исторической правды. На обложке был русский богатырь, топором отбивающийся от целого кольца врагов. Все это запомнилось, и хотелось сказать, смотря на эту картину: «Не замай!»

Впоследствии, изучая летописи русские и знакомясь с древней литературой, которая вовсе не так мала, как иногда ее хотели злоумышленно представить, приходилось лишь уже более сознательно повторить тот же окрик: «Не замай!» Пройдя историю русскую до самых последних времен, можно было лишь еще более утвердиться в этом грозном предупреждении. Оно звучало особенно наряду с трогательными русскими желаниями помогать многим странам самоотверженно. И теперь то же самое давнее утверждение встает ярко.

Сколько новых незаслуженных оскорблений вынес народ русский! Даже самые, казалось бы, понятные и законные его действия зло толковались. То, о чем в отношении других стран деликатно умалчивалось, то вызывало яростные нападки иноземного печатного слова. При этом потрясающе было видеть неслыханное вранье, которое никогда не было опровергнуто. Малейшая кажущаяся неудача русская вызывала злобное гоготание и поток лжи, не считаясь с правдоподобием. Все это остается во внутренних архивах.

Остается также и то, что победы русские были исключены на Западе из исторических начертаний. А если уже невозможно было не упомянуть об удачах, о строительстве русского народа, то это делалось шепотом, в самых пониженных выражениях. И об этом остались нестираемые памятки. Для иноземных катастроф находились в международной печати самые выспренние восклицания. Понесенные удары провозглашались победами, и преувеличению не было границ. Обо всем этом тоже остались печатные листы: бумага все терпит, а сознание людское все принимает, что отвечает его внутреннему желанию.

Но не помогло обидчикам русского народа все это кусательство.

Всякий, кто ополчится на народ русский, почувствует это на хребте своем. Не угроза, но сказала так тысячелетняя история народов. Отскакивали разные вредители и поработители, а народ русский, в своей целине необозримой, выоривал новые сокровища. Так положено. История хранит доказательства высшей справедливости, которая много раз уже грозно сказала: «Не замай!»

Об этом можно было бы написать поучительное историческое исследование. Будет в нем сказано о том, как народ русский не только умел претерпеть, но и знал, как строить и слагать в больших трудах славное будущее своей великой Родины. Ох, хотели бы стереть с лица земли пятую часть света! Искажаются гримасами враждебные личины, слыша сведения о достижениях русских. Судьба неуклонно слагает великий путь народов русских необъятностей – не замай!

1940 г.

 

в начало страницы

Николай Рерих

РУССКИЙ  ВЕК

«Красная звезда» приводит слова американского «Х. С. Монитора», что грядущая эпоха будет Русским веком. И вот все, что предчувствовалось, все, что казалось, – все становится явью. Русский подвиг, Русский труд, Русская смекалка преобороли все трудности и победно преуспели.

Произошло явление неслыханное в истории человечества. Друзья всемирно наросли. Враги ахнули и поникли. Злые критиканы прикусили свой ядовитый язык.

Не только преуспела Русь на бранных полях славы, она успела в трудах и среди военных тягот, теперь же начала строиться и ковать прекрасное будущее все-таки неслыханное достижение творится самобытно, своими особыми народными путями. Многие народы прислушались к действу русскому и приходят к тем же решениям.

... На Руси будет праздник. Позовет к нему народ всех, кто принес пользу Руси. Взаимно улыбкою обменяются сотрудники всех веков. Для Русского века потребуется неограниченное знание. Вся всенародная польза будет собрана. Все русские открытия вспомянутся.

И первопечатник Федоров, и все безвестные изобретатели и исследователи будут вновь открыты и добром помянуты. Перемигнется народ со всеми, кто сеял добро. К Русскому веку русский народ может показать много достижений. А все русские подвиги нынешних дней славно возвысятся на празднике Русского века.

И ведь не сами выдумали такое будущее. Из-за океана увиделось предначертание судьбы русской. Русский век!

17 июня 1944.

 

в начало страницы

Николай Рерих

ЛЮБИТЕ РОДИНУ

Накануне Нового года повелительно скажем: любите Родину!

Скажем  словами  великого  Гоголя. Они были произнесены ровно сто лет тому назад. Не устарела мысль Гоголя. Не устарел его полнозвучный язык. Народ чтит Гоголя, и нет такого угла в русских просторах, где бы молодое сердце не внимало заветам любимого мыслителя. Слушаем: «Для русского теперь открывается этот путь, и этот путь есть сама Россия. Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и все, что ни есть в России... Но прямой любви еще не слышно ни в ком, – ее нет так же и у вас. Вы еще не любите Россию: вы умеете только печалиться да раздражаться слухами обо всем дурном, что в ней ни делается, в вас все это производит только одну черствую досаду да уныние. Нет, это еще не любовь, далеко вам до любви, это разве только одно слишком еще отдаленное ее предвестие. Нет, если вы действительно любите Россию, у вас пропадет тогда сама собой та близорукая мысль, которая зародилась теперь у многих честных и даже умных людей, то есть будто в теперешнее время они уже ничего не могут сделать для России, и будто они ей уже не нужны совсем; напротив, тогда только во всей силе вы почувствуете, что любовь всемогуща и что с ней возможно все сделать. Нет, если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей; не в губернаторы, но в капитан-исправники пойдете, – последнее место, какое ни отыщется в ней, возьмете, предпочитая одну крупицу деятельности на нем всей вашей нынешней бездейственности и праздной жизни. Нет, вы еще не любите России. А не полюбивши России, не полюбить вам своих братьев...»

«Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

И ЧЕРЕЗ СТО ЛЕТ ДАЛА РУСЬ ОТВЕТ:

«ВПЕРЕД, ВПЕРЕД, ВПЕРЕД! ВО БЛАГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ».

1944 г.

 

в начало страницы

Л.В. Шапошникова

НОВОЕ ПЛАНЕТАРНОЕ МЫШЛЕНИЕ И РОССИЯ

Историческое достоинство народа и отдельного человека измеряется его культурой, его любовью к Родине, его мужеством и честностью перед собственной историей. И если такое достоинство  не сложится, мы будем продолжать переписывать свою историю, меняя плюс на минус, минус на плюс, и снова наоборот (...)

Для нормального духовного и материального развития любого народа необходимы два главных условия. Во-первых, развитие должно соответствовать характеру этого народа, национальной культуре и той  самобытности, которая сложилась в течение многих веков его истории. Во-вторых, оно не должно противоречить основным тенденциям Космической эволюции, в энергетическом поле которой находится этот народ, вкупе с другими. Соединение этих условий в единое целое и представляет то, что можно назвать историческим и эволюционным путем данного народа и данной страны.

Рассматривая ситуацию в России с вышеизложенной точки зрения, мы видим, что многое в ней не соответствует этим условиям (...) Нежелание взять в расчет российскую самобытность и незнание ее, а также склонность к чуждому России западному социально-экономическому устройству, приведут к тому же результату, который однажды уже постиг Россию и ее народ. Русский народ в сути своей ... не приемлет, гордясь своей национальной культурой, своими духовными достижениями, безответственного подражания чужому и попыток перенести нечто, не свойственное его характеру, на российскую почву.

Будущее России, страны, соединяющей Запад и Восток  и обладающей, в силу сложившихся исторических условий, огромным духовным потенциалом, который сейчас пытаются разрушить, лежит на путях Духовной революции, сформировавшейся в ее энергетическом пространстве. Через это пространство сейчас проходит эволюционная магистраль бурного взаимодействия Духа и Материи, острейшей борьбы между Светом и тьмой. Несмотря на все усилия этой тьмы идет наступление Духа на косную Материю и расширение поля Духа.

 Дорога России к своему храму, к истинному Новому миру, в строго научном, эволюционном понимании этого слова, лежит не через чужие обольщающие блага, а через эту магистраль. Наш путь находится в нас самих и в этом пространстве.

Новое мышление и эволюция требуют от нас сейчас рывка, одухотворяющего Материю нашей жизни и тем продвигающего человечество вперед. Россия может и должна совершить этот рывок. В этом состоит ее эволюционная миссия.

Изменение внутренней духовной структуры человека приведет к возрождению и обновлению народной жизни и к полному раскрытию того духовного потенциала России, который накапливался в течение многих веков.

«Со старым сознанием не войти в Новый Мир», - писала Елена Ивановна Рерих.

Россия сейчас является огромным полем планетарной борьбы старого и нового. В этом состоит ее важнейшее мировое и даже космическое значение.

Настало время, когда об этом надо сказать прямо.

(Из книги:  Л.В. Шапошникова. Мудрость веков.–

 М: МЦР, 1996, с. 458-461)

  Rambler's Top100

 
     

 

 © Уварова Л.И., Уваров В.И.                     E-mail: den@cultura.spb.ru            Зеркало сайта www.day-of-culture.narod.ru

 2003 - 2008

 

Hosted by uCoz