Важнейшая задача воспитания
культурных, мирных отношений поставлена перед мировым сообществом
Международной организацией ЮНЕСКО, которая
провозгласила период 2001–2010 годов
Международным
десятилетием культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты.
2000 год был объявлен Организацией
Объединенных Наций по рекомендации ЮНЕСКО Международным годомкультуры мира, что явилось
началом осуществления инициатив, содержащихся в Программе
действий в области культуры мира (принятой 53-й сессией
Генеральной Ассамблеи ООН 10 ноября 1998 года), а также средством
привлечения людей из всех слоев общества к общим усилиям в рамках
глобального движения за культуру мира.
Выдержки из Концепции "Культура
Мира":
Культура мира
возникла как единственная возможность выживания и развития, как
необходимый противовес войне и насилию.
Идея нового видения мира – концепция
"Культура Мира" ("Culture of Peace") означает на
русском языке искусство, умение, культуру жить в мире.
Культура мира – динамичная
инициатива, направленная на переход от логики силы и страха к этике
ненасилия, к логике разумного поведения, взаимного уважения и любви.
Цель культуры мира
– не устранение конфликтов, как таковых, а построение такого мира, в
котором бы их урегулирование осуществлялось на основе системы
нравственных ценностей.
Российская Комиссия по делам ЮНЕСКО
и Бюро ЮНЕСКО в Москве являются инициаторами проекта "Культура
мира в России – год 2000" .
Культура мира,
понимаемая как утверждение общечеловеческих нравственных ценностей,
как ответ на вызовы так называемого "цивилизационного кризиса",
значима для России в той же мере, как для всех развитых стран,
сталкивающихся со все более острыми проявлениями отчуждения и
маргинализации личности, культивирования жестокости и насилия,
распространения различных форм экстремизма.
Из Программы действий в области
культуры мира:
обеспечивать просвещение
детей, начиная с раннего возраста, в вопросах ценностных
установок, мировоззренческих взглядов, типов поведения и образов
жизни, с тем, чтобы они могли разрешать любые споры мирным
путем и в духе уважения человеческого достоинства,
терпимости и недискриминации;
вовлекать детей в мероприятия,
прививающие им ценностные установки и идеалы культуры мира.
День Культуры в
Санкт-Петербурге
«К миру и ненасилию
через Культуру»
В 2000 году День Культуры в
Санкт-Петербурге проводился в пятый раз. В связи с тем, что этот год
ЮНЕСКО был объявлен Международным годом культуры мира
(резолюция 52/15 от 20 ноября 1997 г.)исоглашаясь с
важностью постановки такого вопроса, понимая, что только через
осознание важнейшей роли Культуры в развитии всего общества возможно
продвигаться к всеобщему миру и сотрудничеству, в 2000 году День
Культуры было решено провести под девизом: «К миру и ненасилию
через Культуру». Культурно-воспитательная работа в этом
направлении должна способствовать расширению сознания детей,
воспитанию у них основ мирного сосуществования, опирающихся на
высоконравственные принципы взаимоотношений между людьми, на
стремление к общему благу и справедливости.
Человечество подошло к необходимости
решения проблемы взаимоотношений, к формированию нового понятия –
КУЛЬТУРЫ МИРА, как основы достойного, мирного сосуществования,
подготовки почвы для лучшего будущего.
Ибо все те проблемы, которые так ярко
предстали в последние годы перед странами и людьми, их населяющими,
уходят корнями в мировоззрение человека – в его сознание,
мотивы его поступков и поведения. Только изменив самого человека –
его отношение к окружающей действительности, образ жизни и действия
– можно рассчитывать на построение на планете целостной,
прогрессивной цивилизации, считают ученые.
Наука вплотную подошла к
доказательству существования взаимосвязи человеческого бытия с
законами мироздания. Основы миропонимания новой эпохи, несмотря на
кажущуюся сложность темы, могут вполне конкретно и кратко выражаться
в единой формуле:
согласно древним учениям и теперь
уже современным исследованиям ученых, человек – это часть
одухотворенной энергетической системы космического мироздания, и он
развивается по законам, внутренне присущим этой системе.
От того, насколько осознана
человеком космичность бытия и ответственность людей за эволюцию на
планете зависит, проявляет ли он активную, созидательную роль в
жизни общества или предпочитает слабовольный уход от
действительности, отгородившись иллюзиями обывательского
существования.
К такому же выводу пришли участники
Международной конференции "Культура мира и ненасилия в
воспитании учащихся: опыт регионов России",
которая состоялась в октябре 1999 года в Москве. Обращаясь к
Генеральной Ассамблее ООН, Генеральной конференции ЮНЕСКО,
правительствам, парламентам и педагогической общественности стран
мира с проектом КОНВЕНЦИИ о миротворческом воспитании они приводят
следующее определение:
ЧАСТЬ 1. Статья 1. В настоящей Конвенции "миротворческое
воспитание" понимается как организация деятельности человека
и образовательно-воспитательных структур, направленной на
сознательное саморазвитие и самореализацию личности в процессе ее
разносторонней жизнедеятельности, обеспечивающей
осознание человеком:
– целостности мира как
единства природной, социальной и духовной среды его обитания;
– жизненной необходимости
плодотворного сотрудничества народов и государств для сохранения
планеты, цивилизации и культуры;
– согласия между людьми и народами
как основы любых действий во имя процветания и прогресса
человечества.
Миротворческое воспитание формирует
духовные предпосылки безопасного и гуманного будущего для всех,
активного участия каждого человека в созидании будущего.
Культура мира является одной из
граней Культуры. Бессмысленно пытаться воспитать в человеке культуру
мира, не заботясь о его общем культурном уровне. О каком
сотрудничестве и взаимопонимании может идти речь без культуры
мышления? Также без культуры чувств невозможно воспитать
доброжелательность и терпимость, сострадание и взаимопомощь. Только
повышение культурного уровня людей может приблизить нас к решению
проблемы Культуры Мира.
При этом необходимо четко разделять
понятия культуры и цивилизации. Видный деятель мировой культуры
Николай Константинович Рерих считал, что продвижение
человечества и каждой личности к Культуре
осуществляется следующими этапами: «После
невежества мы достигаем цивилизации, затем мы получаем образование,
затем следует интеллигентность, затем утончение и после этого синтез
открывает врата высокой культуры»(Держава Света;
Священный дозор. – Рига, 1992, с. 74).
Следовательно, проблемы культуры
мира тесным образом связаны с темами воспитания и
самовоспитания, с важнейшим вопросом о смысле жизни.
Познать, постичь духовные начала
бытия призван каждый учитель, каждый воспитатель, чтобы помочь
вступающему в эту сложную жизнь подрастающему поколению не
заблудиться в ней в самом начале.
Для чего живет человек на свете? –
Чтобы стать лучше. Чтобы подняться к вершинам своего «Я», чтобы
отдать обществу, миру лучшие свои достижения, тем самым выполняя
свою главную жизненную задачу, внести свой вклад в эволюцию
человечества.
Если бы такие истины мог услышать,
познать, осознать каждый, кто ежедневно садится за школьную парту –
иная была бы статистика по количеству правонарушений, и вряд ли
сегодня так остро стоял бы вопрос о наркомании.
Кто может указать вступающим в жизнь
молодым людям эти истины, указать на цели и задачи существования
человека на земле? – только тот, кто сам их осознал, глубоко усвоил
и устремился к их достижению.
Когда говорято культуре мира,
как правило, речь идет о воспитании терпимости и
доброжелательства.
Но сами по себе эти высокие
нравственные качества не могут возникнуть в характере человека, если
не проявлена воля к саморазвитию, а до этого – если не осознана
необходимость самого совершенствования. Поэтому так важно в самом
начале ставить вопрос о цели и смысле человеческого существования, о
постижении особого Знания – духовных законов бытия, ведущих
человека к необходимости самосовершенствования.
Таким образом, задачи
самосовершенствования являются сутью проблемы формирования
культуры мира.
Примечание. Отмечая гуманистическую природу образования и
Культуры в целом, необходимо выявить один немаловажный аспект,
который касается решения проблем Культуры мира в части самой
постановки данного вопроса.
Если признанно, что Культура есть почитание светлого, возвышенного и
созидательного, то чем в таком случае является война,
олицетворяющая мрак и разрушения, если не антиподом Культуры?
Поэтому правомерно ли ставить рядом взаимоисключающие понятия,
употребляя термин «культура войны»,
как это встречается в разработках по данной теме (даже если бы речь
шла о неком сражении, где уместно говорить об искусстве боя)?
– Как не может быть культуры тьмы, так и культуры войны не бывает.
Духовный аспект, содержащийся в понятии Культура, необходимо
учитывать всегда,
в том числе, разрабатывая темы Культуры мира.
Сложнейший процесс становления нового
человеческого сознания через современное миропонимание – к
преобразованию себя и мира – призваны облегчить и в большой мере
осуществить педагоги, а также ученые, деятели культуры и все те, кто
своим устремлением к Общему Благу прокладывают путь к формированию
высокой культуры общества.
Подготовка к этому Дню может
осуществляться весь год, и Дни Культуры превратятся в повседневные
часы и минуты, в течение которых будут жить и применяться основы
Культуры, складываться Этика будущего – созидание мира как основы
жизни.
В соответствии с выбранным девизом
Дня Культуры для достижения поставленных целей в воспитании детей,
педагогам было рекомендовано проведение различных культурных
мероприятий, активизирующих учащихся к решению следующих вопросов:
·
Что такое Культура? Что лежит в ее основе? Каково ее значение в
жизни общества?
·
Почему сегодня Культуру нужно защищать?
·
Красота как универсальный критерий оценки деятельности человека
·
Чем различаются понятия «культура» и «цивилизация»?
·
Какие ценностные установки, мировоззренческие взгляды, типы
поведения и образы жизни способствуют разрешению проблем и споров
мирным путем, в духе уважения человеческого достоинства и
терпимости?
·
Культура мира – как часть общечеловеческой Культуры – направлена на
переход от логики силы и страха к этике ненасилия, к логике
взаимного уважения и любви.
· Объединение людей в защиту мира, в
защиту Культуры – насущная необходимость для выхода из
«цивилизованного кризиса».
День
Культуры в школах Санкт-Петербурга под девизом «К миру и
ненасилию через Культуру» был согласован и одобрен Комиссией
Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, что позволило провести это
мероприятие под эгидой этой международной организации.
Такая высокая задача ко многому
обязывала и педагогов, и всех тех, кто в сотрудничестве с детьми
готовил этот Праздник. Во избежание профанирования великой идеи,
каждому участнику этого благородного процесса культурного созидания
необходимо было осознать ответственность за качество своей
деятельности, ибо Культура означает высшее служение
совершенствованию, а значит, накладывает обязательство по
отношению к бытию.
В подготовке и проведении Дня
Культуры в 2000 году принимали участие видные организации города:
Санкт-Петербургский Совет мира и согласия, Академическая Филармонии
им. Д.Д. Шостаковича, Академическая Капелла им. М.И. Глинки,
Художественное училище им. Н.К.Рериха, Детский музыкальный театр
«Зазеркалье», Театр юношеского творчества ДТЮ, Международная детская
Академия Художеств, а также Школа мира «Семицветик» г. Троицка
Московской области и др. организации.
Более 60 школ из пяти районов
Санкт-Петербурга поддержали и приняли активное участие в проведении
15 апреля Дня Культуры по теме Культуры Мира.
Городские мероприятия,
посвященные Дню Культуры:
С 11 по 14 апреля 2000 года в рамках
Дня Культуры в Международной детской Академия Художеств была открыта
Детская Галерея Мира где проходили мастер-классы, уроки мира и
спектакли для детей. Уроки мира – это уроки высших общечеловеческих
ценностей, творчества, приобщения детей с ранних лет к Культуре
мира. Темы некоторых из них: "Мама", "Земля – наш Дом", "Солнце
мира", "Город мира", "Человек мира", "Цветок мира", "Птица мира"
и др..
Главная цель Детской Галереи мира
– утверждение необходимости мира и ненасилия на Земле как основы
существования и дальнейшей эволюции человечества, воспитания и
образования детей через Культуру, Красоту и Творчество, укрепление
международного сотрудничества посредством творческих контактов детей
разных городов и стран ради мира и подъема Культуры на планете.
Детская Галерея мира создана из
рисунков, которые родились в процессе различных уроков мира
на базе Школы мира "Семицветик" г Троицка Московской обл.
(инициаторы и организаторы – педагоги Школы мира "Семицветик"
Ашикова С.Г., Ашиков В.И. – авторы Российской программы воспитания и
развития дошкольников "Семицветик", утвержденной Минобразованием РФ).
В собрание рисунков детей из Троицка
гармонично влились детские работы из Дагестана, Краснодарского края,
Индии, Германии, Тибета, Японии и других стран.
15 апреля 2000 года:
Гимназия 116,
Приморского района – показательное проведение школьного Праздника
Дня Культуры для педагогов города
Детский музыкальный театр
«Зазеркалье» –
торжественный концерт детских творческих коллективов, посвященный
Дню Культуры.
Художественное училище им. Н.К.
Рериха – награждение
Лауреатов конкурса детских рисунков, посвященного теме защиты
Культуры, экскурсия по экспозициям училища, концерт муз. училища им.
М.П. Мусоргского.
Театр Юношеского Творчества –
Спектакль, посвященный Дню
Культуры, по пьесе А. Володина «Ящерица».