Идея проведения Дня
Культуры в школах Санкт-Петербурга возникла из стремления
определенной части общественности оказать помощь школьным
учителям и другим педагогам в воспитании подрастающего
поколения, когда в трудное переходное время смены эпох наше
общество столкнулось со многими проблемами, в том числе и
духовно-нравственного воспитания. Необходимо было найти
средство, которое способствовало бы скорейшему просветлению
сознания, его качественному росту, актуализации духовной
активности. На одно из таких действенных средств спасения
указывал в свое время Н.К. Рерих. «Мы услышим и о мировом Дне
Культуры, когда во всех школах и просветительных обществах
одновременно будет посвящен день осознанию национальных и
мировых культурных сокровищ»1.
Опыт работы по проведению
школьного Дня Культуры позволяет выделить организационные
моменты, которые начинаются, как это принято, с определения цели
и задач.
Целью
школьного Дня
Культуры является: установление традиции единения людей –
творческих личностей и организаций – в деле воспитания
подрастающего поколения на основе Культуры как синтеза Знания и
Красоты, осознания и защиты лучших достижений
человеческого творчества.
В соответствии с целью Дня
Культуры определяются задачи и пути их
реализации, связанные с тем, чтобы способствовать:
• пониманию обществом
истинного значения Культуры – как почитания Света
(духовного начала), как единства Искусства, Науки и
Религии – всего священного, познавательного и прекрасного;
• осознанию значения
корректирующей функции Культуры в развитии общества;
• признанию приоритетной
роли духовно-нравственного и эстетического воспитания в
социально-экономической политике государства и жизни общества;
• воспитанию и развитию у
подрастающего поколения чувства прекрасного, утончённого,
расширенного сознания, что может осуществляться путём:
– ознакомления с лучшими
творениями человечества, выраженными в произведениях мирового
искусства и литературы, в достижениях науки, а также в
различных этических, философских, религиозных учениях;
– создания условий для
широкого проявления детского и юношеского творчества;
– воспитания
ответственности за сохранность и защиту культурных творений
человека;
• а также способствовать
объединению людей в устремлении к духовному совершенствованию, к
творческому, деловому сотрудничеству.
КАК ПРОХОДИТ ЭТОТ
ДЕНЬ?
Прежде всего, в такой
День, по замыслу его вдохновителя, вместо обычных уроков
должны прозвучать вдохновенные поэтические рассказы о лучших
достижениях человеческого творчества, которые могут «светлой
вестью зажечь молодые сердца».
Далее следует отметить,
что в процессе подготовки и проведения этого Праздника
используются самые разнообразные формы
сотрудничества и воспитательной работы: педагогические семинары,
беседы и лекции, дискуссии и диспуты; творческие и музыкальные
вечера; проведение различных тематических выставок; организация
конкурсов, викторин, концертов классической музыки, театральных
постановок; просмотр видео- и слайдпрограмм; посещение театров,
музеев; автобусные и пешеходные экскурсии по городу, области,
другим регионам и т.п.
Годы практики выявили
некоторые характерные черты и особенности организации этого
Праздника, которые заключаются в следующем.
1. День Культуры как метод
приобщения подрастающего поколения к Прекрасному, является
особой формой объединения творческих сил
различных социальных групп населения и, в первую очередь,
педагогов, школьников и их родителей в борьбе за сохранение
культурного достояния. Такое единение облагораживает и возвышает
дух человеческий, несет спасение от воздействия разрушительных
тенденций, имеющих место в обществе.
2. Праздник Дня Культуры
проводится в один день (в данном
случае – 15 апреля), что позволяет лучше объединить усилия в
воспитательном процессе, создать атмосферу торжественности и
единения людей в мыслях о Культуре, в их действенном устремлении
к высшему, светлому началу.
3. День Культуры как
сознательное объединение людей в защите культурных ценностей
проходит под Знаменем Мира;
это Знамя имеет на белом фоне в круге три соединенные
амарантовые сферы, как символ Вечности и Единения (единство
прошлого, настоящего и будущего в кольце Вечности, или: синтез
искусства, науки и религии в круге общечеловеческой Культуры).
Еще в 1935 году при подписании «Договора об охране
художественных и научных учреждений и исторических памятников»
Знамя Мира – Знамя Культуры – было утверждено как отличительный
знак защиты культурных ценностей. (Амарантовый цвет - особый
красный цвет амарантового дерева)
4. Праздник Дня Культуры
не является очередным мероприятием развлечения и увеселения, но
определяет день «когда во всех школах и образовательных
обществах одновременно, просвещённо напомнят об истинных
сокровищах человечества, о творящем героическом энтузиазме, об
улучшении и украшении жизни»2,
т.е. этот праздник провозглашает
торжество Знания, подвига и Красоты.
5. В основе Дня Культуры
заложен принцип добровольности –
когда все организаторы будут сами убеждены в том, «насколько
нужна и жизненна программа культуры как оздоравливающее начало,
как жизнедатель». Следовательно, День Культуры не должен
быть превращен, как предостерегал Н.К.Рерих, в лицемерные
лжеторжества, «когда нет истинной радости, но только подделка
под радость», когда нет убежденности
в правильности и крайней необходимости собственной
деятельности.
6. Организационно День
Культуры разделяется на два главных этапа: подготовки и
проведения. Этап подготовки может проходить в течение всего
учебного года – через организацию различных мероприятий,
способствующих воспитанию у подрастающего поколения высоких
эстетических чувств, развитию художественного вкуса,
углубленного понимания мира.Второй этап – проведение
самого Праздника – отличается тем, что здесь на первый план
выходит особая торжественность момента: когда всех участников
Праздника объединяет возвышающее чувство единства в мыслях о
Культуре, в делах по защите светоносного значения Знаний и
Красоты.
Необходимо отметить,что школьные библиотеки и музеи
могут стать лучшими помощниками при подготовке Дня Культуры.
Выставки книг о Культуре и
репродукций по искусству в течение учебного года – прекрасное
продвижение к целям Дня Культуры.
Тематические подборки
литературы для школьников: по различным видам искусства, по
отраслям науки, по истории религии, а также этических и
философских учений; выставки методических материалов по теме
нового мировоззрения для учителей – все это неоценимая помощь
педагогам и организаторам Дня Культуры в подготовке сознания
детей к этому Празднику.
Заниматься воспитанием
вкуса, распространением чувства Прекрасного, всеми родами
искусства - вот основная задача музеев,
и остается только сожалеть, что «многие живые понятия древнего
мира приобрели в нашем обиходе вместо, казалось бы, заслуженного
расширения, наоборот, умаление и обеднение»3.
Музей – обитель всех родов
Прекрасного. И не только в смысле сохранения тех или иных
образцов, но в смысле жизненного и творящего их применения. Пора
уходить от ограниченного понятия Музея как хранилища, а
возвращаться к первоначальному его значению:
Музейон – это прежде всего Дом Муз,
и сама школа может стать таким Музейоном.
Однако, как в любом
большом и важном деле, при подготовке Дня Культуры могут
возникнуть свои проблемы, и надо ожидать что трудности эти
сообразны размеру самого дела. Как выясняется, за последние
полвека проблемы эти мало изменились, и вот как о них писал
Н.К. Рерих в статье «Постоянная забота».
«За годы подготовительных
действий наши разнообразные комитеты могли убедиться, что
осознание Культурных ценностей совсем не так легко проникает в
разные общественные секторы. Каждый может вспомнить, сколько раз
ему пришлось сражаться за, казалось бы, самые простые
соображения. Каждый с сожалением вспоминает, что даже среди
интеллектуальных слоев было встречено немало враждебности и
непониманий.
Таким путем и впредь
нельзя обольщаться мыслью, что понимание о всенародном охранении
Культурных ценностей так легко и повсеместно снизойдет... Многие
будут истерически вопить о Культуре и в то же время не
приложат никаких своих стараний в тех случаях, когда они могли
бы что-то спасти. Будут продолжатьсядни Культуры,
на которых будет внешне повторяться это слово, но никаких
действенных последствий не будет происходить»4.
И еще: «Если вы где-либо
услышите о каких-то торжествах культуры, о праздничных днях,
культуре посвященных, а затем узнаете, что на следующий день там
же творилось и допускалось нечто антикультурное, то не верьте в
эти торжества. Они были лишь суесловием и лжесловием. Они лишь
опоганивали светлое понятие культуры. Теперь много где бывают
объявленные дни культуры, на которых люди клянутся друг другу в
том, что не допустят более некультурных проявлений... Как было
бы хорошо, если бы все эти клятвы были искренними и
неизменными... Нельзя зря или злоумышленно произносить
большие слова... Необходимо вспомнить о принципах культуры и
не для лжедней культуры, но для внесения ее основ в жизнь
каждого дня.
Нельзя
откладывать на какие-то долгие сроки истинные дни культуры.
Иначе лжеторжества могут кому-то показаться уже достаточными.
Ведь одно повторение слова "культура" еще не значит
основание и применение этого понятия... Также невозможно
профанировать и то великое понятие, которое должно улучшить
и обновить сумерки современного существования»5.
Тому, кто хочет помочь
делу культурного строительства проведением Дней Культуры,
необходимо также учитывать следующее.
Для того, чтобы успешно
начать осуществлять эту деятельность в соответствии с ее
высокими целями, необходимо прежде всего проявить внимание к
тем, кто будет непосредственно решать культурно-воспитательные
задачи, утончая и облагораживая дух человеческий. Как мудро
изрек поэт:
«Красу не оценить
неискушённым глазом -
Алмазы огранить
возможно лишь алмазом».
Кто сможет утончать
сознание своих воспитанников? Только тот педагог, кто сам
осведомлен и опытен в деле духовного совершенствования, кто
позаботился о своем духовном росте, кто владеет основами
передового мировоззрения. Иначе – неизбежна профанация
(когда великие идеи искажаются неправильным, невежественным к
ним отношением, что совершенно недопустимо), иначе – может
получиться, что любой выход в кинотеатр или посещение
любого театрального спектакля уже будет восприниматься как
выполнение задачи культурного воспитания.
Подготовка сознания детей
к восприятию Прекрасного требует от самого педагога
предварительной работы по собственному усвоению истинного
понимания Культуры в духовном её значении – как синтеза
Знания и Красоты, единства Познавательного и Прекрасного.
Практика проведения
ежегодного Дня Культуры в школах Санкт-Петербурга и
Ленинградской области за последние годы подтверждает, что именно
так, малыми средствами,в каждодневности, можно
осуществлять борьбу с воинствующим бескультурьем:
с невежеством –
противопоставляя ему красоту Знания и знание о Красоте;
с пошлостью – являя юным
прекрасные примеры духовного творчества;
с косноязычием –
показывая, как творили великие деятели, поведав об утончённой
простоте их языка, которая приходит лишь с чувством гармонии.
День Культуры как форма,объединяющая творческое участие педагогов, школьников и их
родителей, всех людей в деле культурного созидания, обладает
многими ценными свойствами, среди
которых:
– доступность
этого средства для всех участников процесса;
– вместимость по
содержанию;
– разнообразие форм;
– неограниченность
по широте охвата;
– гибкость
применения в меняющейся обстановке.
* * *
Многое можно сделать
полезного таким путем для мира, для
Культуры, дать толчок к развитию, к росту и «вовсе не надо ждать
всемирного признания. Начало общего Блага и Красоты творится
во всяком размере, сохраняя свой животворный потенциал»6.
___________________________
1 Знамя Мира - М: МЦР,
1995.с.68.
2Там же, с. 106.
3Н.К. Рерих. О Вечном. - М.:
Политиздат, 1991, с. 14.
4 Знамя Мира - М: МЦР, 1995.с. 129.
5
Н.К. Рерих. О Вечном. - М.: Политиздат, 1991, с.114.