2000 год,
провозглашенный Организацией Объединенных Наций по рекомендации ЮНЕСКО
Международным
годом культуры мира,
явился началом осуществления инициатив, содержащихся в
Программе действий в области
культуры мира
(принятой 53-й
сессией Генеральной Ассамблеи ООН 10 ноября 1998 года), а также
средством
привлечения людей из всех слоев общества к общим усилиям в рамках
глобального движения за культуру мира.
Выдержки из
Концепции:
Культура мира
возникла как единственная возможность выживания и развития, как
необходимый противовес войне и насилию.
Идея нового
видения мира – концепция
"Культура Мира" ("Culture
of Peace")
означает на русском языке искусство, умение, культуру жить в мире.
Культура мира –
динамичная инициатива, направленная на переход от логики силы и страха к
этике ненасилия, к логике разумного поведения, взаимного уважения и
любви.
Цель культуры мира
– не устранение конфликтов, как таковых, а построение такого мира, в
котором бы их урегулирование осуществлялось на основе системы
нравственных ценностей.
Российская
Комиссия по делам ЮНЕСКО и Бюро ЮНЕСКО в Москве являются инициаторами
проекта "Культура
мира в России – год 2000"
.
Культура мира,
понимаемая как утверждение общечеловеческих нравственных ценностей, как
ответ на вызовы так называемого "цивилизационного кризиса",
значима для России в той же мере, как для всех развитых стран,
сталкивающихся со все более острыми проявлениями отчуждения и
маргинализации личности, культивирования жестокости и насилия,
распространения различных форм экстремизма.
Из Программы
действий в области культуры мира:
- обеспечивать
просвещение детей, начиная с раннего возраста, в вопросах ценностных
установок, мировоззренческих взглядов, типов поведения и образов жизни,
с тем чтобы они могли разрешать любые споры мирным путем и в духе
уважения человеческого достоинства, терпимости и недискриминации;
- вовлекать детей в мероприятия,
прививающие им ценностные установки и идеалы культуры мира.
* * *
В соответствии с
выбранным девизом Дня Культуры для достижения поставленных целей в
воспитании детей, педагогам было рекомендовано проведение различных
культурных мероприятий, активизирующих учащихся к решению следующих
вопросов:
-
Что такое Культура? Что лежит в ее основе? Каково ее
значение в жизни общества?
-
Почему сегодня Культуру нужно защищать?
-
Красота как универсальный критерий оценки деятельности
человека
-
Чем различаются понятия «культура» и «цивилизация»?
-
Какие ценностные установки, мировоззренческие взгляды,
типы поведения и образы жизни способствуют разрешению проблем и споров
мирным путем, в духе уважения человеческого достоинства и терпимости?
-
Культура мира – как часть общечеловеческой Культуры –
направлена на переход от логики силы и страха к этике ненасилия, к
логике взаимного уважения и любви.
-
Объединение людей в защиту мира, в защиту Культуры –
насущная необходимость для выхода из «цивилизованного кризиса».
|
День Культуры в
Санкт-Петербурге - год 2000
«К миру и
ненасилию через Культуру»
День
Культуры в школах Санкт-Петербурга под девизом «К миру и ненасилию
через Культуру» был согласован и одобрен Комиссией Российской
Федерации по делам ЮНЕСКО, что позволило провести это мероприятие под
эгидой этой международной организации.
В 2000 году День Культуры в
Санкт-Петербурге проводился в пятый раз. В связи с тем, что этот год
ЮНЕСКО был объявлен Международным годом культуры мира (резолюция
52/15 от 20 ноября 1997 г.) и соглашаясь с важностью
постановки такого вопроса, понимая, что только через осознание важнейшей
роли Культуры в развитии всего общества возможно продвигаться к
всеобщему миру и сотрудничеству – в 2000 году День Культуры было решено
провести под девизом: «К миру и ненасилию через Культуру».
Культурно-воспитательная работа в этом направлении должна способствовать
расширению сознания детей, воспитанию у них основ мирного
сосуществования, опирающихся на высоконравственные принципы
взаимоотношений между людьми, на стремление к общему благу и
справедливости.
Человечество подошло к
необходимости решения проблемы взаимоотношений, к формированию нового
понятия – КУЛЬТУРЫ МИРА, как основы достойного, мирного
сосуществования, подготовки почвы для лучшего будущего.
Ибо все те проблемы, которые
так ярко предстали в последние годы перед странами и людьми, их
населяющими, уходят корнями в мировоззрение человека – в его
сознание, мотивы его поступков и поведения. Только изменив самого
человека – его отношение к окружающей действительности, образ жизни и
действия – можно рассчитывать на построение на планете целостной,
прогрессивной цивилизации, считают ученые.
Наука вплотную подошла к
доказательству существования взаимосвязи человеческого бытия с законами
мироздания. Основы миропонимания новой эпохи, несмотря на кажущуюся
сложность темы, могут вполне конкретно и кратко выражаться в единой
формуле:
согласно древним учениям и
теперь уже современным исследованиям ученых:
человек – это часть одухотворенной энергетической системы космического
мироздания, и он развивается по законам, внутренне присущим этой
системе.
От того, насколько осознана
человеком космичность бытия и ответственность людей за эволюцию на
планете зависит, проявляет ли он активную, созидательную роль в жизни
общества или предпочитает слабовольный уход от действительности,
отгородившись иллюзиями обывательского существования.
К такому же выводу пришли
участники Международной конференции
"Культура мира и ненасилия в
воспитании учащихся: опыт регионов России", которая состоялась в
октябре 1999 года в Москве. Обращаясь к Генеральной Ассамблее ООН,
Генеральной конференции ЮНЕСКО, правительствам, парламентам и
педагогической общественности стран мира с проектом КОНВЕНЦИИ о
миротворческом воспитании они приводят следующее определение:
ЧАСТЬ 1.
Статья 1. В настоящей
Конвенции "миротворческое воспитание" понимается как
организация деятельности человека и образовательно-воспитательных
структур, направленной на сознательное саморазвитие и самореализацию
личности в процессе ее разносторонней жизнедеятельности, обеспечивающей
осознание человеком:
– целостности мира как
единства природной, социальной и духовной среды его обитания;
– жизненной необходимости
плодотворного сотрудничества народов и государств для
сохранения планеты, цивилизации и культуры;
– согласия между людьми
и народами как основы любых действий во имя процветания и
прогресса человечества.
Миротворческое воспитание
формирует духовные предпосылки безопасного и гуманного будущего для
всех, активного участия каждого человека в созидании будущего.
Культура мира является одной
из граней Культуры. Бессмысленно пытаться воспитать в человеке культуру
мира, не заботясь о его общем культурном уровне. О каком сотрудничестве
и взаимопонимании может идти речь без культуры мышления? Также без
культуры чувств невозможно воспитать доброжелательность и терпимость,
сострадание и взаимопомощь. Только повышение культурного уровня людей
может приблизить нас к решению проблемы культуры мира.
При этом необходимо четко
разделять понятия культуры и цивилизации. Видный деятель мировой
культуры Николай Константинович Рерих считал, что продвижение
человечества и каждой личности к Культуре осуществляется следующими
этапами: «После невежества мы достигаем цивилизации, затем мы получаем
образование, затем следует интеллигентность, затем утончение и после
этого синтез открывает врата высокой культуры»[1].
Следовательно, проблемы
культуры мира тесным образом связаны с темами воспитания и
самовоспитания, с важнейшим вопросом о смысле жизни.
Познать, постичь духовные
начала бытия призван каждый учитель, каждый воспитатель, чтобы помочь
вступающему в эту сложную жизнь подрастающему поколению не заблудиться в
ней в самом начале.
Для чего живет человек на
свете? – Чтобы стать лучше. Чтобы подняться к вершинам своего «Я», чтобы
отдать обществу, миру лучшие свои достижения, тем самым выполняя свою
главную жизненную задачу, внести свой вклад в эволюцию человечества.
Если бы такие истины мог
услышать, познать, осознать каждый, кто ежедневно садится за школьную
парту – иная была бы статистика по количеству правонарушений, и вряд ли
сегодня так остро стоял бы вопрос о наркомании.
Кто может указать вступающим в
жизнь молодым людям эти истины, указать на цели и задачи существования
человека на земле? – только тот, кто сам их осознал, глубоко усвоил и
устремился к их достижению.
Когда говорят о
культуре мира, как правило, речь идет о воспитании терпимости и
доброжелательства.
Но сами по себе эти высокие
нравственные качества не могут возникнуть в характере человека, если не
проявлена воля к саморазвитию, а до этого – если не осознана
необходимость самого совершенствования. Поэтому так важно в самом начале
ставить вопрос о цели и смысле человеческого существования, о постижении
особого Знания – духовных законов бытия, ведущих человека к
необходимости самосовершенствования.
Таким образом, задачи
самосовершенствования являются сутью проблемы формирования
культуры мира.
Сложнейший процесс становления
нового человеческого сознания через современное миропонимание – к
преобразованию себя и мира – призваны облегчить и в большой мере
осуществить педагоги, а также ученые, деятели культуры и все те, кто
своим устремлением к общему благу прокладывают путь к формированию
высокой культуры мышления членов общества.
Подготовка к этому Дню
Культуры может осуществляться весь год, и Дни Культуры превратятся в
повседневные часы и минуты, в течение которых будут жить и применяться
основы Культуры, складываться Этика будущего – созидание мира как
основы жизни.
Такая высокая задача ко
многому обязывала и педагогов, и всех тех, кто в сотрудничестве с детьми
готовил этот Праздник. Во избежание профанирования великой идеи, каждому
участнику этого благородного процесса культурного созидания необходимо
было осознать ответственность за качество своей деятельности, ибо
Культура означает высшее служение совершенствованию, а значит,
накладывает обязательство по отношению к бытию.
В феврале - марте был
проведен Фестиваль
детского творчества ,
лауреаты и участники которого были награждены 15 апреля дипломами,
грамотами, памятными значками, бесплатными приглашениями в
Государственный Русский музей, Государственный Этнографический музей,
Филармонию, Капеллу, детский музыкальный театр «Зазеркалье», Театр
Юношеского Творчества городского Дворца творческого юных и на
торжественный концерт, посвященный Дню Культуры, с участием детских
творческих коллективов. Награждение лауреатов конкурса рисунков
проходило 15 апреля в художественном училище им. Н.К. Рериха, где для
гостей был организован концерт с участием воспитанников музыкального
училища им. М.П. Мусоргского.
Более 60 школ из пяти районов
Санкт-Петербурга приняли активное участие в проведении 15 апреля Дня
Культуры по теме Культуры Мира.
Для расширения и
популяризации движения по объединению в воспитании детей через
проведение Дня Культуры, в Санкт-Петербурге в 2000 году, оргкомитетом
совместно с СПб Государственным Университетом педагогического мастерства
и районными комитетами образования было организовано показательное для
педагогов проведение Дня Культуры.
Городские мероприятия,
посвященные Дню Культуры:
С 11 по 14 апреля 2000
года в рамках Дня Культуры в Международной детской Академия Художеств
была открыта Детская Галерея Мира где проходили мастер-классы, уроки
мира и спектакли для детей. Уроки мира – это уроки высших
общечеловеческих ценностей, творчества, приобщения детей с ранних лет к
Культуре мира. Темы некоторых из них: "Мама", "Земля – наш Дом",
"Солнце мира", "Город мира", "Человек мира", "Цветок мира", "Птица мира"
и др..
Главная
цель Детской Галереи мира – утверждение необходимости мира и
ненасилия на Земле как основы существования и дальнейшей эволюции
человечества, воспитания и образования детей через Культуру, Красоту и
Творчество, укрепление международного сотрудничества посредством
творческих контактов детей разных городов и стран ради мира и подъема
Культуры на планете.
Детская Галерея мира
создана из рисунков, которые родились в процессе различных уроков
мира на базе Школы мира "Семицветик" г Троицка Московской обл.
(инициаторы и организаторы – педагоги Школы мира "Семицветик" Ашикова
С.Г., Ашиков В.И. – авторы Российской программы воспитания и развития
дошкольников "Семицветик", утвержденной Минобразованием РФ).
В собрание рисунков
детей из Троицка гармонично влились детские работы из Дагестана,
Краснодарского края, Индии, Германии, Тибета, Японии и других стран.
15 апреля 2000 года:
Гимназия 116,
Приморского района – показательное проведение школьного Праздника Дня
Культуры для педагогов города
Детский музыкальный
театр «Зазеркалье» –
торжественный концерт детских творческих коллективов, посвященный Дню
Культуры.
Художественное
училище им. Н.К. Рериха –
награждение Лауреатов конкурса детских рисунков, посвященного теме
защиты Культуры, экскурсия по экспозициям училища, концерт муз. училища
им. М.П. Мусоргского.
Театр Юношеского
Творчества –
Спектакль, посвященный Дню Культуры, по пьесе А. Володина «Ящерица».
[1]
Н.К. Рерих. Держава
Света; Священный дозор. – Рига, 1992, с. 74.
|
|