«По
ступеням человечности – к ценностям Культуры»
ЛИШЬ ДУХОВНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ
ЖИВО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
Искусство, наука, религиозные,
философские и этические учения разных народов – все это
составляет духовную сокровищницу человечества.
Духовные ценности
Искусства могут быть оценены и
рассмотрены с самых разных сторон, но главная его ценность
заключается в том, что во всех своих формах искусство
открывает перед людьми путь взаимопонимания и дружбы.
Искусство – международно,
общечеловечно, интернационально.
Так же и Знания,
накопленные людьми за многовековую историю, являются
духовной ценностью общечеловеческой Культуры, и еще в
древности, наряду с красотой и здоровьем, знания ценились
больше всего.
Со временем духовные ценности
человечества конкретизировались все более, и сегодня есть
все основания для их широкого и углубленного понимания и
осмысления. Для чего
это нужно? Ответ прост – для того, чтобы сохранить все то
лучшее и прекрасное, что накоплено человечеством, что
является жизненной необходимостью, основой развития каждого
человека и всего общества. Сохранить и приумножить.
ЦЕННОСТЬ
–
(Словарь русск. языка)
– 1. важность, значение; 2. ценный предмет,
явление
Термином «ценности»
люди пользуются с древних времен, но со второй половины Х1Х
века появилась особая наука о ценностях – аксиология.
Согласно аксиологическому
подходу, культура есть система ценностей, иерархия
идеалов и смыслов. В связи с этим, особое значение имеют
творческий и личностный аспекты культуры, а сама она
рассматривается как мера гуманизации
общества и человека. С этой точки зрения взаимосвязь
понятий Культура и Человечность является очевидной.
Как известно, слова
«гуманизм», «гуманность» означают «человечность,
человеколюбие». В то же время слово «humanitas»
в переводе с латинского означает также «культура»1.
На том факте, что Культура и Человечность – понятия
неразделимые, внимание, как правило, не заостряется ни при
изложении основ культурологии, ни при обсуждении каких-либо
вопросов культуры общества и личности. Но поднимать этот
вопрос – о значении гуманности и культуры, об их взаимосвязи
– становится с каждым днем все нужнее, и необходимость эта
вызвана суровой действительностью.
В наше время сложных
общественных преобразований Культура оказалась в большой
опасности: на нее наступает и бесцеремонно теснит ее
псевдокультура
–так называемая «массовая
культура», или как ее еще определяют ученые, эрзац-культура,
или суррогат2.
«Массовая
культура», пользуясь невзыскательностью интеллектуальных и
эстетических запросов потребителя, непросвещенностью людей в
вопросах Культуры, незаметно подменяет истинные ценности
Культуры на фальшивые, и, поскольку является действительно
массовой, имея выход на самую широкую аудиторию через СМИ и
хорошо технически оснащенная, она становится чрезвычайно
опасной для общества, особенно, для подрастающего поколения,
вселяя в сознание
молодых людей сомнения в
этических основах жизни. Именно в
подмене ценностей – моральных норм, принципов, идеалов,
понятия добра, справедливости, счастья и т.п., которые
человек может усвоить в ходе социализации, приобщаясь к
Всемирной Культуре, и которые являются Основами бытия – в
этой замене натурального питания, поступающего из Культурной
сокровищницы, на «искусственное вскармливание» и заключается
пагубное влияние «массовой культуры».
Известно,
что всякий суррогат есть ложь, и лживые основы не могут
возникнуть в качестве прочных устоев, потому разрушение и
самоистребление в таком случае неминуемы.
Человек не может жить без пищи
духовной и, в связи с этим, процесс воспитания подрастающего
поколения можно рассматривать как питание всем лучшим и
возвышенным. Но какое питание получает ребенок из рук
«массовой культуры», яростно насаждающей не возвышенное, но
все самое низменное? Поесть, поспать,
развлечься – эта психология животного настойчиво
внедряется в неокрепшие умы и находит свое место, укореняясь
в сознании многих, словно и не было восторгов и находок от
соприкосновения с истинно Прекрасным, преклонения перед
подвигами и красотой самопожертвования!..
Дети с
малых лет должны знать, что есть
общечеловеческие ценности, которые связаны с простейшими формами
взаимоотношений людей, с человеколюбием, и что
всегда, во все времена считалось нормой – не
воровать, не убивать, помогать людям в трудностях, говорить
правду, выполнять обещания и т.п.; у всех народов всегда
поощрялись – честность, смелость, великодушие, скромность, а
осуждались – жестокость, лицемерие, зависть, трусость...
Если эти
нормы, устои жизни будут подменены, если произойдет их
замена на фальшивые, ненастоящие, поддельные ценности, если
будут опошляться высокие понятия, такие как Любовь, Родина,
Материнство, и подвергнутся осмеянию чувства долга, чести,
достоинства, совести, то ясно, что само здание Жизни
окажется без фундамента, и человеческое общество окажется,
мягко говоря, в сложном положении.
Начало этого процесса,
отчасти, мы уже наблюдаем по тому нарастанию общего кризиса
и тех проблем, которые носят теперь уже глобальный характер.
Многим и многим становится
ясно, что спасение от саморазрушения и самоистребления – в
Культуре, в осознании ее духовных ценностей, в том
Прекрасном и Познавательном, что лежит в основе творческого
культурного созидания. Воспитание на
этих ценностях позволит отличать прекрасное от безобразного,
возвышенное от низменного – не только в произведениях
искусства, но и в быту, в труде, в поведении людей.
Охраняя духовные ценности,
одновременно заботимся о духовном здоровье человечества, тем
самым сохраняем и здоровье физическое для всех жителей нашей
планеты. Если говорить образно – в духовную атмосферу, как и
в физическую, каждый выдыхает свое, но вдыхают все вместе.
Это является основой психологического климата любого
коллектива – об этом климате принято заботиться, но такой
подход может быть применим и в
общечеловеческом масштабе.
Культуру
часто считают синонимом слова «цивилизация». Однако,
отождествление этих понятий так же ошибочно, как и их
противопоставление.
Культура и цивилизация не являются антиномиями
(взаимоисключающими понятиями или противоречиями) – они
взаимно дополняют друг друга и так же взаимообусловлены, как
материальное и духовное начала в Культуре.
Это неразрывное единство,
синтез материального и духовного,
обеспечивает явлениям Культуры их вечное существование.
Иначе говоря, то, что рождается на духовной, культурной
основе, становится навсегда достоянием человека (его
внутреннего мира), общества, цивилизации.
Цивилизация – явление
преходящее, связанное с обустройством жизни и
рукотворчеством, это внешние
пределы развития общества, тогда как Культура является
сущностью духовного качества жизни. Цивилизации приходят и
уходят, возникают и разрушаются, в то время как вечный дух
Культуры, носителем которой является человечество в целом,
остается, проходя свои циклы развития через многие
поколения, укрепляя их дух.
В справочной литературе по
философии, социологии, культурологии часто поднимается
вопрос о соотношении Культуры и цивилизации, указывается,
что цивилизация связана не столько с творчеством, созданием
культурных ценностей, сколько с их потреблением. Отмечается,
что развитие цивилизации тесно связывается с изменением
образа жизни людей: со стремлением к комфорту, созданием
красивых и надежных машин, домов, участием во множестве
развлечений, приобщением к «массовой культуре».
Суть единства Культуры и
цивилизации, их взаимообусловленность взаимодействия
заключается именно в том, что
гуманистические ценности Культуры могут воплотиться в жизнь
лишь с помощью развитой цивилизации. В свою очередь, высокая
цивилизация может быть построена только на основе
культурного творчества. В
этом заключается необходимость гармонизации отношений
между Культурой и цивилизацией, так же как между духом и
материей человеческого бытия.
Но в наше время материальное,
по ряду причин, заняло господствующее положение, что
выразилось в техногенной, бездуховной цивилизации,
использующей мощные технические средства вне зависимости от
каких-либо нравственных установлений.
Такое положение могло
возникнуть лишь вследствие опережающего развития
цивилизации, излишнего внимания к технической оснащенности
за счет игнорирования проблем культурного строительства.
В синтезе Культуры и
цивилизации – основа построения лучшего будущего. Такая
точка зрения все чаще преобладает в ходе дискуссий о путях
решения глобальных проблем человечества. Важно уяснить, чем
отличаются и чем схожи эти понятия.
НА ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ –
ЗНАЧИТ НА ЯЗЫКЕ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ
«Человечность» как
интегрированный показатель включает в себя такие качества,
как:
долг
и ответственность, совесть, достоинство, доброжелательство и
дружелюбие, сочувствие, терпимость, справедливость,
отзывчивость, искренность, честность, доверие, великодушие,
самоотверженность, подвижничество, милосердие, сострадание,
любовь.
Каждое из этих понятий требует
глубокого осмысления. Но особо следует подчеркнуть, что ДОЛГ
и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ составляют основу Человечности в нас, и
нужно осознать, в первую очередь, именно эти качества, их
значение, пути их развития в процессе формирования личности.
Все качества, составляющие
Человечность, формируют духовное взаимопонимание и духовное
сотрудничество между людьми и целыми народами, и поэтому,
так же как и другие достижения, они относятся к культурным
ценностям и составляют Общее благо человечества.
Поэтому их нужно осознать, беречь и культивировать, всемерно
способствовать созданию условий для
их развития4.
В то же время надо понимать,
что у Человечности в жизни есть яростные противники:
грубость, жестокость, ложь, лицемерие – то, что препятствует
продвижению человечества. Все это является отклонением от
нормы. Важно отметить, что жестокость (бесчеловечность)
бывает не только телесной, но и психической, и это особенно
отвратительно5.
В свою очередь, опасность лжи и
лицемерия заключается в том, что, проявляясь как в быту, так
и в общественной жизни, они, искажая действительность, не
дают возможности построить четкую и правдивую картину
окружающего мира и своим стремлением объединить
несовместимое (например, неконтролируемые «рыночные
отношения» в экономике и социальную защиту населения),
способствуют образованию хаоса в человеческом сознании.
Причина этих негативных
явлений – в невежестве, в нежелании познавать, в отсутствии
стремления постичь законы духовной жизни,
причинно-следственные связи.
Помочь молодому поколению
разобраться в сложностях жизни, осознать духовную сущность
вещей и явлений, уберечь от увлечения внешней,
бессодержательной красотой (красивостью) и ложными истинами
– в этом состоит непростая и вместе с этим благородная
задача каждого педагога, преподавателя, воспитателя.
Снова и
снова вспомним истину: созерцая
Прекрасное, слушая Прекрасное, мы улучшаемся.
Вся культурная сокровищница в распоряжении человека
познающего. Культура как совокупность достижений в
различных областях человеческой деятельности – не мертвый
груз накоплений, но живой организм, полный мощной
психической энергии и, наряду с природой, дающий эту
жизненную силу каждому, кто устремлен к познанию и
совершенствованию.
Познать себя, природу, мир
путем Прекрасного можно лишь при том условии, что познающий
становится соавтором с художником, мыслителем – создателем
произведения, если человек умеет наблюдать и мыслить, и быть
при этом благодарным. Благодарность есть великий
двигатель, есть средство ускорения пути к вершинам духа.
Сознавая, с какой жертвенной любовью приносят мастера
культуры людям свой труд и мастерство, свои жизненные
наблюдения и, понимая, какое это счастье – следить за мыслью
гения и чувствовать, что ты становишься богаче, – можно ли
остаться в душе неблагодарным к работе духа, поднимающего
нас!
Стремясь к
самосовершенствованию и поддерживая эту направленность в
других, педагог помогает людям устремиться в будущее и
каждый новый день приветствовать как дающий новые
возможности.
Важно осознать, что решение
вопроса воспитания Человечности заложено в самой основе
человека, в основе его внутреннего мира, в развитии его
сознания и в осознании тех преимуществ, которые дает идея
сослужения Общему благу, ведущая
к необходимости работы каждого по самосовершенствованию, к
преобразованию собственной духовно-нравственной сферы.
Преобразить природу человека
возможно лишь его неутомимой и упорной работой над собой. И
начать такую деятельность нужно с осознания цели и смысла
существования6,
законов взаимосвязи всего сущего, тех особенностей, которые
заключают в себе характер человека и его поведение, значения
привычек в нашей жизни. И главное в такой работе –
освобождение от старых представлений о мире, углубление и
утончение сознания, изменение взглядов на жизнь, что вызвано
объективной необходимостью – развитием самой жизни,
утверждением новой научной парадигмы и нового подхода к
изучению человека – как целостного
космопланетарного явления.
«Через миропонимание и
самопознание – к преобразованию себя и мира»
– такова эволюционная задача человека, таков путь развития
личности.
* * *
Как видим, все упомянутые выше
явления тесно взаимосвязаны. Чтобы сохранить культурные
ценности – необходимо обратить особое внимание на воспитание
Человечности, что возможно лишь через духовно-нравственное и
эстетическое совершенствование человека. В свою очередь,
совершенствование невозможно без приобщения к ценностям
культуры. Из этой, несколько упрощенной, но достаточно
наглядной цепочки общего процесса развития человечества
нельзя удалить ни один элемент, не разрушив ее.
Естественно, что
духовные
ценности человечества, выраженные в многообразном
творчестве, не могут быть обсуждаемы холодно и формально.
Поэтому, когда речь идет о культурных сокровищах
человечества, нельзя обойти молчанием СЕРДЦЕ человеческое.
На сердечном чувстве основаны лучшие человеческие отношения,
дружба. Тема дружбы должна быть особенно в центре внимания
при обсуждении духовных культурных ценностей среди молодежи,
в детской среде.
Существует прекрасное
выражение: культура умолкает там, где сердце немо.
Сердце является не только
символом души (переживаний, чувств, настроений), но и, как
отмечают ученые-педагоги, главным органом мысли7.
Сердечность – это искренность и простота, это мощный магнит,
основа великого творчества отношений между людьми, на
котором строится вся эволюция. Милосердие, сострадание
являются высшим проявлением действия сердца, это – дары
человеческого сердца. Если человек живет только умом, он
лишен истинной культурности. Именно на сердечности, на
взаимоуважении основаны качества Человечности.
ЧЕЛОВЕК, БУДЬ ЧЕЛОВЕЧНЕЕ!
__________________________________________
1 Краткий философский
словарь/ Под ред. д-ра филос.
наук А.П. Алексеева. Изд. 2-е, перераб.
и доп. – М.: Проспект, 2001. – с. 488.
2 К
«массовой культуре» ученые относят такие направления и
проявления, как: средства массовой информации, индустрия
досуга и имиджа, система организации и стимулирования
массового потребительского спроса – реклама, мода,
секс-индустрия и другие формы провоцирования
потребительского ажиотажа вокруг вещей, услуг и т.д.,
превращающая процесс безостановочного потребления социальных
услуг в самоцель существования. – См. энциклопедию
«Культурология. XX век» (СПб.: Университетская книга – «Алетейя»,
1998, том 2, с. 22).
3 Краткий философский
словарь/ Под ред. д-ра филос.
наук А.П. Алексеева. Изд. 2-е, перераб.
и доп. – М.: Проспект, 2001. – с. 171
4 Для
начала надо знать хотя бы их определения (см. ниже)
5 Мысль человека, именно
мысль, часто готова к убийству. Мало кто вдумывается
в смысл заповеди – «не убий»: ведь трудно подчас
различить, где больше убийства – в руке, в слове или в
мысли.
6 Несмотря
на серьезность и сложность этой темы, она занимает умы не
только людей зрелого возраста, но и немалой части юношества
(см. на данном сайте сочинения школьников на тему «Для чего
живет человек?»).
|