Санкт-Петербургское отделение

 Международной Лиги защиты Культуры

День единения в Культуре

 

 

     
 

Николай Константинович Рерих  Rambler's Top100

(1874 - 1947)

 

Николай Константинович Рерих - человек интереснейшей биографии, феноменальных знаний, редкого таланта. Горячий патриот, постоянно думавший о благе русского народа и творивший для него, художник, учёный, философ, деятель культуры, писатель, путешественник. Его необычная жизнь характеризуется многогранностью творческих устремлений.

         Николай Рерих родился 9 октября 1874г. в Петербурге, в семье известного нотариуса. Рос он необычайно впечатлительным и любознательным ребёнком.

         Беззаботная пора промелькнула незаметно, и в восьмилетнем возрасте Н. Рерих перешагнул порог гимназии. Уже в этом возрасте у него стали чётко формироваться интересы к живописи, театру, истории, археологии, путешествиям, проявилась любовь к литературе, особенно к поэзии.

         В 1893 году Николай Рерих окончил гимназию и осенью этого же года сдал вступительные экзамены в Академию художеств и одновременно, по настоянию отца, поступил в Петербургский университет на юридический факультет.

         Пытливый интеллект Николая Рериха не знал покоя. Мир, раскрывавшийся перед ним, просился на полотна и в то же время требовал досконального изучения. Обязательные программы Академии и Университета не могли утолить страстную жажду знаний. Диапазон интересов Рериха, кажется, был безграничен. Он изучал книги о персидских захоронениях, о южноамериканских аллигаторах, классиков Эллады, читал сочинения О. Бальзака, А. Франса, Л. Толстого, труды по юриспруденции, общей истории, истории искусств, музыковедению, литературоведению.

         30 октября 1895 года Н. Рерих зачислен в мастерскую А.И. Куинджи. Впоследствии Рерих неоднократно вспоминал: «Стал Архип Иванович учителем не только живописи, но и всей жизни». Действительно, как педагог, как художник и, наконец, как человек Куинджи во многом отвечал идеалам Рериха.

         В ноябре 1897 года в Академии художеств состоялся торжественный акт вручения дипломов на звание художников. Это звание присвоили и Николаю Рериху за его картину «Гонец. Восстал род на род». Прямо с выставки «Гонец» был приобретён П.М. Третьяковым (для своей коллекции).

         Посмотрев картину «Гонец», Л.Н. Толстой сказал Рериху: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесёт. Так и в области нравственных требований надо всегда рулить выше - жизнь всё снесёт. Пусть ваш гонец высоко руль держит, тогда доплывёт!». Напутствие Л.Н. Толстого «держать руль выше» вдохновляло на новые творческие дерзания.

         В 1901 году Н.К. Рерих назначается секретарём Общества поощрения художеств. Но не смотря на большую загруженность, Рерих продолжает заниматься живописью.

         В 1903-1904 годах Николай Рерих посетил более 40 русских городов. Сказания, обычаи, ремёсла, народная музыка, старинная одежда, архитектура давали художнику обильную пищу для творчества. Изучая русскую культуру , Рерих приходит к убеждению, что в течение многих веков восточные влияния на Русь были более действенными, чем западные. Следовательно, нужно изучать именно восточные влияния. Н.К. Рерих выступал решительным противником всех, кто считал, что прогресс России начался с деятельности Петра I и что именно Пётр I приобщил Россию к подлинным сокровищам культуры и цивилизации. Отвергая подобные взгляды, Рерих говорил о неправильном понимании допетровской Руси, которая во многих отношениях ничем не уступала Европе. Эти же идеи художник проводит и в своей живописи.

         Показывая далёкие времена, Н. Рерих как бы задаёт вопрос - не растеряли ли мы на пройденных путях нечто очень нужное, не пренебрегли ли той «стариной» , которая никогда не стареет? По мнению художника, к ней относятся чувство человеческого достоинства, доброжелательство в людских отношениях, самобытность жизненного уклада и извечное стремление к красоте, к совершенству.

         Весной 1906 года Н.К. Рериха утверждают директором школы Общества поощрения художеств. Терпение, последовательность, организаторский талант, его умение сотрудничать с людьми сделали школу  одним из самых крупных и демократических учебных заведений страны.

         Наступал 1914 год - год начала войны.

         Предчувствия грозных событий и стремление подчинить свои духовные искания общественным интересам сблизили Н.К. Рериха с А. Блоком. В этом случае можно говорить  и о творческом «сродстве душ». Было много общего между внешней сдержанностью и внутренним пыланием Рериха и Блока. Общественная деятельность Н.К. Рериха неизбежно привела к знакомству с М. Горьким. они познакомились семьями и стали бывать друг у друга дома. Рерих высоко ценил писательский талант Горького, обращался к нему за советами.

         В начале Первой мировой войны Николай Рерих вынес на обсуждение общественности вопрос о необходимости специального соглашения по охране просветительских учреждений и памятников культуры, а также попытался придать ему государственное значение. Также он принимает активное участие в работе русского Красного Креста. По инициативе Рериха создаются специализированные классы для обучения раненых при школе Общества поощрения художеств.

         В начале 1915 года Николай Рерих заболел воспалением лёгких. Когда кризис миновал, врачи пришли к заключению, что художнику противопоказано жить в большом городе. В декабре 1916 года Рерих арендовал в Сортавале дом недалеко от Ладожского озера, среди соснового леса и переехал туда с семьёй на постоянное жительство. Близость к Петрограду позволяла время от времени выезжать туда и заниматься делами школы Общества поощрения художеств.

         Однако, после революции 1917 года контакты с теперь уже Советской Россией продолжались не долго. В мае 1918 года финская буржуазия с помощью германских войск установила в своей стране реакционный режим, и государственная граница между Финляндией и Советским Союзом была наглухо закрыта.

         Но ещё задолго до Октябрьской революции у Рериха сложилось твёрдое убеждение, что его личный долг перед обществом заключается в сближении духовного наследия Востока с новейшими научными открытиями и прогрессивными социальными учениями. Успешное осуществление такой задачи требовало живой связи с народами востока, с их древней культурой и неумирающими традициями.

         Ещё до войны (1914года) Николай Рерих пользовался за границей большой популярностью. И он отправляется в Англию, для того, чтобы добиться разрешения посетить Индию, так как она в то время была английской колонией.

         Далее в 1920 году выставочное турне по США: Нью-Йорк и ещё 28 городов. Художнику сопутствовал ошеломляющий успех. Он знакомил слушателей с достижениями русской культуры, призывал к взаимопониманию и культурному сотрудничеству.

         Подготавливая поездку в Индию, Николай Константинович не переставал думать о возвращении в Россию. Он писал из Лондона: «Работаю. Готовлю выставку. Конечно, можно и здесь прожить, найти свою публику и средства, но ведь без России как же? Ведь я русский учёный и могу путником пройти по миру; но ведь огонёк дома должен гореть в России».

         В США Рерих продолжал общественно-просветительскую деятельность. Художник борется за такое искусство, которое способствовало бы сближению разных народов. Этой идеей руководствуется Рерих, организовывая Институт Объединённых искусств в Нью-Йорке. Почти одновременно в Чикаго было учреждено объединение художников «Пылающее Сердце», а в сентябре 1922 года возник международный культурный Центр «Венец Мира», призванный осуществлять сотрудничество деятелей науки и искусства разных стран.

При непосредственном участии Николая Рериха вначале тридцатых годов была создана Всемирная Лига Культуры и выдвинута им идея проведения Всемирного Дня Культуры.

         Уже после отъезда художника в США, 17 ноября 1923 года, его друзьями и сторонниками был открыт в Нью-Йорке Музей имени Рериха, куда Николай Константинович передал свыше 300 своих произведений.

         Наконец, после многих усилий художник со всей своей семьёй отправляется в Индию. Там в 1925-1928 гг. была совершена уникальная Центрально-Азиатская экспедиция.

         В 1929году Рерих вторично поднимает вопрос об охране культурных ценностей, которые должны быть охраняемы не только в военное, но и мирное время. И, наконец, после больших усилий и борьбы сторонников этой инициативы 15 апреля 1935 года в Нью-Йорке Президентом США Рузвельтом и представителями других стран был подписан Пакт Мира (Пакт Рериха).

В мае 1954 года Пакт Рериха был принят за основу при подписании межправительственной Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта. А в 1968 году к этой Конвенции присоединился и Советский Союз.

         Во время Великой Отечественной войны Николай Рерих всей душой болел за советский народ, за Родину. В Индии было проведено несколько выставок художника с продажей картин. Сборы с этих выставок были направлены в пользу Советского Красного Креста и на военные нужды армии.

         Сразу после окончания войны Николай Рерих начал подготовку к переезду в Советский Союз. Свыше 400 картин, лично отобранных художником, упаковывались под его наблюдением в ящики, для отправки в Советский Союз, а всего к этому времени было написано около 7000 картин, которые разошлись по всему миру.

Но  отъезду  не  суждено  было  состоятся.   Художник  ушёл  из  жизни 13 декабря 1947 года.

  Rambler's Top100

 
     

 

 © Уварова Л.И., Уваров В.И.                     E-mail: den@cultura.spb.ru            Зеркало сайта www.day-of-culture.narod.ru

 2003 - 2008

 

Hosted by uCoz