День Культуры в
Санкт-Петербурге - год 2001
«Познание мира
через искусство»
«Познание мира через
искусство» – таким был девиз Дня Культуры 2001 года, задачей
которого было содействие утверждению воспитательного значения искусства
как мощного средства духовного развития в образовательном процессе.
Этот девиз родился,
благодаря выводам, сделанным по результатам работы педагогической
научно-практической конференции
«Синтез Познавательного и
Прекрасного в образовании», организованной СПб отделением
Международной Лиги защиты Культуры и прошедшей 9–10 января 2001 года в
Санкт-Петербурге в рамках подготовки Дня Культуры. Конференция была
посвящена культуре и образованию, а также особому значению искусства в
формировании личности, утверждению духовных и эстетических основ
воспитания подрастающего поколения.
Ориентируясь на общую цель
воспитания, подчеркивая неоценимую роль искусства и в целом культуры в
процессе формирования личности, расширении сознания нового поколения XXI
века, участники отмечали значимость и необходимость гармонизации
научного и художественно-образного способа познания мира.
По мнению участников
конференции, решению этих педагогических задач, обозначенных как
жизненно важных для развития общества, в значительной степени
способствует общественное движение по проведению ежегодного Дня Культуры
в школах.
При подготовке ко Дню
Культуры предлагалось обратить особое внимание на то, что в наши дни
быстро размножается и утверждается как норма все вульгарное, преобладает
упрощенный, примитивный и грубый взгляд на жизнь, искажающий истинное
представление о действительности и окружающем мире.
Легко и незаметно ничтожный
и опасный червь пошлости проникает всюду, покрывая собою даже
здоровые ткани, и все это происходит в начале ХХI века, когда
обществом накоплены несметные духовные богатства в самых разных областях
человеческой деятельности!
Достижения высочайших
вершин творчества – в литературе, искусстве, науке и технике казалось
бы, должны вдохновлять наше поколение на новые и новые поиски
совершенства. Но наблюдается совсем обратный процесс – резкое
отстранение от достигнутого в духовной сфере. Словно и не было восторгов
от находок и открытий Прекрасного, искреннего восхищения изящным
искусством, преклонения перед подвигами и красотой самопожертвования...
Об этом в наше время уже не принято говорить. Цинично высмеиваются
нравственные принципы, попираются дорогие людям идеалы, подвергаются
издевательству исторические достижения человечества – Культуры.
Человек мыслящий не может
не оценивать окружающее и не использовать при этом мерило Красоты. Что
же происходит? Не Прекрасное, но безобразное становится привычным на
телевидении, в печати, в досуговой сфере. Серость и необразованность
руководят и празднуют победу над Культурой... Повсюду преобладают
грубость, невежество, мещанская психология.
Надо спешить защитить
Красоту, иначе целое поколение нынешних молодых людей будет отлученным
от истинной Красоты и, взращенное в псевдокультуре, породит и заполнит
этот разноцветный мир серостью, уродством и безобразием.
Почему же так много
безобразного в обществе? Великий русский язык всегда готов придти на
помощь: если есть без-образие, значит, нет образа, нет красоты, нет
облика – надлежащего вида, представления, а в целом, нет порядка.
Именно, в безобразии нет порядка, нет, что называется, «царя в голове»,
иначе говоря – нет контроля.
Как известно, журналисты
весьма дорожат свободой своего творчества и очень не любят цензуру, но
контроль над порядком не есть цензура. Контролю над надлежащим порядком
– соблюдением законов Этики – быть следует: и в эфире, и в печати и во
всей окружающей жизни, но до этого, в первую очередь, пусть будет
контроль над собственной мыслью, пусть будет порядок и красота в
собственном мышлении. Ибо все прекрасное или безобразное в наших
творениях берется от красоты или безобразия в наших мыслях.
Более двух тысяч лет тому
назад Платон оставил нам прекрасную весть:
«От красивых образов мы
перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни и от
красивой жизни – к абсолютной красоте».
Научиться культуре мышления
и научить
красиво мыслить детей – значит спасти от тьмы разрушения наше
достояние, Культуру, спасти наше будущее.
Все, что создано лучшего в
искусстве, в науке, в духовных учениях – все это должно быть осознано
людьми и защищено от гибельного забвения. Но в этом может участвовать
лишь добрая воля людей. Безволие же, ставшее характерной чертой многих
представителей нашего общества, в том числе и передовой ее части –
интеллигенции, породило откат к первобытному строю: хорошо поесть и
развлечься – эта психология обывателя захватила сознание и стала милой
сердцу для большинства нашего населения.
«Сон разума порождает
чудовищ» – когда-то художник Гойя создал картину с таким названием.
Сегодня безобразие в полный рост замаячило на горизонте как перспектива
развития общества.
Пора проснуться от тяжелого
сна.
Пусть для нашей
интеллигенции послужат предостережением слова всемирно известного
художника и мыслителя Н.К. Рериха из его статьи «Окостенение» – эти
слова, как и все творчество семьи Рерихов, удивительно актуальны для
нас.
«...Тьма пользуется своей
обычной тактикой: она влезает и ползет незаметно. Сперва
псевдоцивилизация, затем псевдонаука, псевдодружелюбие,
псевдодостоинство, а там уже во всем безобразии окостенения
псевдочеловек. Все это не так далеко от действительности...».
Только наш внутренний свет
и огонь души сможет победить тьму безобразия.
Необходимо помочь молодому
поколению осознать Красоту.
В связи с вышесказанным, в
период, предшествующий Дню Культуры, предлагалось провести педсоветы в
школах, беседы на родительских собраниях, занятия с учащимися, по
предлагаемым ниже темам.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА
ПРОВЕДЕНИЯ БЕСЕД ПЕДАГОГОВ
С УЧАЩИМИСЯ И РОДИТЕЛЯМИ
"От красивых образов мы
перейдем к красивым мыслям,
от красивых мыслей – к
красивой жизни и
от красивой жизни к
абсолютной красоте".
Платон
1. Значение и с к у с с т
в а в формировании и развитии способностей человека творчески
преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам Красоты.
2. Красота как критерий
просвещения.
3. Использование
художественных образов в творчестве великих людей и ученых как
проявление единства Познавательного и Прекрасного на примере жизни
Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносова, Н.К. Рериха, А.Л. Чижевского, А.П.
Бородина и др.
4. Воображение и общее
значение его функции обеспечивать познание. Психологические особенности
воспитания воображения – развитие внимательности, наблюдательности,
представления, способности мечтать о прекрасном и т.д.
5. Развитие
художественного вкуса, чувства меры и ритма, чувства гармонии через
постижение красоты звука. Музыкальное воспитание как процесс приобщения
личности к Культуре, как средство формирования нравственных чувств,
идеалов, эстетического вкуса и потребностей.
6. Социально-психологические и этические проблемы массовой музыкальной
культуры; просветительская работа среди молодежи в области музыки как
защита от манипулятивной деятельности средств массовой
коммуникации.
7. Роль книги в
воспитании и познании мира, в развитии художественного вкуса учащихся и
формировании мировоззрения. Пути духовного развития личности: от умения
читать – к умению размышлять.
8. Воспитание культуры
чтения и речи в процессе эмоционально осмысленного восприятия словесного
искусства, воспитание умения отличать Прекрасное от безобразного.
9. Влияние
изобразительного искусства на воспитание творческой личности.
10. Произведения
изобразительного искусства и информационные технологии. Визуальный образ
и средства массовой информации.
11. Ребенок в пространстве
театра. Театр как образовательное и игровое пространство развития
личности ребенка.
12. Роль музея в изучении
Культуры и истории человечества, в формировании понимания Культуры в
единстве науки и искусства, познавательного и прекрасного.
|