Николай
Константинович Рерих
- человек интереснейшей биографии, феноменальных знаний, редкого
таланта. Горячий патриот, постоянно думавший о благе русского
народа и творивший для него, художник, учёный, философ, деятель
культуры, писатель, путешественник. Его необычная жизнь
характеризуется многогранностью творческих устремлений.
Николай Рерих родился 9 октября 1874г. в Петербурге, в
семье известного нотариуса. Рос он необычайно впечатлительным и
любознательным ребёнком.
Беззаботная
пора промелькнула незаметно, и в восьмилетнем возрасте Н. Рерих
перешагнул порог гимназии. Уже в этом возрасте у него стали
чётко формироваться интересы к живописи, театру, истории,
археологии, путешествиям, проявилась любовь к литературе,
особенно к поэзии.
В 1893 году
Николай Рерих окончил гимназию и осенью этого же года сдал
вступительные экзамены в Академию художеств и одновременно, по
настоянию отца, поступил в Петербургский университет на
юридический факультет.
Пытливый
интеллект Николая Рериха не знал покоя. Мир, раскрывавшийся
перед ним, просился на полотна и в то же время требовал
досконального изучения. Обязательные программы Академии и
Университета не могли утолить страстную жажду знаний. Диапазон
интересов Рериха, кажется, был безграничен. Он изучал книги о
персидских захоронениях, о южноамериканских аллигаторах,
классиков Эллады, читал сочинения О. Бальзака, А. Франса, Л.
Толстого, труды по юриспруденции, общей истории, истории
искусств, музыковедению, литературоведению.
30 октября
1895 года Н. Рерих зачислен в мастерскую А.И. Куинджи.
Впоследствии Рерих неоднократно вспоминал: «Стал Архип Иванович
учителем не только живописи, но и всей жизни». Действительно,
как педагог, как художник и, наконец, как человек Куинджи во
многом отвечал идеалам Рериха.
В ноябре
1897 года в Академии художеств состоялся торжественный акт
вручения дипломов на звание художников. Это звание присвоили и
Николаю Рериху за его картину «Гонец. Восстал род на род». Прямо
с выставки «Гонец» был приобретён П.М. Третьяковым (для своей
коллекции).
Посмотрев
картину «Гонец», Л.Н. Толстой сказал Рериху: «Случалось ли в
лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше
того места, куда вам нужно, иначе снесёт. Так и в области
нравственных требований надо всегда рулить выше - жизнь всё
снесёт. Пусть ваш гонец высоко руль держит, тогда доплывёт!».
Напутствие Л.Н. Толстого «держать руль выше» вдохновляло на
новые творческие дерзания.
В 1901 году
Н.К. Рерих назначается секретарём Общества поощрения художеств.
Но не смотря на большую
загруженность, Рерих продолжает заниматься живописью.
В 1903-1904
годах Николай Рерих посетил более 40 русских городов. Сказания,
обычаи, ремёсла, народная музыка, старинная одежда, архитектура
давали художнику обильную пищу для творчества. Изучая русскую
культуру , Рерих приходит к
убеждению, что в течение многих веков восточные влияния на Русь
были более действенными, чем западные. Следовательно, нужно
изучать именно восточные влияния. Н.К. Рерих выступал
решительным противником всех, кто считал, что прогресс России
начался с деятельности Петра
I
и что именно
Пётр
I
приобщил
Россию к подлинным сокровищам культуры и цивилизации. Отвергая
подобные взгляды, Рерих говорил о неправильном понимании
допетровской Руси, которая во многих отношениях ничем не
уступала Европе. Эти же идеи художник проводит и в своей
живописи.
Показывая
далёкие времена, Н. Рерих как бы задаёт вопрос - не растеряли ли
мы на пройденных путях нечто очень нужное, не пренебрегли ли той
«стариной» , которая никогда не
стареет? По мнению художника, к ней относятся чувство
человеческого достоинства, доброжелательство в людских
отношениях, самобытность жизненного уклада и извечное стремление
к красоте, к совершенству.
Весной 1906
года Н.К. Рериха утверждают директором школы Общества поощрения
художеств. Терпение, последовательность, организаторский талант,
его умение сотрудничать с людьми сделали школу одним из самых
крупных и демократических учебных заведений страны.
Наступал
1914 год - год начала войны.
Предчувствия
грозных событий и стремление подчинить свои духовные искания
общественным интересам сблизили Н.К. Рериха с А. Блоком. В этом
случае можно говорить и о творческом «сродстве душ». Было много
общего между внешней сдержанностью и внутренним
пыланием Рериха и Блока.
Общественная деятельность Н.К. Рериха неизбежно привела к
знакомству с М. Горьким.
они познакомились семьями и стали
бывать друг у друга дома. Рерих высоко ценил писательский талант
Горького, обращался к нему за советами.
В начале
Первой мировой войны Николай Рерих вынес на обсуждение
общественности вопрос о необходимости специального соглашения по
охране просветительских учреждений и памятников культуры, а
также попытался придать ему государственное значение. Также он
принимает активное участие в работе русского Красного Креста. По
инициативе Рериха создаются специализированные классы для
обучения раненых при школе Общества поощрения художеств.
В начале
1915 года Николай Рерих заболел воспалением лёгких. Когда кризис
миновал, врачи пришли к заключению, что художнику
противопоказано жить в большом городе. В декабре 1916 года Рерих
арендовал в Сортавале дом недалеко от Ладожского озера, среди
соснового леса и переехал туда с семьёй на постоянное
жительство. Близость к Петрограду позволяла время от времени
выезжать туда и заниматься делами школы Общества поощрения
художеств.
Однако,
после революции 1917 года контакты с теперь уже Советской
Россией продолжались не долго. В мае 1918 года финская буржуазия
с помощью германских войск установила в своей стране реакционный
режим, и государственная граница между Финляндией и Советским
Союзом была наглухо закрыта.
Но ещё
задолго до Октябрьской революции у Рериха сложилось твёрдое
убеждение, что его личный долг перед обществом заключается в
сближении духовного наследия Востока с новейшими научными
открытиями и прогрессивными социальными учениями. Успешное
осуществление такой задачи требовало живой связи с народами
востока, с их древней культурой и неумирающими традициями.
Ещё до войны (1914года)
Николай Рерих пользовался за границей большой популярностью. И
он отправляется в Англию, для того, чтобы добиться разрешения
посетить Индию, так как она в то время была английской колонией.
Далее в 1920
году выставочное турне по США: Нью-Йорк и ещё 28 городов.
Художнику сопутствовал ошеломляющий успех. Он знакомил
слушателей с достижениями русской культуры, призывал к
взаимопониманию и культурному сотрудничеству.
Подготавливая поездку в Индию, Николай Константинович не
переставал думать о возвращении в Россию. Он писал из Лондона: «Работаю.
Готовлю выставку. Конечно, можно и здесь прожить, найти свою
публику и средства,
но ведь без России
как же? Ведь я
русский учёный и могу путником пройти по миру; но ведь огонёк
дома должен гореть в России».
В США Рерих
продолжал общественно-просветительскую деятельность. Художник
борется за такое искусство, которое способствовало бы сближению
разных народов. Этой идеей руководствуется Рерих, организовывая
Институт Объединённых искусств в Нью-Йорке. Почти одновременно в
Чикаго было учреждено объединение художников «Пылающее Сердце»,
а в сентябре 1922 года возник международный культурный Центр
«Венец Мира», призванный осуществлять сотрудничество деятелей
науки и искусства разных стран.
При непосредственном
участии Николая Рериха вначале тридцатых годов была создана
Всемирная Лига Культуры и выдвинута им идея проведения
Всемирного Дня Культуры.
Уже после
отъезда художника в США, 17 ноября 1923 года, его друзьями и
сторонниками был открыт в Нью-Йорке Музей имени Рериха, куда
Николай Константинович передал свыше 300 своих произведений.
Наконец,
после многих усилий художник со всей своей семьёй отправляется в
Индию. Там в 1925-1928 гг. была совершена уникальная
Центрально-Азиатская экспедиция.
В 1929году
Рерих вторично поднимает вопрос об охране культурных ценностей,
которые должны быть охраняемы не только в военное, но и мирное
время. И, наконец, после больших усилий и борьбы сторонников
этой инициативы 15 апреля 1935 года в Нью-Йорке Президентом США
Рузвельтом и представителями других стран был подписан Пакт Мира
(Пакт Рериха).
В мае 1954 года Пакт
Рериха был принят за основу при подписании межправительственной
Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого
конфликта. А в 1968 году к этой Конвенции присоединился и
Советский Союз.
Во время
Великой Отечественной войны Николай Рерих всей душой болел за
советский народ, за Родину. В Индии было проведено несколько
выставок художника с продажей картин. Сборы с этих выставок были
направлены в пользу Советского Красного Креста и на военные
нужды армии.
Сразу после
окончания войны Николай Рерих начал подготовку к переезду в
Советский Союз. Свыше 400 картин, лично отобранных художником,
упаковывались под его наблюдением в ящики, для отправки в
Советский Союз, а всего к этому времени было написано около 7000
картин, которые разошлись по всему миру.
Но отъезду не
суждено было состоятся. Художник
ушёл из жизни 13 декабря 1947 года.