Санкт-Петербургское отделение

 Международной Лиги защиты Культуры

День единения в Культуре

 

 

     
 

 

«К миру и ненасилию через Культуру»  Rambler's Top100

 

Важнейшая задача воспитания культурных, мирных отношений поставлена перед мировым сообществом Международной организацией ЮНЕСКО, которая  провозгласила период 2001–2010 годов  

Международным десятилетием культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты.

 

2000 год был объявлен Организацией Объединенных Наций по рекомендации ЮНЕСКО Международным годом культуры мира, что явилось началом осуществления инициатив, содержащихся в Программе действий в области культуры мира (принятой 53-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 10 ноября 1998 года), а также средством привлечения людей из всех слоев общества к общим усилиям в рамках глобального движения за культуру мира.

 

Выдержки из Концепции "Культура Мира":

Культура мира возникла как единственная возможность выживания и развития, как необходимый противовес войне и насилию.  

Идея нового видения мира – концепция "Культура Мира" ("Culture of Peace") означает на русском языке искусство, умение, культуру жить в мире.

Культура мира – динамичная инициатива, направленная на переход от логики силы и страха к этике ненасилия, к логике разумного поведения, взаимного уважения и любви.

Цель культуры мира – не устранение конфликтов, как таковых, а построение такого мира, в котором бы их урегулирование осуществлялось на основе системы нравственных ценностей.

  Российская Комиссия по делам ЮНЕСКО и Бюро ЮНЕСКО в Москве являются инициаторами проекта "Культура мира в России – год 2000" .

Культура мира, понимаемая как утверждение общечеловеческих нравственных ценностей, как ответ на вызовы так называемого "цивилизационного кризиса", значима для России в той же мере, как для всех развитых стран, сталкивающихся со все более острыми проявлениями отчуждения и маргинализации личности, культивирования жестокости и насилия, распространения различных форм экстремизма.

 

Из Программы действий в области культуры мира:

  • обеспечивать просвещение детей, начиная с раннего возраста, в вопросах ценностных установок, мировоззренческих взглядов, типов поведения и образов жизни, с тем, чтобы они могли разрешать любые споры мирным путем и в духе уважения человеческого достоинства, терпимости и недискриминации;

  • вовлекать детей в мероприятия, прививающие им ценностные установки и идеалы культуры мира.

 

День Культуры в Санкт-Петербурге

«К миру и ненасилию через Культуру»

 

В 2000 году День Культуры в Санкт-Петербурге проводился в пятый раз. В связи с тем, что этот год ЮНЕСКО был объявлен Международным годом культуры мира (резолюция 52/15 от 20 ноября 1997 г.) и соглашаясь с важностью постановки такого вопроса, понимая, что только через осознание важнейшей роли Культуры в развитии всего общества возможно продвигаться к всеобщему миру и сотрудничеству, в 2000 году День Культуры было решено провести под девизом: «К миру и ненасилию через Культуру». Культурно-воспитательная работа в этом направлении должна способствовать расширению сознания детей, воспитанию у них основ мирного сосуществования, опирающихся на высоконравственные принципы взаимоотношений между людьми, на стремление к общему благу и справедливости.

Человечество подошло к необходимости решения проблемы взаимоотношений, к формированию нового понятия – КУЛЬТУРЫ МИРА, как основы достойного, мирного сосуществования, подготовки почвы для лучшего будущего.

Ибо все те проблемы, которые так ярко предстали в последние годы перед странами и людьми, их населяющими, уходят корнями в мировоззрение человека – в его сознание, мотивы его поступков и поведения. Только изменив самого человека – его отношение к окружающей действительности, образ жизни и действия – можно рассчитывать на построение на планете целостной, прогрессивной цивилизации, считают ученые.

Наука вплотную подошла к доказательству существования взаимосвязи человеческого бытия с законами мироздания. Основы миропонимания новой эпохи, несмотря на кажущуюся сложность темы, могут вполне конкретно и кратко выражаться в единой формуле:

согласно древним учениям и теперь уже современным исследованиям ученых, человек – это часть одухотворенной энергетической системы космического мироздания, и он развивается по законам, внутренне присущим этой системе.

От того, насколько осознана человеком космичность бытия и ответственность людей за эволюцию на планете зависит, проявляет ли он активную, созидательную роль в жизни общества или предпочитает слабовольный уход от действительности, отгородившись иллюзиями обывательского существования.

 

К такому же выводу пришли участники Международной конференции "Культура мира и ненасилия в воспитании учащихся: опыт регионов России", которая состоялась в октябре 1999 года в Москве. Обращаясь к Генеральной Ассамблее ООН, Генеральной конференции ЮНЕСКО, правительствам, парламентам и педагогической общественности стран мира с проектом КОНВЕНЦИИ о миротворческом воспитании они приводят следующее определение:

ЧАСТЬ 1. Статья 1. В настоящей Конвенции "миротворческое воспитание" понимается как организация деятельности человека и образовательно-воспитательных структур, направленной на сознательное саморазвитие и самореализацию личности в процессе ее разносторонней жизнедеятельности, обеспечивающей осознание человеком:

целостности мира как единства природной, социальной и духовной среды его обитания;

жизненной необходимости плодотворного сотрудничества народов и государств для сохранения планеты, цивилизации и культуры;

согласия между людьми и народами как основы любых действий во имя процветания и прогресса человечества.

Миротворческое воспитание формирует духовные предпосылки безопасного и гуманного будущего для всех, активного участия каждого человека в созидании будущего.

 

Культура мира является одной из граней Культуры. Бессмысленно пытаться воспитать в человеке культуру мира, не заботясь о его общем культурном уровне. О каком сотрудничестве и взаимопонимании может идти речь без культуры мышления? Также без культуры чувств невозможно воспитать доброжелательность и терпимость, сострадание и взаимопомощь. Только повышение культурного уровня людей может приблизить нас к решению проблемы Культуры Мира.

При этом необходимо четко разделять понятия культуры и цивилизации. Видный деятель мировой культуры Николай Константинович Рерих считал, что продвижение человечества и каждой личности к Культуре осуществляется следующими этапами: «После невежества мы достигаем цивилизации, затем мы получаем образование, затем следует интеллигентность, затем утончение и после этого синтез открывает врата высокой культуры» (Держава Света; Священный дозор. – Рига, 1992, с. 74).

Следовательно, проблемы культуры мира тесным образом связаны с темами воспитания и самовоспитания, с важнейшим вопросом о смысле жизни.

Познать, постичь духовные начала бытия призван каждый учитель, каждый воспитатель, чтобы помочь вступающему в эту сложную жизнь подрастающему поколению не заблудиться в ней в самом начале.

Для чего живет человек на свете? – Чтобы стать лучше. Чтобы подняться к вершинам своего «Я», чтобы отдать обществу, миру лучшие свои достижения, тем самым выполняя свою главную жизненную задачу, внести свой вклад в эволюцию человечества.

Если бы такие истины мог услышать, познать, осознать каждый, кто ежедневно садится за школьную парту – иная была бы статистика по количеству правонарушений, и вряд ли сегодня так остро стоял бы вопрос о наркомании.

Кто может указать вступающим в жизнь молодым людям эти истины, указать на цели и задачи существования человека на земле? – только тот, кто сам их осознал, глубоко усвоил и устремился к их достижению.

Когда говорят о культуре мира, как правило, речь идет о воспитании терпимости и доброжелательства.

Но сами по себе эти высокие нравственные качества не могут возникнуть в характере человека, если не проявлена воля к саморазвитию, а до этого – если не осознана необходимость самого совершенствования. Поэтому так важно в самом начале ставить вопрос о цели и смысле человеческого существования, о постижении особого Знания – духовных законов бытия, ведущих человека к необходимости самосовершенствования.

Таким образом, задачи самосовершенствования являются сутью проблемы формирования культуры мира.

 

Примечание. Отмечая гуманистическую природу образования и Культуры в целом, необходимо выявить один немаловажный аспект,

который касается решения проблем Культуры мира в части самой постановки данного вопроса.

Если признанно, что Культура есть почитание светлого, возвышенного и созидательного, то чем в таком случае является война,

олицетворяющая мрак и разрушения, если не антиподом Культуры? 

Поэтому правомерно ли  ставить рядом взаимоисключающие понятия, употребляя термин «культура войны»,

как это встречается в разработках по данной теме (даже если бы речь шла о неком сражении, где уместно говорить об искусстве боя)?

– Как не может быть культуры тьмы, так  и культуры войны не бывает.

Духовный аспект, содержащийся в понятии Культура, необходимо учитывать всегда,

 в том числе, разрабатывая темы Культуры мира.

 

Сложнейший процесс становления нового человеческого сознания через современное миропонимание – к преобразованию себя и мира – призваны облегчить и в большой мере осуществить педагоги, а также ученые, деятели культуры и все те, кто своим устремлением к Общему Благу прокладывают путь к формированию высокой культуры общества.

Подготовка к этому Дню может осуществляться весь год, и Дни Культуры превратятся в повседневные часы и минуты, в течение которых будут жить и применяться основы Культуры, складываться Этика будущего – созидание мира как основы жизни.

 

В соответствии с выбранным девизом Дня Культуры для достижения поставленных целей в воспитании детей, педагогам было рекомендовано проведение различных культурных мероприятий, активизирующих учащихся к решению следующих вопросов:

 

· Что такое Культура? Что лежит в ее основе? Каково ее значение в жизни общества?

· Почему сегодня Культуру нужно защищать?

· Красота как универсальный критерий оценки деятельности человека

· Чем различаются понятия «культура» и «цивилизация»?

· Какие ценностные установки, мировоззренческие взгляды, типы поведения и образы жизни способствуют разрешению проблем и споров мирным путем, в духе уважения человеческого достоинства и терпимости?

· Культура мира – как часть общечеловеческой Культуры – направлена на переход от логики силы и страха к этике ненасилия, к логике взаимного уважения и любви.

· Объединение людей в защиту мира, в защиту Культуры – насущная необходимость для выхода из «цивилизованного кризиса».

 

День Культуры в школах Санкт-Петербурга под девизом «К миру и ненасилию через Культуру» был согласован и одобрен Комиссией Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, что позволило провести это мероприятие под эгидой этой международной организации.

Такая высокая задача ко многому обязывала и педагогов, и всех тех, кто в сотрудничестве с детьми готовил этот Праздник. Во избежание профанирования великой идеи, каждому участнику этого благородного процесса культурного созидания необходимо было осознать ответственность за качество своей деятельности, ибо Культура означает высшее служение совершенствованию, а значит, накладывает обязательство по отношению к бытию.

В подготовке и проведении Дня Культуры в 2000 году принимали участие видные организации города: Санкт-Петербургский Совет мира и согласия, Академическая Филармонии им. Д.Д. Шостаковича, Академическая Капелла им. М.И. Глинки, Художественное училище им. Н.К.Рериха, Детский музыкальный театр «Зазеркалье», Театр юношеского творчества ДТЮ, Международная детская Академия Художеств, а также Школа мира «Семицветик» г. Троицка Московской области и др. организации.

Более 60 школ из пяти районов Санкт-Петербурга поддержали и приняли активное участие в проведении 15 апреля Дня Культуры по теме Культуры Мира.

 

Городские мероприятия, посвященные Дню Культуры:

С 11 по 14 апреля 2000 года в рамках Дня Культуры в Международной детской Академия Художеств была открыта Детская Галерея Мира где проходили мастер-классы, уроки мира и спектакли для детей. Уроки мира – это уроки высших общечеловеческих ценностей, творчества, приобщения детей с ранних лет к Культуре мира. Темы некоторых из них: "Мама", "Земля – наш Дом", "Солнце мира", "Город мира", "Человек мира", "Цветок мира", "Птица мира" и др..

Главная цель Детской Галереи мира утверждение необходимости мира и ненасилия на Земле как основы существования и дальнейшей эволюции человечества, воспитания и образования детей через Культуру, Красоту и Творчество, укрепление международного сотрудничества посредством творческих контактов детей разных городов и стран ради мира и подъема Культуры на планете.

Детская Галерея мира создана из рисунков, которые родились в процессе различных уроков мира на базе Школы мира "Семицветик" г Троицка Московской обл. (инициаторы и организаторы – педагоги Школы мира "Семицветик" Ашикова С.Г., Ашиков В.И. – авторы Российской программы воспитания и развития дошкольников "Семицветик", утвержденной Минобразованием РФ).

В собрание рисунков детей из Троицка гармонично влились детские работы из Дагестана, Краснодарского края, Индии, Германии, Тибета, Японии и других стран.

 

15 апреля 2000 года:

Гимназия 116, Приморского района – показательное проведение школьного Праздника Дня Культуры для педагогов города

Детский музыкальный театр «Зазеркалье» – торжественный концерт детских творческих коллективов, посвященный Дню Культуры.

Художественное училище им. Н.К. Рериха – награждение Лауреатов конкурса детских рисунков, посвященного теме защиты Культуры, экскурсия по экспозициям училища, концерт муз. училища им. М.П. Мусоргского.

Театр Юношеского Творчества – Спектакль, посвященный Дню Культуры, по пьесе А. Володина «Ящерица».

 

  Rambler's Top100

 
     

 

 © Уварова Л.И., Уваров В.И.                     E-mail: den@cultura.spb.ru            Зеркало сайта www.day-of-culture.narod.ru

 2003 - 2008

 

Hosted by uCoz