К преобразованию жизни
человечество может придти лишь через новое миропонимание, через
осознание того, что общество находится на пороге качественного изменения
мира. Новое мировоззрение, которое созревает в обществе, утверждается
как принцип Культуры, принцип рассмотрения всего происходящего на Земле
в тесном единстве с космическими процессами1. В Новый, грядущий мир со
старыми знаниями не войти – нужны новые, более полные сведения о
современном мире, а также переосмысление самих основ жизни.
Новая эпоха принесет, как
завещано2, великое сотрудничество во всей жизни, которое утвердится на
основе истинного знания и терпимости, сослужения Общему благу.
Будущий, Новый мир создаст условия
для развития мысли, пробудит сознание и вернет миру предназначенный
облик Красоты. Обновление будет заключаться также в осознании
человеческого достоинства, в суровом понимании долга и ответственности
каждого перед человечеством и всем Космосом3 . Но все это возможно лишь
на основе единения и взаимоуважения среди людей и, в первую очередь,
наиболее просвещенных умов и сердец, которые во многом помогут утвердить
этот Новый мир, и чему также будет способствовать развитие движения
Культуры.
В лучшее будущее без Культуры не
войти –
– без осознания и сбережения
прошлых достижений,
– без устремления личности к
самоусовершенствованию и культуротворчеству.
ОСОЗНАТЬ И
СОХРАНИТЬ КУЛЬТУРНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПРОШЛОГО
Из древних, чудесных камней
сложите ступени грядущего4
По-настоящему осознать творческие
достижения человечества, накопленные в истории, значит проникнуться
глубокой благодарностью и уважением к трудам великих подвижников, к тем
духовным ценностям, которыми живет человечество и благодаря которым
осуществляется общественный прогресс.
«Зачем это нужно?» – может
спросить либо ребенок, либо малокультурный, инфантильный взрослый
человек. Ответ на этот вопрос прост: не осознав Прекрасное – не уберечь
Красоту, которая и подвигает человека к творчеству, умножая духовную
сокровищницу Культуры. Не сберегут люди эту Красоту – жить им в серости
будней и тьме невежества, в торжестве безобразия и насилия, поскольку
именно Культура привносит в жизнь и самые нужные знания, и свободу, и
помогает украсить саму жизнь.
Но главное, стремясь постичь
глубины мастерства создателей произведений мировой Культуры («какое
счастье – следить за мыслью гения!»), мы учимся понимать жизнь и все
прекрасное в ней, а понимая, мы приходим к убеждению, что сокровища мира
– все то священное, познавательное и прекрасное, что мы сегодня ценим –
должно быть сохранено для Будущего.
Не нужно убеждать, скажут
некоторые, что всякое сокровище стоит денег, значит, приносит пользу.
Однако мало кто помнит, что любая материальная культурная ценность имеет
еще и ценность духовную, которая, в отличие от ценности материальной,
имеет особенность быть неистребимой. Именно в этой вечности
жизни отличие Культуры от преходящей цивилизации (о чем речь пойдет
дальше).
Осознание мировых и культурных
сокровищ приходит не вдруг, и чтобы этот процесс не затянулся на долгие
годы, надо с самых ранних детских лет помочь новому поколению. Пусть и
на школьном уроке, и в лекционной аудитории, и на занятии в детском саду
всегда звучат слова о Культуре, и, наряду с обучением грамоте и
различным законам, взрослые будут знакомить детей и молодежь с
Каталогом ценностей человеческого гения.
Однако, будем помнить, что
«образование не должно привязывать учащихся только к прошлому, но должно
делать их вполне вооруженными, чтобы светло встретить улыбку грядущего»5 .
И это будущее требует к себе внимания – Новый мир требует сознательной к
нему подготовки.
Поэтому пусть каждый учебный день
будет днем Культуры, днем Просвещения, осознания света творчества и
лучших человеческих достижений; пусть молодые привыкают считать каждый
свой новый день днем приобщения к Знаниям и Красоте. И пусть они помнят,
что так же, как Родину, Культуру нужно охранять.
И тогда идеи Международного
соглашения о защите культурных ценностей прочно войдут в жизнь, и в этом
будет знак Нового мира. В этом будет спасение и для самой цивилизации,
техническими достижениями которой так гордятся современники и которая
переживает ныне глубокий кризис.
В УСТРЕМЛЕНИИ К
САМОУСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ – ЗАЛОГ ЛУЧШЕГО БУДУЩЕГО
Молодому поколению необходимо
твердо усвоить, что есть Основы, без которых, как без фундамента,
никакое жизненное построение не устоит – такими основами лучшего
будущего являются: устремление к Высшему началу,
мирное построение жизни и доброжелательство.
Культура не может
существовать без естественной связи с высшим. Платон, Я.А.Коменскийи целая серия выдающихся имен в публикациях Антологии Гуманной
педагогики (подготовленной Издательским Домом Шалвы Амонашвили)
представлена в подтверждение мысли о том, что прежняя педагогика была
выстроена на духовности, на устремлении сознания к Высшему
началу, которое проявляется в этическом и эстетическом отношении к
миру: к природе, к людям и к их творчеству. Воспитание именно такого
отношения к окружающему миру было изначально заложено в целях
образования – без этого же оно вырождается,
предупреждали великие6.
Может ли культурный, образованный
человек являть безразличие к Источнику, который питает все сущее на
Земле? Будем считать этот вопрос риторическим – среди создателей лучших
творений Культуры таких людей мы не найдем.
Стремление к
самоусовершенствованию будет также стремлением к Высшему началу.
Мирное построение
жизни – не утопия, но возможная действительность.
Мир (в доме, в коллективе, в обществе) начинается с осознания того, что
доброжелательство и дружелюбие есть основа быта.
Что же мешает людям проявлять
сердечную теплоту по отношению друг к другу, хотя бы в семье, хотя бы в
ученическом или трудовом коллективе? – Незнание основ или неумение
понять другого? Самомнение или нетерпимость? Губительная
раздражительность или легкомыслие? Так или иначе, человек с малых лет
должен быть настроен на работу над собой, но такая работа есть, прежде
всего, работа над мыслью. Все начинается с мысли – и культура
человека, и его дела, и его творчество. Также и Культура всего
человечества, в конечном итоге, творится возвышенной и красивой мыслью
ее созидателей, – мыслью, воспитанной сердцем.
Доброжелательство
и дружелюбие (этому
никогда не поздно учиться) проложат дорогу к миру
во всем мире – такой мир есть «великий спасительный магнит, к
которому рано или поздно пристанут корабли»7.
Но до этого должна совершиться перемена не
столько в политике, сколько в сознании,
в самом сердце.
Стремление к совершенствованию,
работа над собой продвигают человека к Культуре, и это одновременно
является психопрофилактикой личности, которая обеспечивает
человеку духовное здоровье и душевное равновесие, сохраняет драгоценную
психическую энергию, без которой нет
и физического здоровья. В природе и обществе все взаимосвязано, и
человек, вступающий в жизнь, должен знать об этом с самого ее начала.
В многотрудном процессе
работы над собой человеку поможет мерило Красоты. Если мы будем
заботиться о красоте своей жизни – от содержания мыслей до всех наших
действий, если будем украшать не только театры и музеи, школы и
библиотеки, здания банков и торговых центров, санатории и больницы, но и
тюрьмы, которые тоже должны быть прекрасны – «тогда больше не будет
тюрем», – так писал Н.К. Рерих8,
обозначая тем самым
путь Красоты, на
котором нет девиаций и пороков общества.
«В Красоте залог счастья
человечества», – эта мысль подтверждается и учеными, которые отмечают,
что эстетически мыслящий человек, как правило, более расположен к
нравственным мотивам поведения9.
КУЛЬТУРА НЕ
СУЩЕСТВУЕТ БЕЗ ТВОРЧЕСТВА
Если человек, получая в процессе
обучения необходимые знания, сориентирован на то, чтобы воспитывать
умение совершенствовать себя, реализовать свою индивидуальность,
связывать самопознание с самоопределением – он, в конечном итоге, должен
стать личностью, способной творчески преобразовывать окружающий мир и, в
первую очередь, самого себя, быть не только
потребителем Культуры, но и ее творцом.
Постепенно, в процессе работы над
собой и освоения пространства Культуры, у человека складывается такое
мировоззрение, которое является культуротворческим.
Согласно научному определению,
мировоззрение человека можно считать культуротворческим, если оно:
– выработано личностью в
процессе осмысления Бытия и своей сущности, своего жизненного
предназначения;
– является оптимистичным и
этичным, жизнеутверждающим;
– сформировано не путем внушения,
а в результате личностного выбора тех идей и ценностей, которые придают
смысл своей и окружающей жизни;
– одновременно направлено на
совершенствование себя и окружающего мира, причем, активность человека,
направленная вовне, и активность, направленная вовнутрь себя, должны
быть уравновешены10.
ПЕДАГОГ И
ТВОРЧЕСТВО
Прежде чем такая программа
действий, направленная на выявление созидательного начала личности
начнет осуществляться, много труда придется приложить не только самой
этой личности, но и педагогу – тому, кто «ведёт дитя». Не в этом ли
заключается высокая миссия образования – помочь раскрыть творческий
потенциал духа?
Как отмечают ученые,
культуротворческое мировоззрение есть основа профессионально-личностного
самоопределения школьного учителя; оно проявляется, прежде всего, в
особом характере и структуре ценностей, определяющих смысл его жизни и
профессиональной деятельности. На этом пути мы должны пройти три
последовательных шага: а) сосредоточиться на себе – найти себя и
самоосуществиться; б) сместить центр на другого – цель жизни в
любви и служении другим; в) сконцентрироваться на чем-то большем,
высшем, чем ты сам – служении Богу, человечеству, реализации своей
жизненной миссии, задачи11.
Ученые, работающие в области
педагогической науки, пишут также о формировании культуротворческой
парадигмы, отличие которой «в принципиально иной доминанте содержания
(культура), понимании человека как находящегося в процессе становления
целостного существа, где цель школы – "взращивание" человека, способного
к культурному созиданию, продуктивному
диалогу с природой и социумом»12.
Это, как отмечается, «требует времени и целенаправленных усилий высшей
педагогической школы». Но может ли быть иначе? – Где Культура, там и
труд, и только упорным, сознательным трудом, практичным и озаренным,
можно достигнуть большое жизненное следствие и испытать настоящую
творческую радость. Но прежде нужно осознание великого значения
Культуры.
___________________________
1 Русская
философия. Словарь – М.: Терра-Кн. Клуб, Республика, 1999, с. 240
2 Эти
заветы, предназначенные для нынешнего поколения, являются частью
духовной сокровищницы человечества и требуют немедленного их
осмысления – об этом с трепетом и глубоким душевным волнением писали
русские философы-космисты, соединявшие в своем творчестве самобытные
ценности отечественной Культуры с научными концепциями о мире -
см. сборник
«Русский космизм»: Антология философской мысли – М.:
Педагогика–Пресс, 1993.
3 Письма
Елены Рерих. Том 1. – Минск: 1992, с.320 – 12. 12. 1934.
См. также - Субетто
А.И. Ноосферизм. Том 1. – СПб: КГУ им. Н.А. Некрасова, КГУ им.
Кирилла и Мефодия, 2001, с. 591.
4 Н.К.
Рерих. Письма в Америку. – М.: Сфера, 1998, с.84
5 Н.К.
Рерих. О Вечном... М.: Политиздат, 1991, с. 22.
6 В арсенале
культурных достижений человечества имеются труды мыслителей,
оставивших нам в наследство блестящие модели постановки проблем и их
решений, на которые не влияют никакие временные границы. Так,
впервые в истории мысли проблему образования поставил великий
Платон, и метод, которым он пользовался в ее разрешении, по словам
видного педагога С.И. Гессена, остается до сих пор образцовым. Этот
метод состоит в том, что проблемы отдельной личности необходимо
отождествлять в основе своей с проблемами культуры, и, что особенно
важно – в единстве образования, этики и политики, принимая во
внимание внутреннюю связь индивида и общества в части их развития и
целостности. Но, что самое главное – отход «от животворящего высшего
начала приводит к вырождению образования» – см.
Платон. - М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000, с.26.
9 Русских
Л.В. Отношения экономики и культуры в истории классической
европейской мысли: опыт культурологического анализа. – Автореф.
дисс...канд. культурологии. Челябинск, 2000, с. 22
10 Никитина
Н. Н. Культуротворческое мировоззрение как основа
профессионально-личностного самоопределения учителя» – Сб.: «Синтез
Познавательного и Прекрасного в образовании. - СПб: Изд-во «Левша»,
2001, с.26
11 Там же.
12 Валицкая
А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного
процесса. – «Педагогика», 1998, № 4, с. 12