Санкт-Петербургское отделение

 Международной Лиги защиты Культуры

День единения в Культуре

 

 

     
 

     СОЧИНЕНИЯ

Лучшие творческие работы  Rambler's Top100

участников городского конкурса сочинений 2003 года,

проходившего в Санкт-Петербурге в рамках ежегодного Дня Культуры

под девизом: «Культура – Врата в будущее»

Лыщёва Анастасия. школа № 111, 10  класс –  Фальшивые ценности «массовой культуры»

Петровская Галина   школа № 270,  11 класс Что значит быть культурным?

Филиппов Александр школа № 39,  7  класс –  Культура и цивилизация

Семенова Дарья лицей № 95,  9 класс – Фальшивые ценности «массовой культуры»

Суворова Марина лицей № 95,  9 класс  – Что значит быть культурным?

Бахтина Наталья   школа  №39,  11  класс  Культура и цивилизация

Соколова Мария школа № 270,  10  класс  –   Что значит быть культурным?

Корышева Екатерина   школа № 270 – Что значит быть культурным?

Баньковская Евгения  школа  № 128, 10 класс –  Что значит быть культурным?

Вдовина  Варвара  гимназия № 61, 10  классФальшивые ценности «массовой культуры»

Власова Анастасия  гимназия № 61, 5  класс – Киносценарий – Что значит быть культурным?

 

 

 

 

 

 

Фальшивые ценности «массовой культуры»

 

Лыщёва Анастасия

10  класс  школы № 111.    

Учитель: Розмыслова Л. В.

 

 

 «Да, странно этот эскулап

Справляет вам повинность божью,

И чем он сыт, никто не знает тоже.

Он рвется в бой, и любит брать преграды,

И видит цель, манящую вдали,

И требует у неба звезд в награду

И лучших наслаждений у земли,

И век ему с душой не будет сладу,

К чему бы поиски ни привели»

(И.В. Гёте «Фауст»)

 

 

Цивилизация постоянно развивается, испытывает времена подъема и упадка, достигает высот; она как единое неделимое целое, организм, состоящий из множества органов, обеспечивающих ему жизнедеятельность. При их бесперебойной работе «живое существо» - цивилизация будет жить, процветать, гармонировать с окружающим миром, испытывать эпоху расцвета. Если же будет допущена какая-то ошибка, сбой системы  - то неизбежно повлечет за собой неимоверные последствия. Цивилизация, она как мыслящее создание, радующееся и страдающее, любящее и ненавидящее, болеющее и выздоравливающее. Культура является одним из важных составных частей этого организма. Для цивилизации она почти как сердце для человека, как кислород для всего живого на земле. От ее уровня зависит, будет ли мир и дальше стремиться к высотам, или же все достигнутое покатится под горку.

Древняя Италия; Священная Римская Империя. Почему же столь мощное государство, так колоссально быстро добившееся своего господства, ожидал такой жалкий конец, произошедший лишь по причине вздора между двумя людьми? Почему цивилизация, построившая такие архитектурные ансамбли как Колизей и Пизанская башня, мгновенно пришла в упадок? Потому что культура «приказала долго жить». Да, может быть, римляне и умели читать, и ценили труды философов, и были образованы, и создавали произведения искусства, почитали культуру... Но не стоит забывать, что в значение этого понятия входит еще и интеллигентность, и добропорядочность. Именно это и отсутствовало в этой цивилизации. Использовался труд рабов, проводились безнравственные бои гладиаторов, на которые приходили как на событие невероятной значимости - и это отнюдь не всё.

Стоило бы учиться на чужих ошибках... Но мы учимся только на своих, а иногда мы понимаем то, что делаем, только когда все идет уже по третьему или четвертому кругу, зачастую, когда бывает уже поздно что-либо менять.

Современная цивилизация - какая же судьба ждет ее?

Погибнет ли она также, как захлебнулись в своей ненависти предыдущие? Или же будет здравствовать? ЭТО ЗАВИСИТ ТОЛЬКО ОТ НАС. И если мы хотим выжить - стоило бы уже давно обратить внимание на то, что происходит с нашей культурой; как она под влиянием фальши, разрастающейся со скоростью раковой опухоли, окутывающей ее своими сетями, деградирует… Грязь и разврат следует пресекать еще в истоках их образования. Сейчас для нас настал такой период, когда стоит именно это и сделать…

Вот вы заходите в книжный магазин, расположенный в центре города: и что же вы видите на прилавках? Нет, не трактаты Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского о Войне и Мире, о преступлении и Наказании, следующим за ним, не книги с риторическими вопросами Герцена и Чернышевского о том, «Что делать?» и «Кто виноват?», и даже не энциклопедические справочники. С витрин и полок смотрят на вас книжки с незамысловатыми названиями, с яркой броской обложкой…и полным отсутствием смысла, сюжета, идеи.

Разве этого добивались наши предки, придумывая машину для книгопечатания? Разве этого хотели Кирилл и Мефодий, создавшие первую славянскую азбуку? Нет, нет и еще раз нет! Почему человечество всегда использует свои изобретения себе во вред, а не во благо? Разве это очень трудно?.. Почему же...?!

А теперь возьмите в руки телепрограмму. Сколько хороших фильмов будут показывать на следующей неделе? Один? Два? Сколько программ, помогающих нам развиваться в интеллектуальной сфере, можно будет посмотреть? Немногим больше. Стоит только включить телевизор, как с экрана на нас опрокинется еще больше (чем в жизни) грязных слов, ругательств, которыми изобилует повседневная речь не только простых людей, но и даже высокопоставленных чиновников. А какие программы создаются на телевидении? Одна из них - «Окна». Хотелось бы знать, для чего ее, собственно, создали? Чтобы развлекать людей, показывая им чужие скандалы? Или просто, чтобы заработать побольше денег? И это наше общество, уровень нашей культуры.

В видео-прокатах ничего кроме многочисленных американских боевиков, пропагандирующих насилие. Разве это правильно – бездумно смотреть такие фильмы да еще восхищаться ими? Определенно – нет. Только никто этого не понимает.

Например, Соединенные Штаты Америки. Почему-то хочется сказать, что в современном мире это государство играет роль Мефистофеля. Так же, как притягателен этот герой в «Фаусте» – золотой камзол, шляпа с петушиным пером, задрапированное копыто на ноге – привлекает нас и эта страна, повсюду хвастающая своим благополучием и богатством. Но это только маска, за которой кроется настоящее лицо искусителя… США, за чьей личиной скрывается грязь, разврат, наркотики, алкоголь и высокая самооценка; желание захватить мир, мания величая; такая же, как была у Мефистофеля, когда он спорил с Господом.

Стоит надеяться, что, творя эти строки:

«... Когда садовник садит деревцо,

плод наперед известен садоводу...»,

 

Гете был прав.

А что же мы видим на первых полосах газет? Нет, не статью, раскрывающую тайны прошлого и помогающую нам совершенствовать наш уровень развития; а всего лишь глупый рассказик суть которого: «кто кому изменяет»... Стали бы читать такое  в духовно здоровом обществе? Я считаю  – нет.

Вот и судите сами, какое же будущее ждет нашу цивилизацию, избравшую такой путь. Все еще в наших руках, но стоит немного зазеваться, и мы сделаем то, что свойственно человеку - ошибемся, оступимся и кубарем покатимся вниз, к нашим истокам, к если и не первобытному, то средневековому укладу жизни.

Мир словно падает в пропасть, туда, откуда существует единственный выход - карабкаться наверх, снова преодолевая все те трудности, которые в прошлом встречались на этом пути. И это - лучший конец, потому что концом он не будет – за ним последует новое начало, НОВАЯ ЖИЗНЬ.

Следует только надеяться, что Бог смилостивится над нами за все наши грехи и дарует ТАКОЙ исход.

Иначе - наступит Апокалипсис. Если он уже не наступил...

 

к оглавлению

***********************************************************************************

 

Что значит быть культурным?

 

Петровская Галина

11 класс школы № 270

Учитель Атакова Н.Ф.

 

Что значит быть культурным? На мой взгляд, это ощущать себя сопричастным к культуре, сознавать свою ответственность за её сохранение и приумножение.

Культурный человек - это часть цивилизованного общества. Он наделён  чертами,  которые  позволяют  обществу  грамотно существовать и развиваться. Наверное, один такой человек - это капля в людском море, но эти капли притягиваются, образуя то, что принято называть «очагами культуры» - своеобразные острова духовности, источники Духа и силы Человека.

Культурный человек согревает, привлекает, облагораживает всех своим великодушием и доброжелательностью, сердечностью и бескорыстием, ему одинаково присущи милосердие и терпимость, чувство любви (к Природе, людям. Родине) и чувство долга. Он - созидатель по натуре. И, это значит, что он не только с чувством благодарности созерцает Красоту окружающего мира, как созданную нерукотворно, так и человеческим гением, но и стремится, чтобы этой красоты стало больше, стремиться развивать свой вкус, общаясь с великими произведениями прошлого и настоящего. Но он не представляет сваей жизни без творчества. И это нее обязательно произведения искусства. Культурный человек стремиться к знаниям и через них находит возможность приложить свои умения и дарования.

Например, я знаю людей, сотрудников специального олимпийского комитета, которые посвятили свою жизнь работе с больными детьми. Они не врачи, а скорее педагоги. И то, что они сделали, а они сделали жизнь этих детей наполненной красотой, одухотворённостью, смыслом и счастьем (через спорт, музыку, возможность творить и общаться) - всё это не просто подвиг милосердия - это осмысленный путь культурного человека: от знания и размышления к активному действию.

Культурный человек - это человек преобразователь. Он сам  меняется всю жизнь, стремится к совершенству и гармонии. И этого же он стремится добиться и в окружающем мире. Наверное, он всё-таки слаб, и не всего достигает, но он оптимистичен и преисполнен Веры, поэтому не впадает в отчаяние, встречаясь с невежеством, лицемерием, завистью, убожеством духа, а по мере сил пытается изменить своих ближних. Я думаю, что главный путь - добро и собственный пример такого культурного человека.

 

Рано или поздно перед каждым человеком встаёт вопрос о смысле его жизни, ради чего он живёт. И если в этот момент видишь людей высочайшей Культуры, то ответ может быть легко найден.

Глядя на них, понимаешь, что человек живет ради буден и праздников, ради торжества Разума, Культуры и Красоты, ради того, чтобы своей жизнью украсить жизнь людей, живущих рядом, и создавать материальное и духовное для будущих поколений. Человек живет для того, чтобы с благодарностью насладиться уже созданной красотой, чтобы почувствовать себя частью Вечности и еще раз испытать чувство благодарности за подаренную ему возможность жить.

Быть культурным человеком означает не просто понять все это, но и воплотить свое понимание в действие, а свою жизнь – в служение Высшим идеалам…

 

к оглавлению

***********************************************************************************

 

 

Культура и цивилизация

 

Филиппов Александр

ученик 7  кл. школы № 39

Учитель – Куруч Н. Г.

 

…Да, народ сейчас говорит, что он стал культурным, цивилизованным, уже строит космические корабли дальнего полета, что он разрабатывает новые виды оружия. Дать атомную бомбу народам Земли — это все равно, что сунуть в руки трехлетнему малышу пистолет и объяснить, как нажимать на курок. Это показывает, как еще глупо человечество. Быть может, древние племена были культурней, так как они создавали прекрасные храмы, дворцы, хотели донести до нас все это. Спрашивается, для чего это они старались? Чтобы глупый человек 2-ого тысячелетия нашей эры просто позабыл то, что завещали наши праотцы?

Человечеству надо перестать создавать игрушки смерти и вспомнить о культуре. Мудрый человек, смотря выступление какого-нибудь политика, говорящего о том, как человек цивилизован, сокрушенно покачает головой. Настоящая цивилизация не мыслится без культуры, как не мыслится яблочный пирог без яблок. Да, цивилизация рано или поздно погибнет, но ее культура, обычаи останутся навсегда. В качестве яркого примера можно вспомнить Римскую империю. Сколько осталось предметов старины со времен римских императоров! Вот мы сейчас смотрим и восхищаемся, а простой древнеримский ремесленник хотел, чтобы его потомки превзошли своего прародителя, создали вещи невиданной красоты. А что делает человек? Все более смертоносную технику, при этом еще хвастается этим. Короче говоря, homo sapiens - «человек разумный» еще не разумен, а по уму вырвался недалеко от древнейших людей — питекантропа и синантропа.

В наше время практически не стало поэтов, тех людей, которые могли скрасить речь и показать всему миру, как велик, могуч и прекрасен русский язык. Не стало всемирно известных писателей, мастеров слова, таких как А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов. И никто не возьмется восполнить этот пробел! Нашим людям глубоко плевать на свою страну. Толпы людей тянутся на запад, думая, что там живется лучше. Нет! Сейчас никто не живет хорошо.

Можно развить мысль о влиянии машин на жизнь человека. Тысячи лет люди изобретали вещи, которые могли бы облегчить им труд, но они не забывали о Культуре. Раньше... Сейчас человек впал в раболепную зависимость от механизмов, простых и сложных. Свое будущее он представляет так: новые технологии, мир во всем мире и жизнь без бед. Это все, о чем мечтает современный человек. Все! Ни помысла о сохранении культуры для потомков. Если покопаться в области фантастики, можно предположить, что случиться то, о чем любят увлеченно говорить - бунт разумных машин.

Итак, можно обобщить все то, что было сказано: сейчас у человечества упадок культуры, хотя немногие рьяные доказывают.., что это не так, что де «нам и так хорошо живется»; человек не думает о том, что он духовного и морального оставит потомкам.  Сейчас он думает о том, как набить себе карманы. Из-за недостатка культуры, а значит и ума, он уничтожает себе подобных, споря с другом, у кого игрушка смертоносней,  и у кого она сможет больше убить...

Этот список можно продолжать до бесконечности. Ведь все те глупости, которые совершил человек, неимоверны в своих размерах и оригинальности. Хочется закричать:

 «Люди! Перестаньте сорить на Земле и подумайте о будущем поколении, если не хотите, чтобы оно не презирало вас!»

 

Напоследок хочется поразмышлять о распространителе жестокости и бескультурья — телевизоре. Порой диву даешься — может ли человек с высшим образованием быть таким глупым? Если вы не верите, послушайте интервью с каким-нибудь политиком. Сравните слова политика со словами в толковом словаре — вам станет очень весело, как будто вы смотрите юмористическую передачу.

Особенно раздражают американские боевики, где… сюжет стандартен для всех фильмов этой категории.

Еще один раздражитель - многочисленные передачи типа «окон». Сплошные актеры. Хотя я бы удивился, если бы это были не актеры. Невозможно представить, что такое возможно в реальной жизни - все эти разборки в отношениях и так далее.

 

Мы убедились, что цивилизация и культура неразделимы,.. хотя сегодняшние цивилизации смело можно назвать псевдоцивилизациями...

 

*  *  *

Прим. ред.:

ЧИТАЯ это сочинение, не приходится очень  удивляться зрелости суждений 7-классника, когда на наших глазах 6-летний  малыш Гриша Мисюра,  наш земляк и современник, создавал  профессиональные картины с храмами Петербурга. Вот оно, поколение Нового Века!

 

к оглавлению

***********************************************************************************

 

 

Фальшивые ценности «массовой культуры»

 

Семенова Дарья

Ученица 9-в класса, лицей № 95

Учитель Энгель О. М.

 

 

Мы уже научились плавать в воде как рыбы,

 научились летать в небе, словно птицы.

Нам осталось лишь научиться жить на земле как люди.

 

Хранилище мечты и воспоминаний, слияние чувств и мыслей, дарование и безумие. Всё это - человек. Всё это - мы, люди.

Делая удивительные открытия, строя невероятные гипотезы, каждый день узнавая что-то новое, мы проживаем свою жизнь. И порой задумываемся: почему мы её прожили. Хорошо бы, если бы поутру каждый из нас открывал глаза и говорил себе: я - человек, и нет другого, похожего на меня. Я живу для того, чтобы быть собой, чтобы передавать следующим поколениям то, что я знаю и умею. Передавать традиции, передавать мировоззрение, особенности сознания и поведения. Передавать духовные ценности и воспроизводить себя в потомках.

Изначально все мы были созданы  непохожими друг на друга, и каждый являлся единственным в своём роде. Потом что-то изменилось, и сегодня мы стремимся подражать надуманным авторитетам, чужим идеалам. Мы носим одинаковую одежду, смотрим одни и те же фильмы, слушаем одну и ту же музыку, читаем одни и те же книги... А если и стремимся выделиться, то и это делаем по кем-то придуманным стандартам. Все мы живём одной толпой, где один похож на другого, где каждый должен быть как все, хотеть как все, любить как все...

Мы не принимаем ни других правил, ни других законов, ни других людей, а если кто-то пытается идти против нас - мы не даём, мы унижаем, заставляем молчать. Ведь, как известно, в каждом обществе свои правила и законы, к которым все привыкают. Свои стандарты, которым все подражают. Хорошо ещё, если это что-то стоящее, а если нет? Что тогда?..

А тогда возникает то самое понятие «массовой культуры» и её фальшивых ценностей, над которыми не нужно задумываться, где всё и так понятно, доступно любому, где всё на виду. Хорошим считается то, что популярно и модно. Существует мода на взгляды и суждения, мода на жизнь, на поступки и мысли. Популярностью пользуются песенки со стандартным набором из 20-30 слов, где нет ни смысла, ни мнения. Популярны телешоу, где выставляются на всеобщий суд надуманные проблемы... Повсюду окружает нас примитивизм, предельное упрощение личности и человеческой сущности. А всё потому, что большинству так жить проще.

Люди отключаются от реальности, забывают о проблемах, тупо следя за развитием событий в очередном латиноамериканском сериале. Напевая модную песенку, они подстраивают себя под эталон фальшивой ценности и радуются оттого, что стали похожими на других. Им совсем не жаль терять то, что заложила в них природа: они не используют свои таланты, забывают об опыте предков, становятся посредственными. В сущности, они теряют то единственное, что действительно принадлежит нам, людям - индивидуальность.

А ведь нас сотворили живыми, свободными, независимыми и непохожими друг на друга... Что же происходит сегодня? Первые зависят от вторых, вторые от третьих, а третьи без первых не могут существовать. Где наша свобода и независимость? Нет их. Где наша индивидуальность? Утрачена. Забыта. Осталось одно - жизнь. А надолго ли? Отчего же ты такой, человек?..

Почему нельзя развиваться, продолжать начатое? Зачем забывать то, что с таким трудом сохранили для нас?

Мне кажется, что одной из причин всего этого стала неуверенность в себе и собственных силах. В человеке она может быть на виду, но также может и скрываться в потайном уголке души. Если человек не слишком уверен в своих взглядах, мыслях, если он не может решить свои проблемы, не может доверять себе и надеяться на себя, то намного проще примкнуть к массе людей, похожих друг на друга и стать таким же. Примкнуть к массе, слиться с ней, сделаться таким, каким тебя хотят видеть, каким тебя принимают и понимают. Тогда не страшно ошибаться, ведь если все одинаковы, то никто не осудит... На то они и вместе, чтобы не осуждать. Вместе, чтобы не бояться.

Кроме всего прочего, мы ведь так боимся себя... Подчас боимся наших способностей и возможностей. Порой, кажется, что, утратив их, нам станет жить и легче и проще. Неизвестность всегда пугает, а когда осознаешь, что ты сам - величайшая неизвестность, то это пугает до такой степени, что не хочется видеть себя индивидуальностью, не хочется развиваться, не хочется отличаться, потому что, в конечном счете, не знаешь, к чему придёшь. Ведь у тебя не будет как у других, потому что ты ни на кого не похож. Ты один такой на свете.

Страх перед неизвестностью, боязнь себя, жизни, порождают одну из самых грандиозных ошибок человечества - возникновение «массовой культуры», идеологии безликих людских масс. Ставка на зрелищность, скандальность рано или поздно приводит к нравственной неразборчивости. Мы отказываемся от реальности, предпочитая ей расплывчатые, но бесконечно приятные образы, которые предлагает массовая культура. В сознании формируется некритическое восприятие культуры и действительности, и нам уже всё равно правда то, что нам внушают или нет, потому что чувство истины и меры потеряно, наверное, навсегда.

Человек, постоянно совершенствующий себя и не останавливающийся на достигнутом, чтящий память и хранящий традиции, думающий и понимающий ценность прекрасного - вот истинная классика и истинная ценность, наравне с прекрасной музыкой, литературой, скульптурой и живописью. Почему мы перестали это понимать? Почему отошли от этого?

Незаметно, как бы разжигая изнутри, словно медленный яд, «массовая культура» в нашем сознании меняет местами хорошее и плохое, понятия добра и зла. Ограничивает нас на однозначном, пошлом и ошибочном. В этот момент исчезает понятие истинной ценности, а без духовной, без истинно культурной пищи становится невозможен духовный рост. За этим неминуемо следует разрушение личности.

А всё начинается со сладкого, нереального дурмана. Он обещает только удовольствие. А кончается это всё потерей себя.

Мы уже потеряли свободу, независимость, индивидуальность.

Мы живем чужой жизнью. Давайте всё же пробовать строить свою жизнь, делать свои ошибки и иметь свои мысли.

 

к оглавлению

***********************************************************************************

 

 

Что значит быть культурным?

 

Суворова Марина

Ученица 9- а класса, лицей № 95,.

Учитель – Энгель О. М.

 

Юность - это прекрасный, но очень непростой период в жизни любого человека, так как в это время происходит формирование его личности. Мы, старшеклассники, пытаемся понять, какие качества нужно развивать в себе, чтобы потом смело идти с ними по жизни и приносить пользу обществу. Каждый из нас рано или поздно осознаёт, что только тот может считать себя достойным человеком, кто соответствует высокому уровню современной культуры.

Наивно полагать, что быть культурным – это просто знать определённые правила этикета и выполнять их. Культура - это совокупность производственных, общественных и духовных достижений человеческого общества. Таким образом, культура предполагает наличие глубоких знаний об окружающем нас мире. 0днако, чтобы стать по-настоящему культурным человеком одного образования недостаточно. Оно должно быть прочно связано с другими элементами культуры – моралью и нравственностью. Великий русский писатель Н.Г. Чернышевский, считая, что любая культурная личность должна быть всесторонне развита, сказал замечательные слова: "Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова."

Итак, основной элемент культуры — это разносторонние знания. Сегодня, когда человек познаёт новое невероятно стремительными темпами, учиться и заниматься самообразованием необходимо всю жизнь, а школа даёт нам, ученикам, только ключик с помощью которого мы откроем дверь в прекрасный и удивительный мир. Мы уже вступили в 21-й век, поэтому в наше время нельзя считать себя культурным, не совершенствуясь в области компьютерной грамотности. Ведь сейчас компьютер – незаменимое средство для получения любой нужной информации.

И всё-таки по-прежнему главным источником знаний остаётся книга. Отношение к книге – это не только показатель нашей культуры, но и мерило нравственного здоровья общества. Культурный человек любит и бережёт книги, потому что они для него – не только лучший способ пополнять свои знания, но ещё и уникальное хранилище духовной культуры. Они делают нас чище и добрее. И, конечно, настоящей школой высокой нравственности и гуманизма является наша великая русская литература, без знания которой невозможно считать себя культурным человеком. Всеми любимые произведения классиков зарубежной литературы также помогают нам в воспитании лучших человеческих качеств.

О том, какую опасность таит в себе бездуховное общество, забывшее доброту и великую мудрость книги и оболваненное массовой псевдокультурой, напоминает нам роман-утопия Рея Брэдбери "451 градус по Фаренгейту". Там, где гибнут книги, погибает и сам человек…

Достижение высокого уровня культуры – процесс нелёгкий и длительный. Одна из составляющих этого процесса – научить людей видеть и понимать красоту окружающего мира.

Нельзя считать человека культурным, если в нём не воспитано чувство прекрасного. Невозможно приобщиться к мировой культуре без любви к живописи, музыке, поэзии, театру. К счастью, наш замечательный город, который часто называют культурным центром России, — просто настоящий рай для ценителей подлинного искусства. Здесь находятся известные на весь мир музеи, самые лучшие театры, прекрасные библиотеки.

Мне очень жаль, что далеко не все петербургские школьники по-настоящему это ценят. Сегодня очень многие из них отдают предпочтение совсем другому: поп-музыке, западным боевикам и сомнительного качества телевизионным шоу. Естественно, у меня, как и у любого современного молодого человека, тоже есть любимые эстрадные певцы и свои любимые группы, но я с полной уверенностью могу сказать, что научилась отличать действительно хорошую музыку от плохой. Ведь ещё великий философ Платон сказал: "Хорошая музыка облагораживает, одухотворяет слушателя, тогда как дурная развращает и портит его". Я думаю, что эти мудрые слова с полным правом можно отнести и к другим видам искусства. Современная «массовая культура» существует не для удовлетворения духовных потребностей людей, а только для заполнения рынка товаров и услуг. Надеюсь, что мои друзья, в конце концов, поймут, как далеки их кумиры от тех, кто несет в массы действительно высокое искусство.

К сожалению, я пока тоже не могу назвать себя культурным человеком в полном смысле этого слова. Бесспорно, мне предстоит ещё очень много работать над собой, не только постоянно повышая свой образовательный уровень, но и борясь со многими отрицательными качествами своего характера. Главное, я хорошо помню слова знаменитого немецкого философа И. Канта, сказанные им ещё в восемнадцатом веке: «Самым страшным человеком является тот, кто, соблюдая внешние правила приличия, в глубине души остаётся злодеем»...

 

 

к оглавлению

***********************************************************************************

 

Культура и цивилизация.

 

Бахтина Наталья

11  класс школы №39

Учитель Еремина Г.А.

 

 

Сегодня, когда так остро стоит вопрос о взаимоотношениях культуры и цивилизации, хочется об этом поразмышлять.

Что же такое культура? Существует великое множество определений этого слова, но главное, что лежит в основе каждого из них, это то, что культура – это совокупность достижений в определенной сфере человеческой деятельности, она характеризует высокий уровень развития человека, общества или явления.

Трудно, на мой взгляд, назвать современное общество высококультурным. Несмотря на свой небольшой жизненный опыт, я уже встречалась с самыми разными людьми – и теми, кто с уважением, благодарностью относится к духовным ценностям, приобщается к ним сам и приобщает других, и с теми, кто никогда не задумывается о значении Прекрасного в жизни, а значит, не бережет его. Нетрудно представить себе к чему это ведет: человек деградирует, жизнь его становится серой, скучной, лишенной великого смысла.

За многие века своего существования человечество создало бесценные сокровища, материальные и духовные. Это труды великих сподвижников, художников, композиторов, скульпторов, поэтов, писателей, мыслителей... Причем, материальные культурные ценности имеют двойную ценность: и материальную, и духовную, что особенно важно, потому что вечны только духовные!

Понятие культуры, как мне кажется, тесно связано с понятием цивилизации. Без первого нет второго и наоборот. Но все-таки на первое место я бы поставила культуру.

Начало двадцать первого века... Немыслимо высокий уровень развития науки, техники. Современный человек не мыслит себя сейчас без компьютера, мобильного телефона.. .В небо взмывают сверхзвуковые самолеты, человек осваивает космос, спускается на дно океана, изобретает лекарства от ранее не излечимых болезней.. .Но все это может приносить не только пользу, но и вред человечеству, если не будет иметь под собой духовной опоры.

Что же происходит сейчас в окружающем меня мире? Что происходит с людьми?

Не я первая, наверное, открываю эту истину: становясь богаче, люди беднеют духовно. Духовное оскудение, как какая-нибудь заразная болезнь, распространяется все больше и больше. Духовного развития общества не происходит, потому что не может быть прекрасного будущего без поистине культурной личности - высоко образованного, интеллектуального, постоянно стремящегося к Красоте и Истине, глубоко любящего свою семью, страну, в которой родился, чуткого, доброжелательного человека.

Поэтому только культура - врата в будущее! И я чувствую свою ответственность перед потомками, потому что я - то маленькое звено в большой цепочке, которая является проводником Культуры из прошлого в будущее. А будущее вызывает огромную тревогу, особенно с происходящими сейчас событиями и в нашей стране, и в мире: гражданская война у нас, события в Ираке. Рушится «здание» мировой культуры, создававшееся тысячелетиями. Люди, развязывающие войны, безнравственны, касается это нашей страны или других государств. Война в любом масштабе, любом виде - противоестественное явление. Как тут не вспомнить великого Льва Николаевича Толстого! Люди, наделенные огромной властью, осуществляют свои политические амбиции, подставляя под пули и бомбы граждан своей страны! Это ли не величайшая безнравственность в мире?

И если ничего не изменится, то действительно пророческими окажутся слова Леонардо да Винчи, сказанные много лет назад: «На земле всегда будут происходить опустошительные войны. И смерть нередко будет уделом борющихся сторон. С беспредельной злобой эти дикари обратят свою ярость на все, что найдется живого вокруг, неся ему боль и разрушения, страдания и смерть. Ни на земле, ни под водой не останется ничего неповрежденного и нетронутого. Ветер разнесет по миру лишенную растительности землю и присыплет ею остаток существ, наполнявших когда-то жизнью разные страны».

Картина, нарисованная Леонардо да Винчи, потрясает воображение еще и тем, насколько она близка сейчас к реальной деятельности! Применение современного оружия может стереть с лица земли все живое. Вот она, цивилизация! А чтоб такого никогда не случилось, впереди нее всегда должна идти Культура!

Верю, что все у нас будет хорошо! У нас - это у всех людей нашего общего дома — не такого уж и большого земного шара! Я закрываю глаза и вижу его чистые зеленые города, величественные памятники на его улицах, голубые, искрящиеся от яркого солнца, реки, озера, но самое главное люди! Они улыбаются, смеются! Нигде нет злобы и ненависти друг к другу. Везде царит МИР и дружба! Это и есть залог прекрасного будущего!

 

к оглавлению

***********************************************************************************

 

 

Что значит быть культурным?

 

Соколова Мария

10  кл.  школы № 270

Учитель - Атакова Н.Ф.

 

 

«…Что значит быть культурным? - на этот вопрос можно ответить по-разному, с разных позиций. Культура состоит из множества направлений. Также это стремление человека к самосовершенствованию, к познанию мира в самом себе. Очень много споров и вопросов порождает она. Философы теперь все чаще спрашивают: «Что делать с человеком?». Мне же кажется более важным, чтобы каждый задал вопрос: «Что мне делать с собой?». И чтобы это был конкретный вопрос: как себя вести в связи с изменениями, происходящими в окружающем нас мире, изменениями образа жизни, способностей, то есть всех факторов, с которыми каждый связан? Ведь мы все разные во всех сферах.

И я считаю, что человек - это то, что он сделал из себя сам. Поэтому всегда обращали внимание на развитие и совершенствование тех индивидуальных качеств, с помощью которых можно достичь высокого уровня развития своих способностей....

Наше общество заинтересовано во всестороннем развитии своих граждан и стремится к созданию условий, благоприятствующих этому. Благоприятствующих развитию, прежде всего их творческих способностей. Большая роль принадлежит и самовоспитанию, самосовершенствованию каждого из нас.

На мой взгляд, культурный человек должен знать художественную культуру, культуру языка, искусство, эстетику. Все это образует внутренний мир человека.

В нашей стране уровень культуры человека в большинстве своем зависит от его социального положения в обществеНо мы все верим, что мы общими силами с нашим правительством решим этот вопрос, и будем повышать уровень культуры нашей страны.»

 

к оглавлению

***********************************************************************************

 

 

Что значит быть культурным?

Корышева Екатерина

Школа № 270

Учитель - Атакова Н.Ф.

 

«По моему мнению, быть культурным, это значит не только быть образованным, но и высоко нравственным человеком. Научные знания не могут быть усвоены без определённого уровня развития мышления… От уровня нравственной воспитанности зависит уровень культуры человека. Нравственность сегодняшнего общества – такой же весомый показатель цивилизации, каким является, скажем, наука и техника.

…Каждый день мы решаем задачи, которые ставит перед нами жизнь. И нам нужно их решать, каждый раз задавая себе вопрос: а правильно я поступил? Дети и родственники, приятели и знакомые, друзья и любимые, супруги и коллеги по работе – все мы невольно включены в систему нравственных взаимоотношений, потому что человек существует в этом нашем мире только в связи с другим человеком, только среди людей находясь и общаясь с ними.

…Если говорить простым языком - каждый должен быть человеком, быть способным учитывать интересы другого. И с этой способностью человек не рождается, эта способность формируется в обществе, воспитывается, культивируется, а не приобретается наследственно, как дар природы. Это не отречение от самого себя , своего Я…».

 

 

к оглавлению

***********************************************************************************

 

 

Тема: «Что значит быть культурным?»

 

Баньковская Евгения

10 класса школы  № 128

Учитель: Черкес Е.И.

.

Что значит быть культурным? Этим вопросом задаются многие из нас. Если примитивно на него отвечать, то мы можем порыться в толковом словаре и обнаружить следующее объяснение: культура- это совокупность производных, общественных и духовных достижений людей.

Но возникает другой вопрос, весь ли смысл этого глубокого слова отражен в данной формулировке? Могу с четкостью и уверенностью ответить – нет. Нет, это маленькое разъяснение не дает нам полного представления о культуре. Культура – это, прежде всего, что-то близкое, народное. Ведь недаром говорят: «У каждого народа своя культура», и для каждой национальности она своя, родная, уникальная, созданная годами, да что там годами, наверное, даже целыми столетиями. Нам никогда не понять всех тонкостей английской или, к примеру, японской культуры, но свою мы обязаны знать и соблюдать. Очень обидно, когда, приехав за границу, понимаешь, что люди другой национальности больше и глубже понимают культуру нашей страны, больше знают о нашем городе, известных писателях, памятниках страны, нежели твой бестолковый сосед по парте, друзья во дворе или даже родственники. Очень больно, когда многие мои друзья и знакомые предпочитают театрам и музеям ночные клубы, а литературные произведения классиков новомодные детективы очередной Марининой или Донцовой.

Нет, я не говорю, что надо всё свободное время отдавать хождению в музей и Пушкину на досуге, но почему бы и для них не выкроить пару минут своей столь не долгой жизни. Ведь мы так стремимся вырасти и всё постигнуть, а про корни, про своё российское достояние забываем.

Почему приезжие люди знают о Петербурге больше, чем сами петербуржцы? Ответ очевиден, сколько раз, собираясь в музей, мы говорим себе: «Ладно уж, как-нибудь в другой раз, я ведь – петербуржец, всегда успею»,  и вместо похода в музей идём на знакомую до боли лавочку во дворе к друзьям.

А ведь Петербург – город молодежи. Если оглядеться по сторонам, то можно найти много великолепных мест для своего времяпрепровождения. Например, летом большое количество молодежи собирается в центре Петербурга: у Казанского Собора, на Дворцовой площади и т.д. Там проходят интересные молодежные фестивали. Городское управление идет навстречу молодежи и пытается всячески заинтересовать нас родным городом. Почему же мы не хотим идти к ним навстречу? И упорно не даемся потоку знаний и эрудиции вбиться в наши головы? Почему на все возможные экскурсии нас затягивают силком, обещая снять с уроков, и только в этом случае, прошу заметить, мы небольшой серой кучкой, зевая, едем в очередной музей или театр, чтобы повеселиться в автобусе и поесть в буфете, не познав для себя ничего интересного. Когда такие мысли приходят в голову, становиться очень грустно и больно, «... больно за бесценно прожитые годы». И хочется сказать: «Нет, мы не такие, мы сможем в будущем исправиться и отстоять честь России, это мы пока маленькие и глупенькие, а вот погодите, мы вырастем и тогда уж...».

И что дальше? Вырастем мы и… так и будем откладывать своё культурное развитие, прикрываясь работой и деловой занятостью. И всё, упущен момент. А ведь когда- то (будем мы вспоминать) для нас были открыты все двери, и мир, прекрасный, насыщенный и интересный, манил нас к себе своею ласковой, по-матерински теплой рукой. А мы с презрением отворачивали свои прелестные головки к чему-то плохому, «пытаясь стать взрослыми», и твердили родителям, наставникам и учителям: «Запретный плод сладок», «На ошибках учатся» и «У нас сложный переходный возраст»…

Хочу заметить, что одну из архитектурных, культурных ценностей представляют наши Питерские фонтаны. Наблюдая за игрой переливающихся на солнце веселых капелек, можно сказать, что ты уже очень много знаешь о культуре нашего города. Ведь они помнят всё, всё, что в нем происходило, и рассказывают нам иногда веселые, а порой и грустные истории из своих воспоминаний. Но мы не хотим прислушиваться к их мимолетному заглушенному машинным гулом журчанию, и очень жаль: они могут поведать очень многое.

 Смотря на наш великолепный город, не возможно не написать стихи –  это тоже наша культура, ведь каждый петербуржец в душе поэт. Стоит только покопаться в себе, раскрыть свой дар, прогуляться вечером под дождём по набережным, полюбоваться городом «изнутри» и не возможно будет не написать о нём.

 

Думаешь о России, и на ум приходят сбивчивые слова, они превращаются в фразы, а фразы в стихи:

 

Россия пела от рожденья

В основе всех её начал.

Россия  - это поколенья,

И в каждом  песенный накал.

И снова в утренней прохладе,

На спевке птичьих голосов

Россия в розовом наряде

Поёт осинником без слов.

И ветер, песню поднимая,

Уносит дальше в синеву...

Земля моя, страна родная,

Тебя я Родиной зову!

 

Итак, я думаю, что культура, истинная культура - это не только вежливые слова, бережное отношение к памятникам и чистоте улиц, а нечто более глубокое и духовное, … патриотизм в душе, чувство гордости за самих себя и свою родину, за всех великих людей, родившихся здесь, за все те величественные, красивые архитектурные сооружения, созданные нашими предшественниками… Я имею ввиду людей – патриотов, настоящих патриотов, готовых всегда научить, познакомить и ввести в мир прекрасной русской культуры человека из другой, не менее интересной страны!…

 

к оглавлению

***********************************************************************************

 

 

Фальшивые ценности «массовой культуры»

 

Вдовина  Варвара

10  класс гимназии № 61

 

…Как сказал Ф.М. Достоевский, красота спасёт мир.

Но та ли это красота, понятие которой нам пытаются сейчас дать на каждом шагу? Имел ли в виду Достоевский этих безжизненно красивых женщин-идеалов с правильными формами, но пустыми глазами? Думаю, нет. Их красота неодухотворена, не несёт она ни «разумного», ни «доброго», ни «вечного». Но в современном нам мире мы ценим эту мимолётную красоту, более того, мы гоняемся за ней, завидуем, если её нет. Но не такая красота спасёт мир, но красота, идущая от человека, его творений, светлая и радостная.

Поэтому я считаю, что всё, созданное человеком на протяжении веков, можно разделить по принципу красоты и некрасоты, и отсюда узнать об истинной или фальшивой ценности предмета или явления.

Три вида искусства человек издревле считал красивыми, высокими: музыку, живопись и танец; литература пришла позже и стала неотделима от них.

Что они значат для нас сейчас? Сначала о музыке. Все мы знаем, что есть музыка, слушая которую, мы сами хотим стать лучше, чище, выше. Мы с упоением восклицаем: «Эта музыка божественно красива!». Такая музыка способна вызвать у каждого, даже самого затвердевшего человека, бурю чувств, возвышенных и чистых. Вы ведь замечали, что у вас невольно текут слёзы, когда вы слушаете, например, симфонии Рахманинова. Это светлые, радостные слёзы. И в то же время, что нам сейчас выдают за музыку? Гремящие барабаны, заглушающие надрывающийся голос солиста, до смешного простоватая мелодия, пустые, бессмысленные слова.., Да, эта музыка тоже вызывает бурю чувств, но каких?! Недостойных человека, злых и агрессивных.

Разве красивы эти прыгающие и беснующиеся люди с помутневшим взором? Такая музыка и есть, на мой взгляд, фальшивая ценность «массовой культуры», потому что она не несёт в себе ничего воспитательного, созидательного, доброго, и, самое главное, она неискренна: её создают не для красоты, а для достижения своих корыстных целей. Эту музыку возвела на пьедестал нынешняя молодёжь. Но нужно понимать, что есть более строгий и субъективный судья человеческих творений – время. Только оно сможет определить, истинна ценность или нет: настоящая ценность сохранит свою силу и красоту на протяжении веков, фальшивая исчезнет через 10-20 лет.

Литература сейчас тоже стала терять своё назначение. Она была создана для воспитания людей, для передачи накопленного поколениями опыта; писать брались только те, кто чувствовали и видели в этом свой долг, понимали огромную ответственность своего труда. Теперь у нас пишут все, но отнюдь не из желания сказать о чём-то важном, наболевшем такой цели у них нет, есть другая - деньги, успех. Поэтому они выбрали самое доходное - человеческие чувства, причём не высокие, красивые, а низшие, о существовании которых знает каждый, но не каждый решится кричать об этом. Конечно, такая литература не воспитывает, а только разлагает сознание людей. О настоящей литературе вспоминают чаще с иронией, признавая её совершенство, но считая её устаревшей: тогда было другое время, другие ценности, а сейчас - век прогресса... Нет, ценности остаются. Самое интересное, что почти все понимают это, но не желают меняться: живут так, как им легче жить, читают то, что легче читать.

Живопись сейчас тоже следует духу времени, от того её нельзя назвать красивой. Но сегодня она всё-таки более близка классическим канонам, нежели живопись начала прошлого века: человеку хочется создавать и видеть Прекрасное хотя бы на холсте. Живопись остается непреходящей ценностью всего человечества, фальшивые, ложно ценные произведения тоже периодически возникают, но время берёт своё.

Танец сегодня - отображение нашей реальности: он резок, быстр, стремителен, часто дисгармоничен. Он зажигателен, но не всегда красив. Истинную красоту танца, чистоту движений, музыки можно увидеть сегодня только в балете. Многие отошли от него в конце прошлого века, но сейчас вновь возвращаются к нему: внутреннее желание покоя, отдыха, гармонии побеждает.

Театр - древнейший вид искусства; сейчас его вытесняет телевидение, но он всё равно останется - он вечен. Правда, сегодня нам предлагают множество подделок, и стоит отличать истинное искусство от фальшивого. Настоящий театр не будет прямо говорить обо всех человеческих чувствах: позволит зрителю додумать, дочувствовать самому не в пример сегодняшнему театру, когда все чувства, одинаково низкие и высокие, отношения, не допускающие наблюдателя, выставлены напоказ, широкой публике. Такой театр опять же служит не воспитанию подрастающего поколения, а его разложению, отдалению от нравственных законов и устоев.

Как мы видим, человек постоянно находится между истиной и ложью, он каждую секунду должен выбирать между добром и злом, а в наше время сделать это особенно трудно, ведь сейчас ложь умело маскируется под правду, а грани между добром и злом для современной молодёжи почти совсем не существует.

Как же не затеряться сегодня среди всех этих фальшивых ценностей, как найти единственно верную дорогу, то есть Истину? И существует ли она вообще? Можно прожить долгую жизнь, ища её, и так и умереть, в сомненьях.

Но она, Истина, существует, на ней изначально был построен весь мир задолго до нас. И удаляясь от неё, теряя и забывая её, мы делаем нашу жизнь все более трудной, потому что жить только по своему, по человеческому разуму сложно и нерационально.

Современный мир находится сейчас на предельной точке удаления от истины: кумирами людей становятся деньги, власть. Всё истинное, лучшее, что сохранило человечество... подвергается новомодной иронии, молодёжь с иронией обращается ко злу; чистая любовь между мужчиной и женщиной опорочена, сведена прямо-таки на животный уровень, отношения между родителями и детьми тоже оставляют желать лучшего...

Что теперь значит слово человека? Ничего, пустой звук. Люди перестали верить друг другу, они боятся, скрыто ненавидят друг друга. Почему? Потому что земные ценности подчинили их себе, их разум, чувства.

Люди становятся серыми, теряют свою духовную красоту, то есть, по сути, своё БОЖЕСТВЕННОЕ НАЧАЛО, заложенное в каждом…Мнимые ценности «массовой культуры» разлагают человека, удаляют его все дальше от единой Истины, так что стоит пересмотреть, пока не поздно, свои взгляды на мир и его истинные ценности.

 

к оглавлению

***********************************************************************************

 

 

 

«Что значит быть культурным человеком»

 

Власова Анастасия
Ученица 5 класса гимназии № 61

 

Киносценарий.

 

Действующие лица:

Вася Иванов, ученик 5 класса.

Волшебник Арутьлук.

Бабушка Васи.

Первый боярин.

Второй боярин.

Третий боярин.

Княжна.

Граф.

 

Картина 1.

 

Звучит таинственная музыка.

Сказочная страна волшебника по имени Арутьлук. Все дома  в ней построены из книг, а дороги выложены из листов в клетку. Солнце в этой стране никогда не заходит, и сейчас оно ярко освещает гору, на вершине которой восседает  на золотом  троне волшебник  Арутьлук.

Музыка замолкает.

Поза волшебника выдает его нерадостное настроение: он пригорюнился, сидит подпирая рукой щеку.

 

Арутьлук (охая, встает с трона). Да, давненько не приходилось мне показывать свое искусство: а ведь есть еще мальчики и девочки на Земле, которые нуждаются в моем волшебстве. (Достает подзорную трубу.) Посмотрим, посмотрим, кто еще не знает, что значит быть культурным человеком.

 

Картина 2.

 

Комната Васи Иванова. Все в полном беспорядке: книги и тетради валяются на полу, кроссовки зацепились шнурками за люстру, на столе футбольный мяч.

Звучит  музыка, напоминающая настройку инструментов.

Вася еще спит в кровати. Звенит будильник.

Вася (хватает будильник и прячет его под подушку). Я тебе покажу, как будить меня по утрам! С меня хватит того, что я вчера был в школе!

 

В комнату заглядывает бабушка.

 

Бабушка (ласково, с улыбкой). Вставай, Василечек! Я уж и оладушек напекла!

 

Вася  (грубо).  Не хочу я  оладьев!  Я  спать хочу! (Отворачивается к стенке, укутываясь в одеяло.)

Бабушка. Ах, Вася, Вася! Нужно в школу собираться! Ты ведь хочешь вырасти образованным, культурным человеком!

 

Вася (из-под подушки). Ничего я не хочу! Я спать хочу!

 

Бабушка уходит.

Звучит загадочная музыка.

В окне Васиной комнаты возникает волшебное сияние. Окно раскрывается и в комнату входит Арутьлук.

Музыка стихает.

 

Вася  (поворачивается,  заслоняясь рукой  от света, который исходит от волшебника). Эй, дед! Ты кто такой?

 

Арутьлук. Я добрый волшебник Арутьлук, и у меня есть    тысяча    и    один    способ,    как    превратить некультурного мальчика в культурного.

 

Вася (зевая). А-ааа! Знаю-знаю! Все эти волшебные палочки, заклинания! Позапрошлый век!

 

Арутьлук.  Отчего же? Мы, волшебники, живем в цивилизованном     мире     и     пользуемся     самыми передовыми достижениями науки. Что скажешь о машине времени?

 

Вася (восхищенно). Ого! Машина времени! И можно прокатиться?

 

Арутьлук (с гордостью). Конечно. Если ты будешь вежливым    мальчиком    и    попросишь    меня,    как воспитанный ребенок, я прокачу тебя на машине времени.

 

Вася   (Вскакивает   с   кровати,   пытаясь   поспешно одеться).   О,  наимудрейший  волшебник Арутьлук! Будь столь любезен, разреши мне присоединиться к твоему путешествию на машине времени!

 

Арутьлук (удовлетворенно). Да-а. Когда захочешь, ты можешь культурно разговаривать.

Что ж, поехали!

 

Через  раскрытое  окно  въезжает,  мигая разноцветными лампочками, машина времени.

Вася и волшебник занимают свои места.

 

Арутьлук. Сначала мы отправимся в эпоху Петра Первого. Ты узнаешь, что бывали времена, когда не так-то легко было стать культурным человеком.

 

Картина 3.

Слышится стук топоров. Возникает картина строящегося Адмиралтейства. На переднем плане не бревнах сидят три боярина.

 

Первый  боярин  (показывая другим свою неровно стриженную бороду).  Так-то,  бояре!   Лишился   я образа божьего! Сам царь Петр Лексеич стриг! Да что стриг! Какие бояре под горячую руку попадут, так и топором рубит! То-то европейская культура!

 

Сбоку  появляется  машина времени.

Волшебник и Вася выходят из нее, они одеты соответственно эпохе в европейское платье.

Подходят к боярам.

 

Арутьлук.  Здравствуйте,  почтенные бояре!  Что,  о житье горюете?

 

Второй боярин. Как же нам, добрый человек, не горевать? Давеча царь Петр Алексеевич как увидал мой кафтан, так тут же велел его полы обрезать (показывает обрезанные полы своего кафтана). Срам-то!

 

Вася. Неужто на улице так и резали?

 

Третий боярин.    А  то!  Всякое  терпеть  нынче приходится! Дочке моей, Марье, велели завтра на ассамблею прибыть. Туда уж в кафтане не сунешься, а девкам и вовсе стыд: плечи голые и кофий пьют!

 

Арутьлук    (Васе).    Да!  Нелегко  было  Петру I  приводить к просвещению свою родину! И манерам европейским учить, и моду вводить. Даже календарь пришлось поменять.

 

Первый боярин. Эх, кабы по-старому жили, завтра б Новый Год праздновали! Первое сентября наступает!

 

Второй боярин. Теперь до января ждать придется!

 

Третий боярин. Охо-хо!

 

Вася. И вправду, тяжело было боярам привыкнуть к европейской культуре! Помню, учительница в школе рассказывала, что царь Петр боярских детей еще и учиться за границу отправлял. Так что не в одном платье и манерах дело!

 

Арутьлук. Ай-да Вася, молодец! Кое-что понимать начал. Садись в машину. Нас ждет век Екатерины.

 

Картина 4.

Роскошный бальный зал. В глубине зала на троне восседает Екатерина II.

Дамы и кавалеры танцуют менуэт.

 

Княжна (склоняя голову). Ах, любезный граф! Не правда ли, изумительный бал?

 

Граф. О, милая княжна! Я очарован балом, музыкой и вами! Я был покорен вашим пением! А как чудесно вы читали стихи! Где вы получили   такое хорошее образование?

 

Княжна (скромно потупя взор). Ах, мой батюшка никогда не жалел денег на французских учителей музыки и лучших гувернеров из Англии!

 

Сбоку появляется машина времени.

 

Вася (волшебнику).   Похоже, мы действительно попали в век просвещения и культуры!

 

Арутьлук.    Э-э! Погоди. Манеры, образование, умение общаться - всего этого не хватит, чтобы быть культурным человеком.

 

Картина 5

Комната княжны. Бальное платье брошено на кровать, княжна в обычном наряде красуется перед зеркалом.

 

Княжна (вспоминая). Ах, граф, вы так любезны...(Кричит  грубым  голосом)  Парашка!  Гусыня неповоротливая! Секли тебя мало? Живо одеваться! Скоро граф прибудет!

 

Появляется машина времени.

 

Арутьлук. Видишь, Вася, как грубо эта образованная княжна разговаривает со своими дворовыми?

 

Вася. Да... А казалась такой воспитанной барышней.

 

Картина 6.

Комната Васи. Идеальный порядок. В окне возникает волшебное сияние,

появляется машина времени.

 

Вася (выходя из машины). Спасибо тебе, волшебник! С твоей помощью я понял, что значит быть культурным человеком. Важно не только быть вежливым и образованным, читать книги и слушать музыку, нужно еще уважать других людей, знать историю своей страны.

 

Арутьлук. Да, ты родился в стране, где жили и создавали свои творения величайшие поэты, художники, композиторы, имена которых стали известны во всем мире.

А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, И.Е. Репин...

Ты можешь гордиться тем, что родился в России!

 

Вася. Но неужели все, что создали эти великие люди, сохранится на века? А войны, катастрофы, землетрясения, извержения вулканов? Ведь они могут все это уничтожить!

 

Слышатся раскаты грома, сверкает молния...

 

Картина 7.

 

Арутьлук и Вася оказываются в ожившей картине К .Брюллова  «Последний день Помпеи».

Рушатся дома, падают статуи... Вдруг все замирает.

 

Арутьлук. Да, цивилизация часто подвергалась самым страшным испытаниям! Случалось, исчезали целые города!

 

Вася. Как же сохранялась культура?

 

Арутьлук.   Посмотри на этих  людей. Ведь они сохраняют ее в своих душах: пытаются помочь слабым, спасают близких, укрывают детей.

 

Вася. А вот и художник! Он не бросает кисти и краски, чтобы написать об этом картину...

 

Арутьлук. Ты многое понял! Читай книги, ходи в музеи и театры и не забывай, что самое главное – сохранить светлую душу и доброе сердце!

 

Все вокруг озаряется сиянием. Звучит торжественная музыка.

Волшебник поднимается по лестнице, состоящей из букв своего имени.

Теперь мы  можем  правильно прочитать его имя: «Культура».

 

 

 

  Rambler's Top100

 
     

 

 © Уварова Л.И., Уваров В.И.                     E-mail: den@cultura.spb.ru            Зеркало сайта www.day-of-culture.narod.ru

 2003 - 2008

 

Hosted by uCoz